Управления образования Администрации Белоярского городского округа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14» структурное подразделение «Детский сад» 624056 Свердловская область, Белоярский район, п. Гагарский, ул. Школьная, д. 1Д, e-mail: bel-school14@mail.ru , сайт: https://14bel.uralschool.ru _____________________________________________________________________________ СОГЛАСОВАНА Начальник Управления образования Администрации Белоярского городского округа _______________ С.В.Захарова УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ «Белоярская СОШ № 14» _______________ Е.В. Кокоулина Приказ № _________ от ___________2022 г. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14» структурного подразделения «Детский сад» СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2022 – 2026 г.г. Принята на Педагогическом совете Протокол № ______ от _____________ 2022 г. п. Гагарский, 2022 год СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ........................................................... 4 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ............................. 7 3. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ......... 9 3.1. Характеристика контингента детей................................................................ 9 3.2. Характеристика кадровых условий .............................................................. 10 3.3. Анализ взаимодействия с социальными партнерами, семьями воспитанников ....................................................................................................... 13 3.4. Анализ состояния материально-технической базы .................................... 15 3.5. Анализ результатов реализации Программы развития МБОУ «Белоярская СОШ № 14» структурное подразделение «Детский сад» на период 2018 2021 гг. .................................................................................................................... 16 3.6. SWOT – анализ потенциала развития МБОУ «Белоярская СОШ № 14» структурное подразделение «Детский сад»........................................................ 18 4. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МБОУ «БЕЛОЯРСКАЯ СОШ № 14» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ .......................... 22 4.1. Ключевые приоритеты государственной политики в сфере образования до 2025 года ........................................................................................................... 22 4.2. Стратегия развития МБОУ «Белоярская СОШ № 14» структурное подразделение «Детский сад» .............................................................................. 23 4.3. Краткая характеристика основных мероприятий и проектов ................... 23 4.3.1. Проект «Цифровая образовательная среда»............................................. 23 4.3.2. Проект «Педагог будущего» ...................................................................... 25 4.3.3. Проект «Территория ответственного родительства» .............................. 26 4.4. Показатели эффективности Программы развития...................................... 27 5. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ...... 29 6. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ....... 33 2 ВВЕДЕНИЕ Программа развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14» структурного подразделения «Детский сад» до 2026 года представляет собой управленческий документ, предусматривающий реализацию комплекса мероприятий и создания необходимых условий в образовательной организации для достижения определенных документами стратегического планирования целей государственной политики в сфере образования на принципах проектного управления. Программа развития разработана на основе проектного управления, закрепленного в Постановлении Правительства РФ от 12.10.2017 N 1242 (ред. от 17.07.2019) «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации» и предусматривает возможность достижения целевых показателей с опорой на внутренние и привлеченные ресурсы. Программа развития является основанием для интеграции образовательной организации в сетевые сообщества (объединения, кластеры) системы образования по приоритетам развития образования. Статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно. Программа развития определяет стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу: ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития. Программа как проект перспективного развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14» структурного подразделения «Детский сад» призвана: - обеспечить достижение целевых показателей Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на срок 2018 2025 годы (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642) и стратегических целей Национального проекта «Образование» в деятельности структурного подразделения «Детский сад»; - обеспечить качественную реализацию муниципального задания и всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательных отношений; - консолидировать усилия всех заинтересованных участников образовательных отношений и социального окружения структурного подразделения «Детский сад» для достижения целей Программы. 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Паспорт программы развития Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14» структурного подразделения «Детский сад» (далее – ДОУ) приведен в таблице 1. Таблица 1 – Паспорт программы развития ДОУ Статус Локальный нормативный акт - Программа развития программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения развития «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14» структурного подразделения «Детский сад» на период 2022 – 2026 гг. (далее – Программа) Основания для - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» разработки от 29.12.2012 № 273-ФЗ; программы -Национальный проект «Образование», утвержден президиумом Совета при президенте РФ (протокол от 03.09.2018 №10); - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2018-2025 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1642; - Приказ Министерства труда и социальной политики РФ от 18.10.2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 14.10.2013 г. № 1155; - Указ Президента России от 7 .05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; -Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года, №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»; - Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726; - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р; - Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года (постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 г. №900-ПП); - Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; 4 - Постановление Правительства Свердловской области № 920ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года» Адрес 624056 Свердловская область, Белоярский район, п. Гагарский, ул. Школьная, д. 1Д Цели Развитие условий для получения каждым воспитанником программы современного качественного дошкольного образования, совершенствование системы взаимодействия всех участников образовательного процесса ДОУ. Задачи 1. Обновление информационно-коммуникационной программы инфраструктуры ДОУ путем создания современной и безопасной цифровой образовательной среды. 2. Обеспечение непрерывного характера профессиональноличностного развития педагогических кадров путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников. 3. Создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах образования и воспитания будущих граждан Российской Федерации. Срок и этапы Программа рассчитана на 3 года. реализации 1-ый этап – подготовительный (2022-2023) программы - разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; - создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития. 2-ой этап – практический (2023-2025) апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий; - постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития; - коррекция мероприятий. 3-ий этап – итоговый (2026) - реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; - анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития. Перечень Программа развития реализуется через следующие (проектов) и программные мероприятия: основных 1. Проект «Цифровая образовательная среда». мероприятий 2. Проект «Педагог будущего». 3. Проект «Территория ответственного родительства». Финансовое Выполнение программы обеспечивается за счет различных 5 обеспечение программы Ожидаемые конечные результаты программы Контроль реализации программы источников финансирования, разрешенных нормативноправовыми документами, регламентирующими финансовохозяйственную деятельность образовательной организации. Бюджетные средства: субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, субсидии на иные цели. Внебюджетные средства: доход от платных образовательных услуг. 1. Разработана и внедрена программа воспитания в ДОУ с целью достижения воспитанниками личностных результатов, основанных на принципах взаимодействия всех участников образовательного процесса. 2. Созданы материально-технические условия для цифровизации образовательного процесса. 3. Внедрено цифровое образовательное пространство для использования педагогами в образовательной деятельности. Созданы условия для непрерывного развития и повышения квалификации, социальной защищенности. 4. Вовлеченность родителей к активному взаимодействию и сотрудничеству путем внедрения современных ITтехнологий в образовательный процесс. Общий контроль исполнения Программы развития ДОУ осуществляет директор, руководитель структурного подразделения и Педагогический совет. Текущий контроль и координацию работы по программе осуществляет директор, руководитель структурного подразделения, по проектам ответственные исполнители. Для контроля исполнения Программы разработан перечень показателей работы ДОУ и индикаторы развития, которые рассматривается как целевые значения, достижение которых является желательным до 2026 года. Педагогический совет имеет право пересматривать показатели на основе мотивированных представлений администрации ДОУ и/или ответственных исполнителей. Результаты контроля представляются ежегодно в Управление образования Администрации Белоярского городского округа и общественности через публикации в муниципальных СМИ и на сайте СОШ. 6 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ Информационная справка ДОУ приведена в таблице 2. Таблица 2 – Информационная справка Раздел Описание Название Муниципального бюджетного образовательного по Уставу учреждения «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14» Сокращенное МБОУ «Белоярская СОШ № 14» наименование Организационноправовая Бюджетное учреждение форма Учредитель МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа» Начальник Управления образования Захаровой Светланы Викторовны http://www.beloyarka.com/ 624030, Свердловская область, Белоярский район, посёлок городского типа Белоярский, ул. Ленина, 259 Контактный телефон: 8 (34377) 2-14-85 Юридический адрес 624056 Свердловская область, Белоярский район, п. Гагарский, ул. Школьная, д. 1Г Фактический адрес 624056 Свердловская область, Белоярский район, п. Гагарский, ул. Школьная, д. 1Д Сайт учреждения https://14bel.uralschool.ru Получение лицензии Выдана Министерством общего и профессионального образования Свердловской области 7 декабря 2017 года, серия 66Л01 № 0006207, регистрационный номер 19552 Деятельность организации ДОУ предоставляет дошкольное образование по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми Функционирующие В 2021 – 2022 учебном году: группы 1 первая младшая группа; 1 вторых младших групп; 2 средних группы; 1 старшая группа; 2 подготовительных групп; 1 разновозрастная группа Количество воспитанников По состоянию на 01.01.2022 г. – 120 воспитанников Коллегиальные органы Общее собрание работников; управления Педагогический совет структурного 7 Режим работы подразделения; Совет родителей структурного подразделения 10 часов 8 3. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ориентиры модернизации системы российского образования – доступность, качество, эффективность – предъявляют повышенные требования к дошкольному образованию. Как следствие возникает необходимость создания в дошкольном учреждении условий для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений. Потребности и возможности потребителей услуг ДОУ требуют качественных изменений в деятельности образовательного учреждения. 3.1. Характеристика контингента детей ДОУ осуществляет образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в возрасте от 2 до 7 лет. Численность контингента воспитанников – 120 детей. В дошкольном учреждении функционирует 8 групп общеразвивающей направленности, из которых: Таблица 3 – Возрастные группы в 2021 – 2022 учебном году Возрастная группа Кол-во групп Кол-во детей первая младшая группа (Теремок) 1 15 вторая младшая группа (Березка) 1 15 средняя группа (Березка) 2 30 старшая группа (Березка) 1 15 подготовительная группа (Березка) 2 30 разновозрастная группа (Теремок) 1 15 Оценка качества образования в ДОУ осуществляется на основании мониторинга достижения детьми ожидаемых образовательных результатов освоения Программы, обеспечивает комплексный подход к оценке ожидаемых и промежуточных результатов освоения Программы. Педагогическая диагностика (мониторинг) образовательного процесса проводится 2 раза в год (сентябрь и май). Результаты мониторинга овладения воспитанниками необходимыми умениями и навыками по основным направлениям развития, а также уровня освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования показывают стабильно высокие показатели. 9 Таблица 4 –Характеристика семей воспитанников по составу Процент от общего количества Состав семьи Количество семей семей воспитанников Полная 105 87,5% Неполная с матерью 12 10% Неполная с отцом 1 0,83% Оформлено опекунство 2 1,67% Таблица 5 – Характеристика семей воспитанников по количеству детей Количество детей в Количество Процент от общего количества семье семей семей воспитанников Один ребенок 52 43% Два ребенка 80 66% Три ребенка и более 28 24% Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей. Детям из неполных семей уделяется большее внимание впервые месяцы после зачисления в ДОУ. 3.2. Характеристика кадровых условий Кадровый ресурс является одним из главных движущих сил для реализации Программы развития. Дошкольное образовательное учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами, что обеспечивает высокое качество воспитательно-образовательного процесса ДОУ. В образовательном учреждении работает 16 педагогических работников: 1 старший воспитатель, 8 воспитателей, 1 педагог-психолог, 1 учитель-логопед, 2 музыкальных руководителя, 3 инструктора по физической культуре. 10 Возрастной ценз педагогических работников 5 2 2 1 1 0 1 1 0 0 до 35 лет 35-60 лет 1 0 0 0 1 0 0 0 61 и старше Стаж педагогических работников 6 6 3 до 5 лет до 10 лет до 20 лет 1 свыше 20 лет 2020 Требования к кадровым условиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования распространяются на компетентность и квалификацию работников, участвующих в реализации основной образовательной программы. 11 Образование педагогических работников 4 3 2 1 1 1 1 0 1 0 СПО 1 0 0 Бакалавр 1 0 0 0 0 Специалитет Квалификационные категории педагогических работников 4 3 2 1 1 1 0 0 1 0 без категории 1 0 0 1 0 0 0 1КК 0 1 0 0 ВКК 0 0 0 СЗД Курсы повышения квалификации прошли 100% педагогических работников, в результате чего: - педагоги стали чаще выступать на педагогических советах, методических семинарах с презентациями результатов собственной 12 педагогической деятельности, с проектами, которые разрабатывали и защищали в ходе аттестации, более чётко формулируют проблемы профессиональной деятельности в межаттестационный период, выявляют пути их решения на основе анализа педагогической теории и практики, а также результатов собственной работы; - культивируется интерес к новшествам, инициируются новшества в дошкольной системе образования. В целом, сложившаяся в ДОУ система повышения квалификации педагогических работников создала необходимые условия для освоения педагогами приоритетных направлений развития профессионального образования, эффективных педагогических технологий и внедрения их в собственную образовательную деятельность. 3.3. Анализ взаимодействия с социальными партнерами, семьями воспитанников Детский сад расположен Свердловская область, Белоярский район, п. Гагарский, ул. Школьная, д. 1Д. Здания детского сада расположены в центре поселка, внутри жилого массива. Взаимодействие ДОУ и родителей (законных представителей) детей, посещающих детский сад, направлено на организацию единого образовательного пространства развития ребенка и основывается на вовлечение семей в образовательный процесс детского сада. В ДОУ сложилась система сотрудничества с родителями детей. В основе этой системы – изучение контингента родителей, педагогическое просвещение, информирование родителей, включение родителей в образовательный процесс, привлечение родителей к участию в реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Педагоги ДОУ уделяют большое внимание работе с семьями воспитанников, вовлекая родителей в единое образовательное пространство. Используются разнообразные формы работы с родителями: - привлечение родителей к организации деятельности детей в детском саду; - дни открытых дверей для родителей; - общие групповые родительские собрания; - наглядные формы работы с родителями: папки передвижки, стендовые материалы, фотовыставки и т.д.; - консультации; - участие в конкурсах, мастер-классах; - творческие отчёты воспитателей для родителей; - социальные сети. В работе с социальными партнерами удалось привлечь большее число субъектов в образовательный и коррекционный процесс; использовать современные формы сотрудничества с социальными партнерами, педагогам повысить профессиональный уровень. Однако деятельность в данном 13 направлении непланомерна и требует изучения запросов родителей и социальных партнеров, нового подхода к организации взаимодействия в новом формате. Перечень социальных партнеров приведен в таблице 6. Таблица 6 – Перечень социальных партнеров Организации Цель Белоярская центральная районная Охрана жизни и укрепление больница физического и психического здоровья воспитанников МБОУ «Белоярская СОШ № 14» Обеспечение преемственности дошкольного начального общего образования. Развитие творческих способностей детей через реализацию совместных проектов МБУ «Центр развития образования Обеспечение методического Белоярского ГО» сопровождения организации работы в ДОУ МБУ «Детско-юношеский центр» Развитие творческих способностей детей ГБУ СО «Центр психологоОбследование детей для определения педагогической, медицинской и дальнейшего образовательного социальной помощи «Ресурс»», маршрута, выработка рекомендации по МБОУ ГО Заречный «Центр организации процесса обучения для психолого-педагогической, детей с ОВЗ и детей инвалидов, медицинской и социальной проведение индивидуальные помощи», Территориальное консультирования для педагогов и отделение ПМПК г. Сухой Лог родителей МБУДО БГО «Белоярская ДМШ» Музыкально-просветительская деятельность ГАПОУ СО «БМТ» Расширения образовательного пространства, сотрудничества, направленного на воспитание молодого поколения ГАОУ ДПО СО «ИРО» Повышение квалификации педагогических работников ОГИБДД МО МВД России г. Обеспечение безопасности и Заречный жизнедеятельности детей Воинская часть 58661, пожарная Обеспечение безопасности и часть жизнедеятельности детей 14 3.4. Анализ состояния материально-технической базы Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения образовательновоспитательной деятельности. Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью. Для полноценного осуществления образовательной деятельности в детском саду кабинет специалистов, музыкально-физкультурный зал оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей; в том числе уголки уединения. Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом. Развивающая предметно - пространственная среда групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, неоформленный материал ("заместители"), мягкие модули, используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее. Для организации образовательной деятельности в детском саду имеется: 1. Кабинет специалистов – 1; 2. Групповые помещения - 8 групп; 3. Медицинский (изолятор) кабинет – 1; 4. Процедурный кабинет - 1; 5. Музыкально-физкультурный зал – 1; 6. Методический кабинет – 1; 7. Кабинет руководителя структурного подразделения – 2; 8. Прачечная – 1; 9. Пищеблок – 1. Дидактические средства и оборудование способствуют всестороннему развитию детей: аудио альбомы, видео фильмы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки, игры для интеллектуального и сенсорного развития, наглядный и иллюстрированный материал; демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов, форме, числе и количестве, пространственных и временных представлениях, 15 аудиозаписи развивающих занятий, рассказов и сказок, музыкальных произведений для детей, развивающие фильмы. На территории детского сада оборудованы прогулочные площадки, оснащенные стационарными физкультурными пособиями для самостоятельной двигательной активности детей и индивидуальных игр. В детском саду имеется 2 моноблока, 4 компьютера, 2 ноутбуков, которые частично подключены к сети Интернет, МФУ, принтер, 6 магнитофонов, 3 интерактивных стола, проектор, в музыкальнофизкультурном зале имеются музыкальные центры, телевизоры, электронное пианино. С целью создания безопасной среды в детском саду установлены домофоны на входы в здании. 3.5. Анализ результатов реализации Программы развития МБОУ «Белоярская СОШ № 14» структурное подразделение «Детский сад» на период 2018 - 2021 гг. Целью программы было: создание условий для повышения качества образовательного процесса, максимально обеспечивающего здоровьесбережение, развитие и саморазвитие воспитанников как основы успешного обучения в школе и повышения социального статуса дошкольного учреждения. Основные задачи Программы развития были: 1. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды и максимальных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка. 2. Совершенствование материально-технической базы. 3. Усовершенствование работы по созданию системы преемственности между детским садом и школой. 4. Создание условий для охраны жизни и здоровья детей. 5. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, к истокам русского народного творчества. Совершенствование самостоятельной творческой деятельности детей; развитие предпосылок к восприятию и пониманию мира искусства; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. 6. Формирование социально-личностных взаимоотношений с окружающим миром. 7. Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку. 8. Стабилизация достигнутого уровня состояния физического здоровья детей и медицинского сопровождения образовательного процесса через совершенствование материальных, кадровых и организационнометодических условий. 16 9. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов детского сада. Для достижения поставленной цели и задач, были реализованы следующие проекты, представленные в таблице 8. Таблица 8 – Реализованные проекты Наименование проекта Результат «Качество - создана система интегративного образования; воспитательно- обновлена образовательная программа в образовательного соответствии с ФГОС ДО и социальным заказом процесса» родителей (законных представителей); - обновлена развивающая предметнопространственная среда; - внедрено ИКТ в образовательный и управленческий процесс; - повышение квалификации педагогических кадров «Охрана здоровья» - созданы безопасные условия для жизни и здоровья участников образовательных отношений; - оснащена развивающая предметнопространственная среда оборудованием для развития двигательных навыков, проведения занятий физической культурой; - сформирована мотивация на поддержание здорового образа жизни в семье; - повышение педагогами своего профессионального уровня в вопросах здоровьесбережения и практических навыков в организации двигательной деятельности дошкольников «Сотрудничество» - включение родителей (законных представителей) в воспитательнообразовательный процесс детского сада; - сформирован интерес социума к сотрудничеству с детским садом; - повышение психолого-педагогической культуры в вопросах воспитания детей; - установлены единые педагогические позиций и требования детского сада и семьи к воспитанию детей; - повышение компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников 17 Результаты реализации Программы развития: - для детского сада – повышение конкурентоспособности учреждения; - для детей – получение полноценного качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка; - для педагогического коллектива – повышение интереса к профессии и развитие профессиональных компетентности; - для семьи – сохранение здоровья ребенка и успешность ребенка при поступлении в школу; - для социума – реализация системы социального партнерства. По итогам реализации Программы развития ДОУ на период 2018-2021 гг. можно сделать вывод о готовности ДОУ к реализации ключевых приоритетов Национального проекта «Образование». 3.6. SWOT – анализ потенциала развития МБОУ «Белоярская СОШ № 14» структурное подразделение «Детский сад» Проанализировав внешнюю среду и внутренние ресурсы, можно выделить сильные и слабые стороны, которые влияют на потенциал развития ДОУ (таблица 9). Таблица 9 - SWOT – анализ потенциала развития ДОУ Внутренние Внутренние Благоприятные сильные стороны слабые стороны возможности Сплоченность и Напряженный Создание системы работоспособность режим педагогов поощрения коллектива. (10 часов). педагогов для Коллектив детского Низкая повышения сада принимает заработная плата мотивации к активное участие в молодых повышению их проектах развития педагогов. квалификации. детского Низкая Пополнить творчества. продуктивность материальноПедагоги активно образовательных техническую базу осваивают инноваций у ДОУ для современные педагогов. успешного образовательные Преобладание в освоения технологии. коллективе педагогами ИКТ Управление ДОУ устаревших как в осуществляется в подходов при образовательной соответствии с организации деятельности, так законодательством взаимодействия, и в сфере Российской коммуникаций и управления. Федерации, наличие Обеспечить нормативностереотипных психологическую Внешние угрозы (риски) Дальнейшее «старение» и «выгорание» коллектива ДОУ. Устаревшее программное обеспечение компьютеров. Снижение объемов бюджетного финансирования модернизации развивающей предметнопространственно й среды и материальнотехнической базы ДОУ. 18 правовыми актами, действующими на территории Свердловской области и Белоярском Городском Округе, Уставом МБОУ «Белоярская СОШ № 14» на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В ДОУ созданы все материальнотехнические условия: обеспеченность методической литературой и пособиями в соответствии с реализуемой общеобразовательн ой программой дошкольного образования, подобрано игровое оборудование. Оснащенность детской мебелью в соответствии с нормами СанПиН и возрастными группами. Соответствие лицензионному нормативу по площади на одного ребенка. Для проведение образовательного процесса в ДОУ имеется установок. «Стойкое сопротивление» отдельных педагогов к введению образовательных инноваций в сфере взаимодействия «ребеноквзрослый». В ведение в действие профессиональны х стандартов необходимо усилить работу по повышению уровня компетенции педагогов. Недостаточное количество оборудования: как для обеспечения образовательного процесса (в соответствии с требованиями ФГОС ДО), так и материальнотехнического оснащения (соответствующе го требованиям СанПиН): спортинвентарь, игровое оборудование, мебель для групп. Недостаточный образовательный уровень поддержку Загруженность педагогам, педагогов. участвующим в инновационной деятельности. Усовершенствоват ь методическую базу ДОУ путем использования интерактивных форм работы с педагогами. Повысить уровень ИКТкомпетентности педагогов для дальнейшего усовершенствован ия своей профессиональной деятельности. Активизировать профессиональный и творческий потенциал, успешности педагогов в процессе развития конкурсного движения, корпоративной культуры ДОУ, награждений и материального стимулирования за профессиональные заслуги. Растущая потребность родителей в создании консультационнопросветительской структуры в дистанционном 19 музыкальнофизкультурный зал, кабинет специалистов, медицинский кабинет, изолятор. На территории ДОУ – спортивная площадка. Наличие компьютеров, ноутбуков, мультимедийного оборудования, интерактивных столов, копировальной техники. ДОУ оборудовано системой видеонаблюдения, автоматизированно й системой противопожарной безопасности. Наличие подключения к сети интернет. Созданы условия для взаимодействия семьи и ДОУ через единое информационное пространство: сайт, информационные стенды. Организовано внутрикорпоративн ое повышение квалификации (педагогические пары – наставничество, семинары), работа в творческих группах, педагогов в области использования ИКТ. Отсутствие навыков эффективного использования инструментов ИКТ. Недостаточная обеспеченность рабочих мест педагогов современными техническими средствами. Недостаточное участие педагогов в конкурсах на муниципальном, региональном уровне. Недостаточный уровень проектировочных и аналитических умений педагогов проведения анализа и самоанализа. Недостаточный уровень мотивации к саморазвитию, внедрения инноваций у определенной группы педагогов. Большинство родителей«пассивные участники» режиме для родителей, испытывающих затруднения в воспитании детей. Возможность пополнения материальнотехнической базы и улучшение развивающей предметнопространственной среды за счет бюджетных средств. Модернизация оборудования в соответствии с современными требованиями к удобству, качеству. Модернизация пространства групп в соответствии с принципами ФГОС ДО. Создание условий для взаимодействия семьи и ДОУ через единое информационное пространство ДОУ. Повышение эффективности управления ДОУ электронных систем управления и электронного документооборота. Создание сетевого 20 обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций педагогов. образовательного процесса. взаимодействия для подготовки кадров, обмен опытом, проведение семинаров, конференций, вебинар, стажировок, взаимообучения. Возможность участвовать в грантовых конкурсах и проектах. Создание внутри ДОУ условий для саморазвития, самореализации педагогов. 21 4. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МБОУ «БЕЛОЯРСКАЯ СОШ № 14» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 4.1. Ключевые приоритеты государственной политики в сфере образования до 2025 года Ключевые приоритеты государственной политики в сфере общего образования до 2025 года определены в следующих стратегических документах: - Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» (сроки реализации 2018-2025); - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Образование»; - Национальный проект «Образование», утвержден президиумом Совета при президенте РФ (протокол от 03.09.2018 №10); - Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 №900-ПП «Об утверждении стратегии развития воспитания в Свердловской области»; - Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019г. № 588-ПП» Об утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; - Постановление Правительства Свердловской области от19.12. 2019г. № 920-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025г». Стратегические цели развития образования до 2025 года сформулированы в Национальном проекте «Образование»: 1. Цель: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. 2. Цель: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Конкретизация стратегических целей развития образования осуществлена в целевых показателях государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2025 года. Содержательно стратегия развития образования опирается на новую модель качества образования, отвечающего критериям международных исследований по оценке уровня подготовки обучающихся, и привлечения новых ресурсов, обеспечивающих достижение этого качества образования. Новая модель качества образования является компетентностной характеристикой образовательной деятельности обучающихся, оценивающей 22 способность ребенка к использованию полученных знаний в организации его жизнедеятельности. К новым ресурсам развития образования относятся: - компетенции самостоятельной образовательной деятельности обучающихся в системе общего и дополнительного образования; - возможности онлайн-образования; - подготовка родителей как компетентных участников образовательных отношений. Исходя из результатов проблемно-ориентированного анализа деятельности ДОУ и инструментами достижения нового качества образования, актуальными для ДОУ выступают: - формирование цифровых компетенций обучающихся для использования возможностей проектирования индивидуальных учебных планов, сетевых форм реализации программ и поддержки одаренных детей; - психолого-педагогическое консультирование родителей; - подготовка педагогов к участию в национальной системе профессионального роста педагогических работников. 4.2. Стратегия развития МБОУ «Белоярская СОШ № 14» структурное подразделение «Детский сад» Главной стратегической целью развития ДОУ на период до 2026 года является создание необходимых условий для получения каждым воспитанником высокого качества конкурентоспособного образования, создание системы интерактивного взаимодействия социума и образовательного пространства детского сада как инструмента воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Задачи реализации поставленной цели Программы: 1. Обновление информационно-коммуникационной инфраструктуры ДОУ путем создания современной и безопасной цифровой образовательной среды. 2. Обеспечение непрерывного характера профессионально-личностного развития педагогических кадров путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников. 3. Создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах образования и воспитания будущих граждан Российской Федерации. 4.3. Краткая характеристика основных мероприятий и проектов 4.3.1. Проект «Цифровая образовательная среда» Цель – создать условия для обновления информационнокоммуникационной инфраструктуры ДОУ путем создания современной и безопасной цифровой образовательной среды. 23 Задачи: 1. Внедрить модель цифровой образовательной среды в ДОУ детский. 2. Способствовать повышению качества образования через использование современных образовательных технологий. 3. Повысить компетентности педагогов в области цифровых образовательных технологии. Таблица 10 – Сроки, основные мероприятия проекта Сроки Мероприятия реализации проекта реализации 2022 - 2024 Модернизация материальнотехнической базы для внедрения модели цифровой образовательной среды 2022 - 2026 Разработка и реализация модели цифровой образовательной среды для развития у детей «цифровых компетенций» 2022 - 2024 2022 - 2024 2022 - 2025 2022 - 2023 2022 - 2025 Ожидаемый результат Готовность материальнотехнической базы ДОУ Разработана и реализована модель цифрового образовательного пространства Повышение квалификации Повышение педагогов в области современных уровня технологий онлайн-обучения профессионализма педагогов Организовать деятельность по Повышение развитию информационной уровня культуры семей воспитанников, профессионализма, повышению родительской расширение компетентности в цифровой сфере вариативности форм работы с семьей Проведение серии родительских Повышение собраний родительской активности Организация отдельной страницы Создана страница на сайте «Возможности цифровой на сайте образовательной среды для «Возможности повышения качества цифровой образования» образовательной среды для повышения качества образования» Создание необходимых Созданы материально-технических и материально24 программных условии для 3-D моделирования 2022 - 2025 Целевая подготовка педагогов к использованию условии для 3-D моделирования 2025 - 2026 Обобщение опыта технические и программные условия для 3-D моделирования Повышение уровня профессионализма педагогов Увеличение доли педагогов, публикующих свой опыт 4.3.2. Проект «Педагог будущего» Цель – совершенствование обеспечение непрерывного характера профессионально-личностного развития педагогических кадров путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников. Задачи: 1. Повышение уровня кадрового потенциала при реализации профессионального стандарта «Педагог». 2. Разработать системный подход к организации непрерывного образования педагогов. Таблица 11 – Сроки, этапы, основные мероприятия проекта Сроки 2022 - 2024 2022 - 2023 2022 - 2024 2022 - 2025 Мероприятия реализации проекта Внедрения нового профессионального стандарта педагог для развития системы корпоративного обучения педагогов Разработка нормативной базы по индивидуальному плану профессионального развития педагога Создание «Педагогической мастерской для педагогов ДОУ «Педагогический дебют»» для инновационного развития педагогических кадров Непрерывное и планомерное повышение квалификации, Ожидаемый результат Повышение уровня профессионализма педагогов Разработана нормативная база Создание условий для профессионального роста педагогов Повышение уровня 25 2023 - 2026 2024 - 2026 самообразование через дистанционное обучение с использованием интернет ресурсов Трансляция передового педагогического опыта на разных уровнях посредством публикации в СМИ, участия в конкурсах профессионального мастерства Формирование банка кадрового резерва для развития ДОУ профессионализма педагогов Увеличение доли педагогов, публикующих свой опыт Банк кадрового резерва 4.3.3. Проект «Территория ответственного родительства» Цель – создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах образования и воспитания будущих граждан Российской Федерации. Задачи: 1. Повысить компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей. 2. Использовать новые формы взаимодействия педагогических работников с родителями (законными представителями). 3. Увеличить количество родителей (законных представителей), включенных в деятельность ДОУ. Таблица 12 – Сроки, этапы, основные мероприятия проекта Сроки 2022 - 2023 2022 - 2023 2023 - 2026 Ожидаемый результат Разработка программы Создание просвещения родителей «Развитие программы компетенции ответственного просвещения родительства» родителей Создание портала для психолого- Создание портала педагогической и консультативной помощи родителям Ежегодное анкетирование Увеличение доли родителей по оценке их удовлетворенности удовлетворенности качеством родителей услуг психолого-педагогической и консультативной помощи родителям Мероприятия реализации проекта 26 4.4. Показатели эффективности Программы развития Перечень показателей эффективности Программы развития приведен в таблице 13. Таблица 13 – Показатели эффективности Задача Обновление информационно коммуникацион ной инфраструктур ы ДОУ путем создания современной и безопасной цифровой образовательно й среды Теку Един щее ица Наименовани значе изме е показателя ние рени показ я ателя Внедрение % 10 модели цифровой образовательно й среды Доля воспитанников, для которых формируется цифровой образовательны й профиль Доля педагогов, прошедших повышение квалификации Доля педагогов, Обеспечение вовлеченных в непрерывного национальную характера систему профессиональн профессиональн о-личностного ого роста развития педагогических педагогических работников кадров путем Доля педагогов, прошедших внедрения добровольную национальной независимую системы оценку профессиональн квалификации ого роста педагогических работников Создание условий для повышения компетентности Количество услуг психологопедагогической, методической и Плановое значение показателя по Итогов годам реализации ый 22- 23- 24- 25результ 23 24 25 26 ат 10 20 30 30 100 % 28 12 20 20 20 100 % 6 12 12 30 40 100 % 6 18 25 25 26 100 % 0 10 10 10 20 50 % 0 20 20 30 30 100 27 родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах образования и воспитания будущих граждан Российской Федерации консультативно й помощи родителям (законным представителям ) детей Доля граждан, положительно оценивших качество услуг психологопедагогической, методической и консультативно й помощи % 0 20 20 20 20 80 28 5. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Сведения о финансовом обеспечении реализации Программы развития приведены в таблице 14. Таблица 14 – Сведения о финансовом обеспечении реализации программы развития Затраты на реализацию задач и мероприятий, Источники тыс.руб Наименование Итоговы финансировани мероприятия 2022 2023 2024 2025 е затраты я 2023 2022 2025 2026 Задача 1. «Обновление информационно-коммуникационной инфраструктуры ДОУ путем создания современной и безопасной цифровой образовательной среды» Модернизация Региональный 0 0 0 0 0 материальнобюджет технической базы Муниципальны 15 20 20 20 75 для внедрения й бюджет модели цифровой Внебюджетные 0 0 0 0 0 образовательной средства среды Разработка и Региональный 0 0 0 0 0 реализация модели бюджет цифровой Муниципальны 0 0 0 0 0 образовательной й бюджет среды для развития Внебюджетные 0 0 0 0 0 у детей «цифровых средства компетенций» Повышение Региональный 10 10 10 10 40 квалификации бюджет педагогов в Муниципальны 5 5 5 5 20 области й бюджет современных Внебюджетные 0 0 0 0 0 технологий средства онлайн-обучения Организовать Региональный 0 0 0 0 0 деятельность по бюджет развитию Муниципальны 0 0 0 0 0 информационной й бюджет культуры семей Внебюджетные 0 0 0 0 0 воспитанников, средства повышению родительской 29 компетентности в цифровой сфере Проведение серии Региональный 0 0 0 0 0 родительских бюджет собраний Муниципальны 0 0 0 0 0 й бюджет Внебюджетные 0 0 0 0 0 средства Организация Региональный 0 0 0 0 0 отдельной бюджет страницы на сайте Муниципальны 0 0 0 0 0 «Возможности й бюджет цифровой Внебюджетные 0 0 0 0 0 образовательной средства среды для повышения качества образования» Создание Региональный 0 0 0 0 0 необходимых бюджет материальноМуниципальны 20 20 20 20 80 технических и й бюджет программных Внебюджетные 0 0 0 0 0 условии для 3-D средства моделирования Целевая Региональный 5 5 5 5 20 подготовка бюджет педагогов к Муниципальны 10 5 5 5 25 использованию й бюджет условии для 3-D Внебюджетные 0 0 0 0 0 моделирования средства Обобщение опыта Региональный 0 0 0 0 0 бюджет Муниципальны 0 0 0 0 0 й бюджет Внебюджетные 0 0 0 0 0 средства Задача 2. «Обеспечение непрерывного характера профессионально-личностного развития педагогических кадров путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников» Внедрения нового Региональный 0 0 0 0 0 профессиональног бюджет о стандарта Муниципальны 0 0 0 0 0 30 педагог для развития системы корпоративного обучения педагогов Разработка нормативной базы по индивидуальному плану профессиональног о развития педагога Создание «Педагогической мастерской для педагогов ДОУ «Педагогический дебют»» для инновационного развития педагогических кадров Непрерывное и планомерное повышение квалификации, самообразование через дистанционное обучение с использованием интернет ресурсов Трансляция передового педагогического опыта на разных уровнях посредством публикации в СМИ, участия в конкурсах профессиональног о мастерства й бюджет Внебюджетные средства 0 0 0 0 0 Региональный бюджет Муниципальны й бюджет Внебюджетные средства 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Региональный бюджет Муниципальны й бюджет Внебюджетные средства 0 0 0 0 0 5 5 5 5 25 0 0 0 0 0 Региональный бюджет Муниципальны й бюджет Внебюджетные средства 10 10 10 10 40 5 5 5 5 25 0 0 0 0 0 Региональный бюджет Муниципальны й бюджет Внебюджетные средства 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 31 Формирование банка кадрового резерва для развития ДОУ Региональный 0 0 0 0 0 бюджет Муниципальны 0 0 0 0 0 й бюджет Внебюджетные 0 0 0 0 0 средства Задача 3. «Создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах образования и воспитания будущих граждан Российской Федерации» Разработка Региональный 0 0 0 0 0 программы бюджет просвещения Муниципальны 0 0 0 0 0 родителей й бюджет «Развитие Внебюджетные 0 0 0 0 0 компетенции средства ответственного родительства» Создание портала Региональный 0 0 0 0 0 для психолого- бюджет педагогической и Муниципальны 0 0 0 0 0 консультативной й бюджет помощи родителям Внебюджетные 0 0 0 0 0 средства Ежегодное Региональный 0 0 0 0 0 анкетирование бюджет родителей по Муниципальны 0 0 0 0 0 оценке их й бюджет удовлетворенности Внебюджетные 0 0 0 0 0 качеством услуг средства психологопедагогической и консультативной помощи родителям 32 6. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Сведения о рисках реализации программы развития приведены в таблице 15. Таблица 15 – Сведения о рисках реализации программы развития Риски Мероприятия по их минимизации Социально - педагогические риски Недостаточная - подготовка коллектива, выявление и поддержка готовность лидеров, способных к эффективному участию в части педагогического реализации Программы развития. Включение их коллектива к работе в в разработку и реализацию программы, создание инновационном режиме доброжелательной атмосферы и поддержание инновационной среды; - повышение профессиональной компетентности административных и педагогических кадров Недостаточная - мотивация родителей и социальных партнеров активность на активное участие образовательной родителей и во деятельности взаимодействии в образовательном процессе; загруженность социальных партнеров Организационно - управленческие риски Рассогласование целей и - определение четких сроков, отслеживание и результатов программы корректировка основных шагов реализации развития программы; - регулярное рассмотрение промежуточных результатов и их связи с основными целями проекта; - система контроля за реализацией программы и принятие соответствующих управленческих решений Финансово - экономические риски Недостаток - рассмотрение вопросов обеспечения необходимых материально-техническими ресурсами на стадии материальнопланирования работы по Программе развития; технических - перспективное финансовое планирование, ресурсов привлечение дополнительных финансовых средств; - внесение изменений в Программу, пересмотр целевых значений показателей 33