Наставничество в образовании: эффективная модель обучения
Что это? В России наставничество в образовании – давно забытая практика, которая сейчас обретает новое дыхание. При этом в зарубежных образовательных учреждениях такие понятия, как тьютор или ментор, никуда не исчезали. Наставничество можно вкратце описать как передачу опыта от старшего к младшему, где речь идет не о возрасте, а о накопленных знаниях.
Каким
бывает? Подобный подход практикуется не только в школах, колледжах и
университетах. Например, в онлайн-образовании – тех же курсах по
программированию – это основная и наиболее эффективная модель обучения.
Наставничество не ограничивается только технической помощью, но также касается
вопросов моральной поддержки студентов.
Наставничество – наиболее удобный и эффективный способ передачи знаний и умений от опытного и знающего представителя старшего поколения молодым людям. Эта форма обучения корнями уходит в глубокую древность: и в то время молодежи требовалась помощь в социализации и вхождении во взрослую жизнь. Именно таким способом младшее поколение приобретает прикладные знания, умение вести себя в обществе, навыки работы с инструментами.
С
помощью наставников у молодых людей формируются определенные жизненные
ценности, позитивные установки, они быстрее определяются и успешно реализуют
себя во взрослой жизни.
Наставничество
в современном образовании давно уже стало его неотъемлемой частью. Эта
программа формирует плодотворную среду, в которой все участники полностью
раскрывают свой потенциал: студенты, родители, учителя, сотрудники региональных
предприятий, молодые специалисты и все те, кто интересуется проблемами
педагогики.
В образовательном сообществе наставничество – своего рода канал передачи опыта. Такая технология получения знаний, умений, опыта, навыков и компетенций работает гораздо быстрее и эффективнее, чем другие способы (учебные пособия, уроки, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение).
Наставничество
применяют в самых разных сферах образования с различными целями обучения или развития
наставляемых, к примеру:
в
школе – с целью профориентации старшеклассников;
в
высшем учебном заведении – для более глубокого погружения в профессиональное
образование студентами-стажерами с целью подготовки их к будущей работе по
специальности;
в
организации – для скорейшей адаптации новых сотрудников с целью донести до них
существующие нормы и требования, которые помогут быстрее включиться в работу;
с руководителями – для дальнейшего изучения управленческой деятельности с целью перехода на более высокий уровень.
Программа
целевой модели наставничества в образовании – это универсальная технология,
позволяющая выстраивать отношения внутри любой организации. Она представляет
собой технологию передачи существующего опыта и знаний, интенсивного развития
личности, формирования жизненных ценностей, а также навыков, компетенций и
метакомпетенций.