программа ментальная арифметика 5-7 лет

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Белоярская средняя
общеобразовательная школа №14"
структурное подразделение "Детский сад"
_____________________________________________________________________________________________________________________________________

624056 Свердловская область, Белоярский район, п. Гагарский, ул. Школьная, д. 1Д,
e-mail: bel-school14@mail.ru , сайт: https://14bel.uralschool.ru
Принято
Педагогический совет
Протокол № 4 от 31.05.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Белоярская СОШ № 14»
_______________ Е.В. Кокоулина
Приказ № _________
от «___________»202___ г.
.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5 – 7(8) ЛЕТ
социально-педагогической направленности
срок реализации 1 год

Разработал:
педагог дополнительного
образования
Е.А. Петрова

п. Гагарский, 2022 г.

Содержание
Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ..... 3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи Программы ............................................................................... 6
1.3. Содержание Программы .................................................................................. 7
1.4. Планируемые результаты реализации Программы ...................................... 7
Раздел

2.

КОМПЛЕКС

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ ............................................................................................................. 10
2.1. Календарный учебный график ...................................................................... 10
2.2. Условия реализации программы .................................................................. 10
2.3. Формы диагностики ....................................................................................... 11
2.5. Методическое обеспечение ........................................................................... 12
Раздел 3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
................................................................................................................................. 15
3.1. Учебно-тематический план и содержание занятий МОДУЛЬ 1 ............... 15
5 – 6 лет (1-ый год обучения) ............................................................................... 15
3.1.1. Курс «Элементарные основы математики» 1 модуль ............................. 15
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ/ЛИТЕРАТУРЫ .................... 36

2

Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Актуальность
В настоящее время для адаптации к процессам информатизации и
технологизации, происходящих в современном обществе, остро стоит
проблема необходимости формирования у детей основ математической
культуры. Именно поэтому актуальным является осуществление
целенаправленного и систематического математического образования
дошкольников. Международные исследования, проведенные учеными в
Великобритании, Китае и Индии подтверждают, что при систематических
занятиях ментальной арифметикой, у детей растут показатели зрительной и
слуховой памяти, а также улучшается концентрация и внимательность, что
приводит к развитию творческих и математических способностей.
Вторая причина актуальности этой проблемы определяется важностью
создания условий для формирования у дошкольников навыков
пространственного мышления, которые необходимы для успешного
интеллектуального развития ребенка, а также необходимость повышения
скорости
мышления
и
умения
обрабатывать
большой
объем
информации. Данная программа является адаптированной для детей
дошкольного возраста. Задания построены «от простого к сложному» в
программе предусмотрено увеличение объема заданий в соответствии с
количеством уроков. Каждое занятие наполнено арифметическими
заданиями занимательного характера, играми. Также занятия направлены на
использование на практике приемов мыслительной деятельности: анализ,
синтез, классификация, аналогия, обобщение, сравнение. Главное
преимущество ментальной арифметики в том, что дети не просто заучивают
определенные числа и примеры, а запоминают цифры в виде картинок.
В связи с этим была разработана дополнительная образовательная
программа «Ментальная арифметика», рассчитанная на один год обучения
математике в игровой форме. Программа построена на основе целостного
подхода к личности ребенка, принципа единства и гармоничного развития
всех сфер его жизнедеятельности.
Кроме этого, занятия по ментальной арифметике носят
общеразвивающий характер, способствуют развитию психических
процессов,
активной
мыслительной
деятельности,
повышению
работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное
развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки,
приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются
на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на
успешное будущее ребенка. Поэтому старший дошкольный возраст – это
период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.
3

Нормативно – правовая база
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. От 08.06.2020)
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018
г. № 196);
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об
утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
- Приказ Минообразования России от 10.07.2003 № 2994 «Об
утверждении примерной формы договора об оказании платных
образовательных услуг в сфере общего образования»;
- Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003г. № 28-02-484/16
«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо департамента государственной
политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 № 093242);
- Устав МБОУ «Белоярская СОШ № 14».
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что ее
основная идея в гармоничном развитии детей дошкольного возраста.
Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент
программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. На
занятиях не все время отводится только ментальному счету. Детей учат
общаться друг с другом, танцевать, петь, читать стихи. Таким образом у
детей развивается:

4


Ловкость (развитие мелкой моторики играет большое значение
для поддержания работоспособности коры головного мозга и как следствие
развитие речи, психического и физического развития)

Логика (ментальный счет является сложной логической
операцией, которая стимулириует активную работу левого полушария мозга)

Память (выполнение упражнений в течении 15 минут достаточно
для того, чтобы концентрация внимания повысилась, а процессы
запомниния улучшились)

Воображение (счёт на воображаемых счетах стимулирует правое
полушарие мозга, что способствует развитию творческого мышления,
фантазии и креативности)

Внимание (для того, чтобы выполнить счёт большого количества
чисел,
необходимо
полностью
сконцентрироваться
—
так
развивается внимание).
Отличительные особенности Программы
На каждом занятии обучающиеся вычисляют математические примеры
с помощью специального инструмента – Абакус (или соробан). Это
деревянные счеты, которые дают конкретное и наглядное представление о
числе и его составе. Работать на нем необходимо пальцами обеих рук, что
позволяет развивать мелкую моторику. Когда умение считать на счетах
закрепляется, дети переходят на воображаемый Абакус и легко могут
посчитать в уме, так как уже хорошо сформировали представление о
сложении и вычитании. Ментальный счет повышает умственное развитие с
помощью комплекса действий, которые необходимо совершить, тогда как
калькуляторы совершают действия за человека и тем самым тормозят его
мозговую деятельность.
Новизна
Содержание программы направлено на действия, которые позволяют
ребенку задействовать сразу оба полушария мозга - ребенок представляет
абакус – задействует правое полушарие головного мозга и делает логические
расчеты подключая левое полушарие головного мозга. Таким образом
ребенок привыкает решать любые задачи с помощью сразу двух подходов:
творческого и логического, а это развивает умение адаптироваться к быстро
меняющимся окружающим условиям.
Программа «Ментальная арифметика» является комплексной и
включает в себя такие важнейшие линии развития ребенка-дошкольника, как:
психофизиологическое развитие и охрана здоровья, социально-личностное,
эмоционально-эстетическое, духовно-нравственное и интеллектуальное
развитие.
Адресат Программы
5

Данная программа разработана для детей 5-7(8) лет. Группы
формируются по возрасту. Набор в группы свободный. Дети принимаются по
заявлению родителя (законного представителя). Необходимое условие –
медицинская справка об общем состоянии здоровья ребенка. Состав групп –
постоянный, разнополый. Ожидаемое минимальное число детей,
обучающееся в одной группе - 5 чел.; ожидаемое максимальное число детей,
обучающееся в одной группе – 12 чел.
Объем, срок освоения Программы и режим занятий
Количество занятий в неделю и их продолжительность по нагрузкам
определяется в соответствии с СанПиН. Данная программа рассчитана на
один год обучения для детей возраста 5- 7 (8) лет.
Программа рассчитана на 36 учебных недель. Занятия проходят 2 раза в
неделю по 25-30 мин в зависимости от возраста детей. После каждого часа
занятий устанавливается перерыв длительностью не менее 5 минут для
отдыха учащихся и проветривания помещений.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель программы: Развитие интеллектуальных и познавательных
способностей, вычислительных навыков обучающихся, возможностей
восприятия и обработки информации по средствам обучения счету на
Абакусе.
Задачи программы:
Обучающие:
 совершенствование вычислительных навыков с помощью
арифметических счет Абакус;
 обучение умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе,
увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.
Развивающие:
 развитие концентрации внимания, фотографической памяти и
оперативного мышления, логики и воображения, слуха и
наблюдательности, способности к визуализации;
 развитие мелкой моторики детей для активации внутреннего
интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
 развитие познавательной активности;
Воспитывающие:
 воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в
себе.
 воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
 воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.

6

1.3. Содержание Программы
В содержание программы входит 10 тем, изучение которых рассчитано
на 1 год обучения.
Учебный план
№ Тема
Теория Практика Общее
Форма контроля
количество
часов
1 Знакомство
с
4
7
11
Наблюдение,
абакусом. Сложение
входящая
простых примеров
диагностика
2 Братья,
сёстры.
2
6
8
Самостоятельная
Сложение (5)
работа,
анкетирование
3 Состав числа 10
4
12
16
«Родственники».
Сложение.
4 Дополнительные
2
7
9
формулы «Соседи».
Сложение
5 Таблица сложения
6
6
Соревнования по
решению
примеров
на
скорость,
промежуточная
диагностика
6 Состав
числа
5
1
3
4
«Братья». Вычитание
Самостоятельная
работа,
7 Состав числа 10
1
3
4
тестирование
«Родственники».
Вычитание
8 Дополнительные
1
3
4
формулы «Соседи».
Вычитание
9 Таблица вычитания
1
3
4
10 Сложение,
1
5
6
Открытое
вычитание.
Все
занятие,
формулы,
итоговая
подведение итогов
аттестация
ИТОГО:
17
55
72
1.4. Планируемые результаты реализации Программы
К концу первого года обучения у детей формируется:
7

 навык устного счёта без использования электронных
вычислительных устройств;
 улучшается мелкая моторика через использование абакуса;
 формируется познавательная активность;
 - улучшается концентрация внимания;
 фотографическая память;
 точность и быстрота реакции;
 развивается творческое мышление, воображение;
 совершенствуется слух и наблюдательность.
В конечном итоге повышается общая успеваемость ребёнка, появляется
уверенность в себе, формируется позитивное отношение к обучению.
Требования к уровню подготовки выпускников
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов
знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему
формируемых действий.
Результаты освоения программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования в области познавательного развития:
- Ребенок владеет универсальными предпосылками учебной
деятельности – умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять
его инструкции;
- Применяет усвоенные знания и способы деятельности для решения
новых познавательных задач.
Метапредметные результаты - совокупность способов универсальных
учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают
способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений. Метапредметными результатами предшкольной подготовки является
формирование следующих универсальных учебных действий (далее по
тексту
УУД):
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы
с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться оценивать результаты своей работы;
- сформированные элементы IT-компетенций при применении
электронного обучения.
Универсальные учебные действия:
- развитие визуального-образного мышления;
- освоение способов решения проблем поискового характера;
8

- формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и
переносить информацию с одного вида деятельности на другой;
Коммуникативные навыки
- формировать умение накапливать знания и развивать представления о
деятельности;
- воспитание умения и готовности слушать собеседника.
- формирование умения лояльно оценивать свою работу и работу
сверстников.
Личностные результаты включают готовность и способность учащихся
к саморазвитию и личностному самоопределению.
Отношение к себе:
- способность к оценке собственных изменений на основе развития
чувства долга, совести, навыков самопознания;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
Отношение к другим:
- открытие чувства «Мы», проявление коллективизма, умения
согласовывать при необходимости свои потребности с интересами
окружающих;
- оценочное отношение к другим, в контексте соблюдения
утверждаемых ближайшем окружением нравственных, эстетических,
трудовых норм и правил;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Отношение к занятиям:
- радость освоения новых способов деятельности;
Отношение к миру:
- сохранение и развитие способности удивляться многогранности мира
на основе постоянного расширяющегося его познания.

9

Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график определяет количество учебных
недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала
и окончания учебных периодов/этапов.
кол-во
дата начала и
№
Содержание деятельности
учебных
окончания учебных
п\п
недель
периодов
1
Реализация рабочей программы по 36
с 12 сентября по 30
темам
декабря с 9 января по
31 мая
Итого: 36
2.2. Условия реализации программы
Для повышения эффективности занятий по образовательной программе
кабинет делится на несколько зон:
- игровая зона – зона отдыха детей, где они могут поиграть в перерыв.
Наполнена игрушками, настольными играми, мозаиками.
- зона подвижных игр – свободное пространство кабинета, где
проводятся физминутки, подвижны игры, командные и групповые задания.
- зона деятельности – оборудуется столами и стульями по возрасту и
росту детей за которыми дети выполняют соответствующие задания. В эту
же зону включается доска, так как некоторые задания выполняются детьми
на доске совместно с педагогом.
Деление кабинета на зоны способствует более четкой и
структурированной организации образовательного процесса в пространстве.
Учебный кабинет
Площадь кабинета: 12 м2
Мебель и оборудование Стол ученический – 6шт.
Стул ученический – 12 шт.
Стол письменный – 1 шт.
Стул учительский - 1 шт.
Шкаф для материалов и инструментов – 1 шт.
Доска магнитная - 1 шт.
Часы - 1 шт.
Полка для материалов и инструментов – 1 шт.
Технические средства
Компьютер, принтер, МФУ, Интернет
Инструменты
и Ручка – 12шт., цветные карандаши – 6 наборов,
материалы
линейка – 6шт., ластик-4шт., тетрадь в клетку 12
листов – 12шт., папка формат А4 – 12шт.
Инвентарь и реквизит
Демонстрационные счеты Абакус – 1 шт.
Индивидуальные счеты Абакус – 14 шт.
Дидактические
и Методическая литература.
10

наглядные пособия

Папки с методическими разработками и
материалами по темам программы.
Сценарии мероприятий.
Дидактические, развивающие игры, головоломки,
кубики, пазлы.
Наглядный и раздаточный материал по темам
(картинки, карточки, цифры, числовые домики)
Магнитные цифры.
Учебные тетради.
Флэш-карты.

Санитарно-гигиенические требования:
Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем
требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет
должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо
также наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской
помощи.
Данная образовательная программа предъявляет некоторые требования
и к квалификации педагога. Учитывая то, что занятия имеют ограничения во
времени, что темп освоения знаний и выполнения заданий детьми разный,
различны и уровни подготовленности детей. Педагог должен быть гибким в
плане применения тех или иных упражнений или методик, быстро
реагировать на изменения эмоционального фона занятий; уметь найти общий
язык с любым участников процесса и передать свои мысли на доступном для
индивида языке. Также необходимо отметить, что к каждому занятию
необходима тщательная подготовка: помещение, раздаточный и
демонстрационный материал, видео и аудио оборудование.
2.3. Формы диагностики
Диагностика (входящая, промежуточная и итоговая) проводится с
целью установления:
- соответствия результатов освоения Программы заявленным целям и
планируемым результатам обучения;
- соответствия процесса организации и осуществления Программы
установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.
Диагностика
проводится
по
этапам
обучения
(входящая,
промежуточная, итоговая), а также в конце реализации всей Программы.
Диагностика позволяет определить эффективность обучения по
Программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс.
Диагностика позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты
своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе.
Критериями оценки уровня освоения Программы являются:
- соответствие уровня теоретических знаний учащихся программным
требованиям;
11

- самостоятельность работы;
- осмысленность действий;
- соответствие практической деятельности программным требованиям;
- наличие эмоционально благоприятной атмосферы между детьми,
педагогами, родителями.
- качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по
собственной инициативе.
Формы диагностики:
- самостоятельная работа,
- викторины,
- конкурсы,
- открытые занятия,
- анкетирование родителей.
Формы отслеживания, фиксации и предъявления образовательных
результатов:
- журнал посещаемости
- материал анкетирования
- аналитический материал по итогам проведения пед. диагностики,
- грамота, диплом, благодарственное письмо, свидетельство
(сертификат) участника - отзыв родителей,
- методическая разработка,
- поступление выпускников, обучавшихся по Программе в
образовательные организации.
Ведётся наблюдение за достижениями учащихся и отслеживается
динамика развития при изучении программы, в папке Личное дело ребёнка.
Механизм оценивания результатов реализации программы
Результативность освоения конкретных тем отслеживается с помощью
текущего контроля: опрос, викторина и т.п. Развитие личностных качеств
обучающихся
2.5. Методическое обеспечение
Форма обучения – очная.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- групповая;
- индивидуальная;
- индивидуально – групповая.
Формы проведения занятий: занятие – игра, беседа, викторина,
праздник, встреча с героями сказок и мультфильмов, праздник, эксперимент.
Методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
1. Словесные методы обучения (беседы, оживляющие интерес и
активизирующие внимание)
12

2. Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций;
показ, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.)
3. Практические методы обучения (упражнения, творческие работы и
др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
1. Объяснительно – иллюстративные методы обучения. При таком
методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
2. Репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся
воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
3. Частично – поисковые методы обучения. Участие детей в
коллективном поиске.
4. Исследовательские методы обучения. Овладение учащимися
методами научного познания, самостоятельной творческой работы.
Методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- стимулирование;
- мотивация.
Педагогические технологии:
- группового обучения;
- коллективного взаимообучения;
- технология дифференцированного обучения;
- проблемного обучения;
- игровой деятельности;
- личностно-ориентированного обучения;
- здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии;
- информационно – коммуникативные.
Формы методических материалов:
1. Наглядные дидактические материалы.
2. Раздаточные материалы.
3. Материалы для самостоятельной работы.
4. Контрольно – измерительные материалы.
5. Материалы для педагога.
Дидактические принципы построения занятий
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех
стрессобразующих факторов учебного процесса (принцип психологической
комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное
«открытие» его детьми (принцип деятельности);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с
предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного
представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на
основании некоторого критерия (принцип вариативности);
13

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой и совместной деятельности (принцип
творчества и продуктивного взаимодействия);
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями
обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды
на способы организации развивающего обучения. Они не только
обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития
детей, формирование у них познавательных интересов и творческого
мышления. Но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Воспитывающая деятельность
Воспитывающая деятельность образовательной программы направлена
на формирование у детей адекватных эмоциональных реакций на поведение
их самих и других участников процесса взаимодействия, а также на развитие
учебной мотивации и произвольности поведения воспитанников.
Для реализации данных задач на каждом учебном занятии педагог
акцентирует внимание участников на поведенческих моментах, предлагает
задания, успешность выполнения которых во многом зависит от умения
детей взаимодействовать между собой в парах, группах или командах.
Принципы воспитания:
1. Единство требований и уважения личности ребенка;
2. Последовательность, преемственность, систематичность, единство;
3. Соответствие воспитания возрастным и индивидуальным
особенностям детей.
Изложенные принципы не только обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них
познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют
сохранению и поддержке их здоровья.

14

Раздел 3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ
ЗАНЯТИЙ
3.1. Учебно-тематический план и содержание занятий МОДУЛЬ 1
5 – 6 лет (1-ый год обучения)
3.1.1. Курс «Элементарные основы математики» 1 модуль
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество
занятий
1
Вводное занятие
1
2
Знакомство с ментальной арифметикой
2
3
Абакус и его конструкция
2
4
Знакомство с цифрами 1, 2 на абакусе
2
5
Знакомство с цифрами 3,4 на абакусе
2
6
Сложение цифр: 1+,2+,3+
2
7
Знакомство с цифрой и составом числа 5
1
8
Знакомство с формулами «хорошие братья»
2
9
Помощь братьев в сложении до 5
2
10
Ментальный счет до 5
3
11
Изучаем цифру 6
2
12
Изучаем цифру 7
2
13
Отработка счета и сложения на абакусе до 7
2
14
Цифра 8
2
15
Цифра 9
2
16
Состав числа 10, счет до 10
2
17
Ментальный счет до 10
4
18
Знакомство с формулами «хорошие соседи»
2
19
Отработка сложения до 10
7
20
Составление таблиц сложения
6
21
Формулы «Плохие братья»
1
22
Плохие братья 1 и 2
1
23
Плохие братья 3 и 4
1
24
Вычитание цифр: 5-; 4-; 3-; 2-;1-.
1
25
Вычитание из 8, 7 и 6
2
26
Вычитание из 10 и 9
2
27
Знакомство с формулами «плохие соседи»
2
28
Работа с формулами «плохие соседи» на скорость
2
29
Составление таблиц вычитания
4
30
Сложение и вычитание в пределах 10, все
4
формулы
31
Открытое занятие
2
Всего в год
72
15

Содержание занятий
1 занятие. Вводное занятие.
Цель: Познакомиться с детьми, познакомить детей с правилами
поведения на занятиях.
Материалы: маленький мяч, цветные карандаши и листы с заданиями
по количеству детей.
Ход занятия:
1. Знакомство с кабинетом
2. Игра с мячом «Как твое имя»
3. Динамическая пауза
4. Игра «Что такое хорошо, а что такое плохо»
5. Подведение итогов
2 занятие. Знакомство с ментальной арифметикой
Цель: знакомство с понятием «ментальная арифметика» и историей ее
возникновения
Материалы: Набор магнитных цифр, цифры 0 – 9 из картона,
маленький мяч, изображение девочек и мальчиков.
Ход занятия:
1. Сказка о дружных цифрах
2. Игра «В гости»
3. Игра «Физкультура»
4. Игра «Кто в домике живет?»
5. Подведение итогов
3 занятие. Знакомство с ментальной арифметикой
Цель: знакомство с понятием «ментальная арифметика» и историей ее
возникновения
Материалы: лабиринт – по количеству детей, фломастеры – по
количеству детей, бланки для упражнения «Найди пару» - по количеству
детей, набор «Нарисуй картинку»: лист с изображением дерева и
геометрические фигуры: желтый и красный круг, 2 зеленых треугольника,
квадрат, прямоугольник, 2 треугольника (большой и маленький) – по
количеству детей, листы с заданиями – по количеству детей. Простые
карандаши – по количеству детей.
Ход занятия:
1. Продолжение приключений дружных цифр по миру арифметики
2. Радужные вопросы
3. Физкультминутка
4. Игра «Найди пару»
5. Игра «Нарисуй картинку»
6. «Мышка в норке»
7. Подведение итогов
4 занятие. Абакус и его конструкция
Цель: познакомиться с понятием Абакус и Соробан
16

Материалы: демонстрационный абакус, простые и цветные карандаши,
картинка с деревьями, мешочек из бумаги темно-синего цвета, по три
разноцветных квадрата размером 5х5.
Ход занятия:
1. Найди гостя
2. Изучение составляющих абакуса
3. Обведи, заштрихуй, раскрась
4. Физкультминутка
5. Игра «1 или много»
6. Подведение итогов
5 занятие. Абакус и его конструкция
Цель: Отработка правильной постановки рук при работе с абакусом
Материалы: демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
штук.
Ход занятия:
1. Игра «Обнуление»
2. Игра «Клювик»
3. Игра «Паровоз»
4. Игра «Крабик»
5. Подведение итогов
6 занятие. Знакомство с цифрой 1, 2 на абкусе
Цель: Знакомство с цифрой 1
Материалы: Демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
карточки с цифрой 1, изображение фруктов и деревьев, флеш - карта
Ход занятия:
1. Загадки про единицу
2. Игра-путешествие в одинокую страну
3. Портрет цифры 1
4. Физкультминутка
5. Игра «Фруктовая тарелка»
6. Подведение итогов
7. Домашнее задание
7 занятие. Знакомство с цифрой 1, 2 на абкусе
Цель: Знакомство с цифрой 2
Материалы: Демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
карточки с цифрой 2, изображение машин и конфет, флеш - карта
Ход занятия:
1. День рождение Котика
2. Подарок от птички
3. Портрет цифры 2
4. Физкультминутка «Кошки-мышки»
5. Подведение итогов
17

8 занятие. Знакомство с цифрой 3, 4 на абкусе
Цель: Знакомство с цифрой 3
Материалы: Демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
карточки с цифрой 2, изображение машин и конфет, флеш - карта
Ход занятия:
1. Три богатыря
2. Подвиги
3. Портрет цифры 3
4. Физкультминутка «царевна Лягушка»
5. Подведение итогов
9 занятие. Знакомство с цифрой 3, 4 на абкусе
Цель: Знакомство с цифрой 4
Материалы: Демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
карточки с цифрой 2, изображение машин и конфет, флеш - карта
Ход занятия:
1. Найди пары
2. Праздник лебедей
3. Портрет цифры 4
4. Физкультминутка
5. Подведение итогов
10 занятие. Сложение цифр: 1+, 2+,3+
Цель: познакомиться со сложением, знаками + и =
Материалы: Демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
карточки с примерами
Ход занятия:
1. Логические задачи
2. Физминутка «Путешествие»
3. Собери конфетки
4. Угадай сколько?
5. Игра «Прятки»
6. Подведение итогов
11 занятие. Сложение: 1+, 2+,3+
Цель: освоить сложение до четырех.
Материалы: Демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
карточки с примерами
Ход занятия:
1. Игра с земными косточками
2. Мыши и яблоки
3. Решение примеров на доске
4. Физминутка «Раз, два, три»
18

5. Игра «выполни задания совушки Авдотьи»
6. Подведение итогов
12 занятие. Знакомство с цифрой и составом числа 5
Цель: счет до 5, свободное написание числа 5
Материалы: Демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
карточки с примерами
Ход занятия:
1. Игра «Сорока – ворона»
2. Игра «Сколько стоит варенье?»
3. Физминутка «на пятерку»
4. Пропиши цифру 5
5. Игра «Магазин»
6. Подведение итогов
13 занятие. Знакомство с формулами «хорошие братья»
Цель: изучить какие косточки на абакусе называют братьями
Материалы Демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
карточки с примерами, картинки с братьями, флеш-карты
Ход занятия:
1. Паровозик
2. Знакомство с братом 1 и братом 2
3. Лабиринт
4. Работа с флеш-картами
5. Игра на абакусе «помоги брату 1»
6. Физминутка
7. Подведение итогов
14 занятие. Знакомство с формулами «хорошие братья»
Цель: расширение представления о составе числа, развитие навыков
счета до пяти.
Материалы: демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
карточки с примерами, картинки с братьями, флеш-карты
Ход занятия:
1. Знакомство с братом 3 и 4
2. Занимательные задачки
3. Белкины запасы
4. Льдинки
5. Подведение итогов
15 занятие. Помощь братьев в сложении до 5
Цель: закрепление навыков счета до 5, способа написания цифры 5.
Материалы: демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, магнитные цифры, счетные палочки – по количеству
детей, листы с заданиями и простые карандаши – по количеству детей, часы
19

со стрелками, цветные карандаши зелёного и красного цвета – по количеству
детей.
Ход занятия:
1. Знакомство с гостем
2. Портрет
3. Обведи, заштрихуй, пропиши
4. Часы
5. Пирожки
6. Раздели пирожки
7. Подведение итогов
16 занятие. Помощь братьев в сложении до 5
Цель: закрепление навыков счета до 5, способа написания цифры 5.
Материалы: демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, магнитные цифры, счетные палочки – по количеству
детей, листы с заданиями и простые карандаши – по количеству детей, часы
со стрелками, цветные карандаши зелёного и красного цвета – по количеству
детей.
Ход занятия:
1. Игра «Помоги братьям»
2. Лабиринт
3. На лесной дорожке
4. Физминутка «Геометрический конструктор»
5. Прогулка
6. Подведение итогов
17 занятие. Ментальный счет до 5
Цель: отработка навыков прямого, обратного счета и сложения в
пределах пяти без использования абакуса.
Материалы: пять домиков, пять карточек с точками от 1 до 5, цифры от
1 до 5, листы с заданиями – по количеству детей, простой карандаш и
цветные карандаши: красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый – по
количеству детей, демонстрационный абакус, рабочие тетради, флеш-карты,
наглядные материалы.
Ход занятия:
1. Игра «Домики»
2. Игра «Покрась заборчик»
3. «Клумбы»
4. «Печенье»
5. Подведение итогов
18 занятие. Ментальный счет до 5
Цель: отработка навыков прямого, обратного счета и сложения в
пределах пяти без использования абакуса.
Материалы: круг и четыре цветных сектора к упражнению «Сутки»,
изображения зверей: медвежонок, зайчонок, бельчонок, лисенок и сорока, 12
цветных кубиков и 12 фигурок из киндер-сюрпризов, лабиринты – по
20

количеству детей, 5 зеленых треугольников и 5 белых прямоугольников,
листы с заданиями и цветные карандаши: красный и синий – по количеству
детей, рабочие тетради, флеш-карты.
Ход занятия:
1. Игра «Сутки»
2. Игра «Поезд»
3. Лабиринт
4. Игра «В лесу»
5. Игра «Шарики»
6. Подведение итогов
19 занятие. Ментальный счет до 5
Цель: отработка навыков прямого, обратного счета и сложения в
пределах пяти без использования абакуса.
Материалы: план-схема комнаты, магнитные цифры, листы с
заданиями, простые карандаши, цветные карандаши: красный и зеленый – по
количеству детей. часы со стрелками.
Ход занятия:
1. «Найди гостя по плану»
2. Портрет
3. Обведи, заштрихуй, пропиши
4. Числовой шарф
5. Подведение итогов
20 занятие. Изучаем цифру 6
Цель: знакомство с цифрой шесть
Материалы: магнитные цифры, лабиринты и фломастеры – по 1 на
ребенка, демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12 шт., рабочие
тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, карточки с
примерами, картинки с братьями, флеш-карты
Ход занятия:
1. Игра «В магазин за покупками»
2. Игра «В магазине игрушек»
3. Обведи, заштрихуй, пропиши
4. Игра «Корзины»
5. Игра «Кубики»
6. Игра «Найди свое место»
7. Подведение итогов
21 занятие. Изучаем цифру 6
Цель: закрепления навыка прямого и обратного счета в пределах
шести.
Материалы: демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
карточки с примерами, картинки с братьями, флеш-карты, магнитные цифры,
лабиринты и фломастеры – по 1 на ребенка,
Ход занятия:
21

1. Соедини точки
2. Собери из кубиков
3. Домики и флажки
4. Ракеты
5. Игра «Кто самый-самый»
6. Подведение итогов
22 занятие. Изучаем цифру 7
Цель: знакомство с цифрой 7, развитие навыков счета до семи.
Материалы: листы с заданиями и цветные карандаши: красный и
зеленый – по количеству детей, демонстрационный абакус, индивидуальные
счеты – 12 шт., рабочие тетради
Ход занятия:
1. «Веселые задачки»
2. «Дорожка к дому ежика»
3. «Яблоки в доме ежика»
4. Физкультминутка «Веселый хоровод»
5. Подведение итогов
6. Домашнее задание
23 занятие. Изучаем цифру 7
Цель: закрепление навыков счета до 7, способа написания цифры 7.
Материалы: демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, магнитные цифры, листы с заданиями, простые
карандаши, цветные карандаши: красный и синий – по количеству детей.
Ход занятия:
1. Знакомство с гостем
2. Портрет
3. Обведи, заштрихуй, пропиши
4. Числовой шарф
5. Игра «Найди цифры»
6. Нарисуй домик цифры
7. Подведение итогов
24 занятие. Отработка счета и сложения на абакусе до 7
Цель: закрепление знаний о цифрах и навыков их написания.
Материалы: демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, магнитные цифры, листы с заданиями и цветные
карандаши- по количеству детей.
Ход занятия:
1. Знакомство с гостем
2. Физкультминутка
3. Радуга
4. Нарисуй радужные фигуры
7. Подведение итогов
25 занятие. Отработка счета и сложения на абакусе до 7
Цель: закрепление знаний о составе числа 7
22

Материалы: демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, магнитные цифры, лабиринты – по количеству детей,
листы с заданиями и цветные карандаши- по количеству детей, часы со
стрелками.
Ход занятия:
1. «Раскрась картинку»
2. Лабиринт
3. Дни недели
4. Часы
5. Засели жильцов в дом
6. Подбери ключи
7. Подведение итогов
26 занятие. Цифра 8.
Цель: знакомство с цифрой 8, развитие навыков счета до 8.
Материалы: демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, магнитные цифры, куб и конус, листы с заданиями и
простые карандаши – по количеству детей.
Ход занятия:
1. В королевстве Геометрических фигур
2. Игра «Дамы и кавалеры»
3. Игра «Сосчитай всех гостей»
4. Игра «Нарви цветов»
5. Игра «Проводи гостей домой»
6. Подведение итогов
27 занятие. Цифра 8.
Цель: закрепление навыков счета до 8, способа написания цифры 8.
Материалы: демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, магнитные цифры, лабиринты, листы с заданиями и
простые карандаши – по количеству детей.
Ход занятия:
1. Лабиринт
2. Портрет
3. Обведи, заштрихуй, пропиши
4. Числовой шарф
5. Задачка
6. Дорисуй картинку
7. Подведение итогов
28 занятие. Цифра 9.
Цель: знакомство с цифрой 9.
Материалы: демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, кубики «Сложи узор» - по количеству детей, схема к
ним, часы со стрелками, листы с заданиями, простой карандаш – по
количеству детей
Ход занятия:
23

1. Игра «Замок Феи чисел»
2. Игра «Сутки»
3. Игра «Садовник»
4. Игра «Запомни и выложи»
5. Игра «Разложи угощения»
6. Игра «Рассели гостей по их комнатам»
7. Подведение итогов
8. Домашнее задание
29 занятие. Цифра 9.
Цель: закрепление знаний о форме цифры 9, навыков счета в пределах
девяти.
Материалы: демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, магнитные цифры, лабиринты, фломастеры, листы с
заданиями, простой карандаш – по количеству детей,
Ход занятия:
1. Лабиринт «Выведи цифры»
2. Обведи, заштрихуй, пропиши
3. Игра «Магазин»
4. Подведение итогов
5. Домашнее задание
30 занятие. Состав числа 10, счет до 10.
Цель: знакомство с понятием «ноль», формой цифры.
Материалы: демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, картинка с изображением гнома, часы со стрелками,
листы с заданиями, простой карандаш – по количеству детей,
Ход занятия:
1. «Покажи на часах»
2. Игра «Грибы»
3. «Покажи на часах»
4. Игра «Чертеж дома»
5. «Покажи на часах»
6. «Модель времен года»
7. «Веселые вопросы»
8. «Волшебные таблицы»
9. Подведение итогов
10. Домашнее задание
31 занятие. Состав числа 10, счет до 10.
Цель: знакомство с числом 10 и его составом числа.
Материалы: демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, кубики «Сложи узор», схема «Воробей», картинки с
изображением животных: лев, волк, заяц, жираф, кенгуру, лиса, крокодил,
обезьяна и бегемот, листы с заданиями, цветные карандаши: синий и
красный, простой карандаш – по количеству детей.
Ход занятия:
24

1. Игра «Воробей»
2. Загадка
3. «Где обедал воробей?»
4. Заштрихуй, обведи, пропиши
5. Числовой шарф
6. «Дорисуй птиц»
7. Подведение итогов
32 занятие. Ментальный счет до 10.
Цель: закрепление знаний о форме цифр и навыков счета в пределах 10.
Материалы: листы с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш
– по количеству детей, флеш-карты.
Ход занятия:
1. «Раскрась дворец»
2. «Занимательные задачки»
3. Игра «Живые числа»
4. Игра «Хитрые таблицы»
5. Кто быстрее назовет число, изображенное на флеш-карте
6. Подведение итогов
33 занятие. Ментальный счет до 10.
Цель: закрепление навыков счета до 10.
Материалы: флеш -карты, магнитные цифры, счетные палочки, листы с
заданиями, 10 игрушек от киндер-сюрприза.
Ход занятия:
1. Сопоставь флеш-карту и количество игрушек
2. «Загадай желание»
3. Игра «Веселые палочки»
4. Математический диктант
5. Кто быстрее назовет число, изображенное на флеш-карте
6. Подведение итогов
34 занятие. Ментальный счет до 10.
Цель: закрепление навыков счета до 10.
Материалы: флеш -карты, магнитные цифры, счетные палочки, листы с
заданиями, 10 обручей, большие картонные цифры, игральный кубик.
Ход занятия:
1. Сопоставь флеш-карту и номер болота
2. Игра «Болото»
3. Игра «Кто первый?»
4. Математический диктант
5. Подведение итогов
35 занятие. Ментальный счет до 10.
Цель: закрепление навыков счета до 10.
Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, ручки – по
количеству учащихся, 2 скакалки.
Ход занятия:
25

1. Моя любимая цифра
2. Игра «Змейка»
3. Игра «Веревочка»
4. Математический диктант
5. Подведение итогов
36 занятие. Знакомство с формулами «хорошие соседи».
Цель: развитие навыков сложения чисел до 10.
Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, ручки – по
количеству учащихся, демонстрационный абакус, индивидуальные счеты по
количеству человек.
Ход занятия:
1. Гости
2. Знакомство с соседями
3. Игра «Торт»
4. Пальчиковая гимнастика «едет, едет паровоз»
5. Подведение итогов
37 занятие. Знакомство с формулами «хорошие соседи».
Цель: развитие навыков сложения чисел до 10.
Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, ручки – по
количеству учащихся, демонстрационный абакус, индивидуальные счеты по
количеству человек, листы с заданиями.
Ход занятия:
1. Решение примеров на сложение в пределах 10 на листах с заданиями
2. Решение примеров у доски
3. Игра «Сирень»
4. Пальчиковая гимнастика «мы писали, мы писали»
5. Подведение итогов
38 занятие. Отработка сложения до 10.
Цель: закрепление навыков сложения чисел до 10.
Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, ручки – по
количеству учащихся, демонстрационный абакус, индивидуальные счеты по
количеству человек, листы с заданиями.
Ход занятия:
1. Математический диктант
2. Решение примеров у доски
3. Игра «Пифагорики»
4. Пальчиковая гимнастика «прятки»
5. Подведение итогов
39 занятие. Отработка сложения до 10.
Цель: закрепление навыков сложения чисел до 10.
Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, ручки – по
количеству учащихся, демонстрационный абакус, индивидуальные счеты по
количеству человек, листы с заданиями, картонные геометрические фигуры.
Ход занятия:
26

1. Математический диктант
2. Решение примеров у доски
3. Игра «Геометрия»
4. Игра «Собака и слон»
5. Подведение итогов
40 занятие. Отработка сложения до 10.
Цель: закрепление навыков сложения чисел до 10.
Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, ручки –
количеству учащихся, демонстрационный абакус, индивидуальные счеты
количеству человек, листы с заданиями, настольная игра «Сложение».
Ход занятия:
1. Настольная игра «Сложение»
2. Решение примеров у доски
3. Физкультминутка «прыг-скок»
4. Игра «Планка»
5. Подведение итогов
41 занятие. Отработка сложения до 10.
Цель: закрепление навыков сложения чисел до 10.
Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, ручки –
количеству учащихся, демонстрационный абакус, индивидуальные счеты
количеству человек, листы с заданиями, видеоматериал.
Ход занятия:
1. просмотр мультфильма «Цифры»
2. Математический диктант
3. Пальчиковая гимнастика
4. Игра «Принцесса на горошинах»
5. Подведение итогов
42 занятие. Отработка сложения до 10.
Цель: закрепление навыков сложения чисел до 10.
Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, ручки –
количеству учащихся, демонстрационный абакус, индивидуальные счеты
количеству человек, листы с заданиями, разноцветные ленты.
Ход занятия:
1. Игра «Косы»
2. Решение примеров у доски
3. Физкультминутка
4. Игра «Прибавлялочки»
5. Подведение итогов
43 занятие. Отработка сложения до 10.
Цель: отработка скорости в сложении чисел до 10.
Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, ручки –
количеству учащихся, демонстрационный абакус, индивидуальные счеты
количеству человек, листы с заданиями, линейки по количеству человек.
Ход занятия:

по
по

по
по

по
по

по
по

27

1. Изучение понятия сантиметр, знакомство с линейкой
2. Сложение по линейке
3. Физкультминутка
4. Игра «Начерти отрезки»
5. Подведение итогов
44 занятие. Отработка сложения до 10.
Цель: отработка скорости в сложении чисел до 10..
Материалы: ручки по количеству обучающихся, чистые листы А4,
карточки с заданиями.
Ход занятия:
1. Игра «На первый – второй расчитайся!»
2. Соревнования по командам на скорость решения всех заданий
3. Физкультминутка
4. Подведение итогов
5. Награждение команд
45 занятие. Составление таблиц сложения.
Цель: знакомство со свойствами таблиц, активизация уже имеющихся
знаний.
Материалы: кубики «Собери узор», схема «Поезд», листы с заданиями,
цветные карандаши, простой карандаш – по количеству детей.
Ход занятия:.
1. Игра «Собери чемодан»
2. «Поезд»
3. «Болото»
4. «Деревья в лесу»
5. Игра «Паук в паутине»
6. Подведение итогов
46 занятие. Составление таблиц сложения.
Цель: знакомство с понятием «символ», его использование в реальной
жизни.
Материалы: таблицы с числами для упражнения «Найди все числа»,
мяч, листы с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш – по
количеству детей
Ход занятия:
1. Игра «найди все числа по порядку»
2. Игра «Назови соседей»
3. «Что это такое?»
4. «Обозначь символами»
5. «Нарисуй фигуру по символам»
6. «Прятки»
7. Подведение итогов
8. Домашнее задание
47 занятие. Составление таблиц сложения.
28

Цель: знакомство со свойствами таблиц, активизация уже имеющихся
знаний.
Материалы: карандаши, рабочие тетради, линейки, индивидуальные
счеты.
Ход занятия:.
1. Таблица «хорошие братья»
2. «Поезд»
3. «Клювик»
4. Фиксация таблицы в тетрадь
5. Игра «посади дерево»
6. Подведение итогов
48 занятие. Составление таблиц сложения.
Цель: отработка навыков работы с таблицами
Материалы: карандаши, рабочие тетради, линейки, индивидуальные
счеты, флеш-карты.
Ход занятия:.
1. Таблица «хорошие соседи»
2. «Трактор»
3. Игра «Отгадай флеш-карту» у доски
4. Фиксация таблицы в тетрадь
5. Игра «Редиска»
6. Подведение итогов
49 занятие. Составление таблиц сложения.
Цель: отработка навыков работы с таблицами
Материалы: карандаши, рабочие тетради, линейки, индивидуальные
счеты, флеш-карты, листы формата А3, цветные карандаши.
Ход занятия:.
1. Математический диктант
2. «Поезд»
3. Совместная работа «Таблица радости»
4. Подведение итогов
50 занятие. Составление таблиц сложения.
Цель: отработка навыков работы с таблицами
Материалы: карандаши, рабочие тетради, линейки, индивидуальные
счеты, флеш-карты.
Ход занятия:.
1. Таблица из флеш-карт
2. «Вкусное варенье»
3. Игра «Строки и столбцы» у доски
4. Математический диктан
5. Игра «Ручеек»
6. Подведение итогов
51 занятие. Формулы «Плохие братья»
Цель: изучить понятие вычитания и формулы «плохие братья»
29

Материалы Демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
карточки с примерами, картинки с братьями, флеш-карты
Ход занятия:
1. Паровозик
2. Почему братья ведут себя плохо
3. Лабиринт
4. Работа с флеш-картами
5. Игра «Эмоции»
6. Физминутка
7. Подведение итогов
52 занятие. Плохие братья 1 и 2
Цель: научиться вычитать из 5 числа 1 и 2.
Материалы Демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
карточки с примерами, картинки с братьями, флеш-карты
Ход занятия:
1. «Приземление братьев»
2. Игра «Раздели апельсин»
3. Физкультминутка
4. Работа с флеш-картами
5. Игра «Сорока-белобока»
6. Подведение итогов
53 занятие. Плохие братья 3 и 4
Цель: научиться вычитать из 5 числа 3 и 4.
Материалы Демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
карточки с примерами, картинки с братьями, флеш-карты, матрешки.
Ход занятия:
1. «Приземление братьев»
2. Игра «Кто в матрешке живет»
3. Физкультминутка
4. Работа с флеш-картами
5. Игра «Ладушки»
6. Подведение итогов
54 занятие. Вычитание: 5-,4-,3-,2-,1Цель: Закрепление материала по составу числа 5, ускорение в
вычислениях при вычитании.
Материалы Демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
карточки с примерами, картинки с братьями, флеш-карты, фантики.
Ход занятия:
1. Игра на абакусе «Крабик»
2. Игра «Цифры в домике»
30

3. Физкультминутка
4. Работа с флеш-картами
5. Игра «Огоньки»
6. Подведение итогов
55 занятие. Вычитание из 8, 7 и 6
Цель: Повторения состава числа 10, изучение вычитания из чисел
больше 5.
Материалы Демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
карточки с примерами, картинки с братьями, флеш-карты.
Ход занятия:
1. Игра на абакусе «Музыка чисел»
2. Игра «Небесные косточки»
3. Физкультминутка
4. Решение примеров в рабочей тетради
5. Игра «Пальчики»
6. Подведение итогов
56 занятие. Вычитание из 8, 7 и 6
Цель: Повторения состава числа 10, отработка скорости по вычитанию
из чисел больше 5.
Материалы Демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
карточки с примерами, картинки с братьями, флеш-карты.
Ход занятия:
1. Математический диктант
2. Игра «Небесные косточки»
3. Физкультминутка
4. Решение примеров в рабочей тетради
5. Игра «Крабик»
6. Подведение итогов
57 занятие. Вычитание из 10 и 9.
Цель: Повторения состава числа 10, изучение вычитания из чисел
больше 5.
Материалы Демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
карточки с примерами, картинки с братьями, флеш-карты.
Ход занятия:
1. Решение примеров у доски
2. Лабиринт
3. Физкультминутка
4. Решение примеров в рабочей тетради
5. Игра «Огоньки»
6. Подведение итогов
58 занятие. Вычитание из 10 и 9.
31

Цель: отработка скорости вычитания из 10.
Материалы Демонстрационный абакус, индивидуальные счеты – 12
шт., рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш, ластик,
карточки с примерами, картинки с братьями, флеш-карты.
Ход занятия:
1. Деление на команды
2. Придумай название
3. Физкультминутка
4. Решение задач на скорость
5. Подведение итогов
6.Награаждение команд
59 занятие. Знакомство с формулами «плохие соседи».
Цель: развитие навыков вычитания чисел до 10.
Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, ручки – по
количеству учащихся, демонстрационный абакус, индивидуальные счеты по
количеству человек, листы с заданиями.
Ход занятия:
1. Решение примеров на вычитание в пределах 10 на листах с
заданиями
2. Решение примеров у доски
3. Игра «Сирень»
4. Пальчиковая гимнастика «мы писали, мы писали»
5. Подведение итогов
60 занятие. Знакомство с формулами «плохие соседи».
Цель: развитие навыков вычитания чисел до 10.
Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, ручки – по
количеству учащихся, демонстрационный абакус, индивидуальные счеты по
количеству человек.
Ход занятия:
1. Гости
2. Знакомство с соседями
3. Игра «Торт наоборот»
4. Пальчиковая гимнастика «едет, едет паровоз»
5. Подведение итогов
61 занятие. Работа с формулами «Плохие соседи» на скорость
Цель: отработка навыков вычитания чисел до 10.
Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, ручки – по
количеству учащихся, демонстрационный абакус, индивидуальные счеты по
количеству человек.
Ход занятия:
1. Математический диктант
2. Пальчиковая гимнатика
3. Игра «Вычти конфетки»
4. Физкультминутка
32

5. Подведение итогов
62 занятие. Работа с формулами «Плохие соседи» на скорость
Цель: отработка навыков вычитания чисел до 10.
Материалы: рабочие тетради, цветные карандаши, ручки – по
количеству учащихся, демонстрационный абакус, индивидуальные счеты по
количеству человек.
Ход занятия:
1. Работа у доски
2. Решение задач в тетради на время
3. Игра «Побежали»
4. Игра «Огоньки»
5. Подведение итогов
63 занятие. Составление таблиц вычитания.
Цель: знакомство с таблицами вычитания
Материалы: карандаши, рабочие тетради, линейки, индивидуальные
счеты.
Ход занятия:.
1. Таблица «плохие братья»
2. «Поезд»
3. «Клювик»
4. Фиксация таблицы в тетрадь
5. Игра «посади дерево»
6. Подведение итогов
64 занятие. Составление таблиц вычитания.
Цель: отработка навыков работы с таблицами
Материалы: карандаши, рабочие тетради, линейки, индивидуальные
счеты, флеш-карты.
Ход занятия:.
1. Таблица «плохие соседи»
2. «Трактор»
3. Игра «Отгадай флеш-карту» у доски
4. Фиксация таблицы в тетрадь
5. Игра «Редиска»
6. Подведение итогов
65 занятие. Составление таблиц вычитания.
Цель: отработка навыков работы с таблицами
Материалы: карандаши, рабочие тетради, линейки, индивидуальные
счеты, флеш-карты, листы формата А3, цветные карандаши.
Ход занятия:.
1. Математический диктант
2. «Поезд»
3. Совместная работа «Таблица грусти»
4. Подведение итогов
66 занятие. Составление таблиц вычитания.
33

Цель: отработка навыков работы с таблицами
Материалы: карандаши, рабочие тетради, линейки, индивидуальные
счеты, флеш-карты.
Ход занятия:.
1. Таблица из флеш-карт
2. «Вкусное варенье»
3. Игра «Строки и столбцы» у доски
4. Математический диктан
5. Игра «Ручеек»
6. Подведение итогов
67 занятие. Сложение и вычитание в пределах 10, все формулы.
Цель: закрепление полученных знаний и навыков счета в пределах
десяти.
Материалы: листы с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш
– по количеству детей
Ход занятия:
1. Сосчитай фигуры.
2. Игра «Соседи»
3. Игра «Знаки»
4. Игра «пчелы»
5. Подведение итогов
68 занятие. Сложение и вычитание в пределах 10, все формулы.
Цель: закрепление полученных знаний и навыков счета в пределах
десяти.
Материалы: листы с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш
– по количеству детей
Ход занятия:
1. Математический диктант.
2. Игра «Кошки-мышки»
3. Игра «веселые счеты»
4. Игра «звезды»
5. Подведение итогов
69 занятие. Сложение и вычитание в пределах 10, все формулы.
Цель: закрепление полученных знаний и навыков счета в пределах
десяти.
Материалы: листы с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш
– по количеству детей
Ход занятия:
1. Сосчитай друзей.
2. Игра «Радуга»
3. Игра «посади дерево»
4. Игра «Букет для мамы»
5. Подведение итогов
34

70 занятие. Сложение и вычитание в пределах 10, все формулы.
Цель: закрепление полученных знаний и навыков по всему курсу.
Материалы: листы с заданиями, цветные карандаши, простой карандаш
– по количеству детей
Ход занятия:
1. Игра «Вставь пропущенные цифры»
2. Игра «Реши задачу»
3. Игра «Ориентировка»
4. Игра «Домик»
5. Подведение итогов
71 и 72 занятие. Открытое занятие
Цель: представление результатов образовательной деятельности
родителям.
Материалы: Демонстрационный абакус, индивидуальные счеты,
карточки с заданиями
Ход занятия:
1. Игра «Мама, загадай число»
2. Демонстрация решения примеров на абакусе на скорость,
соревнования между командами
3. Пальчиковая гимнастика
4. Решение карточек с заданиями
5. Подведение итогов года
6. Награждение благодарственными письмами.

35

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ/ЛИТЕРАТУРЫ
1. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как 7..Учебник по
ментальной арифметике
2. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как
нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников //
Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
3.Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса. Д.
Вендланд (часть1)
4. Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью абакуса. Д.
Вендланд (часть 2)
5.Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех»
6. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5
(77). С. 53-59.
7. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности
дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
8.http://menar.ru.com
9.YouTube «Ментальная арифметика для каждого
10.Онлайн-тренажер «Абакус»
11. Шевелев К.В.
Конспекты занятий по математике с детьми 6 -7 лет.М.:2010
12. Шевелев К. В. «Дошкольная математика в играх» — М.: Мозаикасинтез, 2005. — 80 с.
13. Шевелев К.В. Авторская образовательная программа «Математика для до
школьников».
— М.: Издательство «Ювента», 2006. — 32 с.
14. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет – М.:ТЦ Сфера, 2014 –
64с.
15. Колесникова Е.В. Обучение решению арифметических задач. Методичес
кое пособие – М.:ТЦ Сфера, 2012.
16. Новикова В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе.
Рабочие тетради
17. Шевелев К.В. Готовимся к школе (в 2х частях). Рабочая тетрадь для дош
кольников 6 -7 лет.
18. Шевелев К.В. Занимательная геометрия. Рабочая тетрадь для дошкольни
ков 6 -7 лет.
19. Шевелев К.В. Графические диктанты. Рабочая тетрадь
для дошкольников 6 -7 лет.
20. Колесникова Е.В. Я решаю арифметические задачи. Рабочая тетрадь для
дошкольников 5-7 лет.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».