рограмма умные игры

Управление образования Белоярского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Белоярская средняя
общеобразовательная школа №14"
структурное подразделение "Детский сад"
_____________________________________________________________________________________________________________________________________

624056 Свердловская область, Белоярский район, п. Гагарский, ул. Школьная, д. 1Д,
e-mail: bel-school14@mail.ru , сайт: https://14bel.uralschool.ru
ПРИНЯТО
Педагогический совет
Протокол № 1 от 31.08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Белоярская СОШ № 14»
Е.В. Кокоулина
Приказ № 235/1 от 01.09.2022 г.
.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«УМНЫЕ ИГРЫ»
социально-педагогической направленности
Возраста 3 – 7(8) лет
срок реализации 1 год

Разработал:
педагог дополнительного
образования
М.Н. Смирнова

п. Гагарский, 2022 г.

Содержание
Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ ....................................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка.......................................................................... 3
1.2. Цель и задачи Программы..................................................................... 6
1.3. Содержание Программы ....................................................................... 7
1.4. Планируемые результаты реализации Программы .......................... 14
Раздел
2.
КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ................................................................... 16
2.1. Календарный учебный график............................................................ 16
2.2. Условия реализации программы ........................................................ 16
2.3. Формы диагностики ............................................................................. 17
2.5. Методическое обеспечение ................................................................. 18
Раздел 3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ
ЗАНЯТИЙ ................................................... Ошибка! Закладка не определена.
3.1. Учебно-тематический план и содержание занятий .............. Ошибка!
Закладка не определена.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ/ЛИТЕРАТУРЫ .. 21
ПРИЛОЖЕНИЕ ........................................................................................ 22

2

Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность
Самая приемлемая форма для занятий дошкольного возраста – это игра.
Игра является ведущей деятельностью. Нейропсихологические игры
развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При
этом воздействие нейропсихологических упражнений - игр имеет как
немедленный,
так
и
накапливающий
эффект,
способствующий
повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных
процессов, активизации его энергетического потенциала.
Известно, что возраст до 7 лет очень важен для развития мозговых
структур. Именно в этот период можно получить прекрасные результаты у
детей по интеллектуальному развитию, сохраняя здоровье ребенка.
Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не
наоборот.
При использовании нейропсихологических игр к концу дошкольного
периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление.
Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику
рассуждений.
В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на
развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и
внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и
стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и
восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его
познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный,
естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе –
абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые
взаимосвязи подтверждают развитие интеллекта в полном объеме. В
процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников
активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
Нормативно – правовая база
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» ;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.36483

20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»;
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
- Устав МБОУ «Белоярская СОШ № 14».
Педагогическая целесообразность
4

Обусловлена тем, что использование нейропсихологического подхода
позволяет на ранних этапах нормализовать процессы психического
онтогенеза и скомпенсировать дисгенетический синдром. В совокупности это
приводит к эмоционально-личностному и когнитивному развитию, что
способствует обучению, и адекватной адаптации к процессу школьного
обучения и социуму.
Отличительные особенности Программы
Комплекс специальных упражнений для развития межполушарного
взаимодействия.
Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в
том числе дидактических пособий математического содержания, которые
развивают внимание, память, логические формы мышления, формируют
устойчивый интерес к математическим знаниям.
Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу
воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и
эмоциональную сферу ребёнка.
Программа предполагает возможность индивидуального пути
саморазвития дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий,
соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
Адресат Программы
Данная программа разработана для детей 3-7(8) лет. Набор в группы
свободный. Дети принимаются по заявлению родителя (законного
представителя). Состав групп – постоянный, разнополый. Ожидаемое
минимальное число детей, обучающееся в одной группе - 2 чел.; ожидаемое
максимальное число детей, обучающееся в одной группе – 6 чел.
Возрастные особенности детей (3-7лет)
Начиная с трёхлетнего возраста, ребёнок переходит в разряд
дошкольника. Занятия в игровой форме помогут развить у ребёнка ловкость,
наблюдательность, образное мышление, память, внимание.
На пятом году жизни продолжается развитие всех органов и
психологических функций ребёнка. Повышается работоспособность нервной
системы, увеличивается выносливость, удлиняется время активного
бодрствования. Игры для детей среднего дошкольного возраста рассчитаны
на возросшие возможности детей и направлены на формирование у них
новых умений.
Интеллектуальное развитие детей 6-7 лет определяется комплексом
познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти,
воображения. Память по-прежнему является непризвольной, основанной на
эмоциях, интересе. В этом возрасте дети могут быстрее ориентироваться в
ситуациях, переходить от одной деятельности к другой, могут одновременно
сосредоточиться на двух и большем числе различных объектов.
5

Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 30 мин. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю –
2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объем, срок освоения Программы
Объем программы – программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий - рассчитан с учетом проведения в неделю 2-х занятий
каждое продолжительностью по 1 академическому часу общей недельной
нагрузкой в 2 часа и годовой нагрузкой в 68 часов.
Особенности организации образовательного процесса
Формы реализации образовательной программы: Традиционная модель
реализации программы представляет собой линейную последовательность
освоения содержания в течение одного года обучения в одной
образовательной организации.
Уровень сложности программы – стартовый.
Формы обучения – очная (групповая).
Виды занятий – беседа, самостоятельная работа, итоговое занятие.
Форма подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
итоговое занятие.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель программы: Развитие логического мышления, межполушарных
связей и психических процессов, речь и смекалку у детей, умения мыслить
самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей
дошкольного возраста.
Задачи программы:
Развивающие:
Развитие логического мышления ребёнка.
Развитие межполушарных связей с помощью нейропсихологических
игр, построенной на основе кинезиологических упражнений, мануальных и
психомоторных игр.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие познавательных способностей и мыслительных операций у
дошкольников, развитие памяти, внимания, зрительно-двигательной
координации.
Образовательные:
Активизировать познавательный интерес;
Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

6

Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и
планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с
заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
Формировать индивидуальные творческие способности личности.
Воспитательные:
Воспитание у детей интереса к занимательной математике,
формирование умения работы в коллективе. Воспитывать настойчивость,
терпение, способность к саморегуляции своих действий и самоконтроля.
1.3. Содержание Программы
Учебный план
Количество часов
Формы аттестации/контроля
(теория/практика)
«Умные игры»
68 (0/68)
- входящая диагностика,
- беседа,
- самостоятельная работа,
- открытые занятия,
- итоговые занятия,
Итого
68 (0/68)
- итоговая диагностика
Всего по программе: 68 часов
Название курса

№

1
2

3

Учебный (тематический) план
Название темы
Количество занятий
Формы
аттестации/
Всего Теория Практи
контроля
ка
Вводная диагностика
1
0
1
Входящая
диагностика
Кинезиологические
66
0
66
Беседа,
упражнения Когнитивные
самостоятельн
игры Психокоррекционные
ая работа
игры
Итоговая диагностика
1
0
1
Итоговая
диагностика
Всего в год
68
0
68
Содержание программы

Вводная диагностика
1. Упражнение «Ладонь-кулак»
2. Игра на память и внимание «Рассмотри картинки. Найди между ними
10 отличий»
3. Игра на память и внимание «Запомни слова и назови»
4. И/у на обобщение и классификацию «Дорисуй в каждом квадрате
нужный предмет, назови их одним словом»
7

5. И/у на обобщение и классификацию «Раздели фигуры на три группы и
нарисуй каждую группу фигур в отдельном квадрате»
6. Составление фигур из треугольников и квадратов
(2 треугольника из 5 палочек)
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь»
2. Игра на память и внимание «Найди волшебный сундучок»
3. И/у на память и внимание «Найди и зачеркни»
4. И/у на обобщение и классификацию «Нарисуй крестики, точки,
звездочки»
5. И/у на обобщение и классификацию «Цифры, буквы»
6. Составление фигур из треугольников и квадратов
(2 квадрата из 7 палочек)
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь»
2. Игра на память и внимание «Найди на картинке семерых гномов»
3. И/у на память и внимание «Запомни слова парами»
4. И/у на сравнение «Сделай домики, бабочки, мячики одинаковыми»
5. Составление фигур из треугольников и квадратов
(из 7 палочек 3 треугольника)
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь»
2. Игра на память и внимание «Что перепутал художник»
3. И/у на память и внимание «Запомни и повтори несложный ритм»
4. И/у на сравнение «Найди предмет, как первый»
5. И/у на сравнение «Найди две одинаковые фигуры»
6. Составление фигур из треугольников и квадратов
(из 9 палочек 4 треугольника)
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с
платочком)
2. Игра на память и внимание «Назови все, что ты видишь на картинке»
3. И/у на память и внимание «Запомни слова»
4. И/у на аналогии «Выбери недостающий предмет»
5. Составление фигур из треугольников и квадратов
6. (из 10 палочек 3 квадрата)
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с
платочком)
2. Рассказ на память и внимание «День рождения»
3. И/у на систематизацию «Продолжи ряд»
4. И/у на систематизацию «Дорису гирлянды»
5. Составление фигур из треугольников и квадратов
6. (из 5 палочек составь квадрат и 2 равных треугольника)
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с
платочком), «Жили-были зайчики»
2. Игра на память и внимание «Чудесный мешочек»
3. Игра на память и внимание «Чего не хватает на картинке?»
4. И/у на систематизацию «Размести игрушки в шкафу»
8

5. И/у на систематизацию «Размести фигурки в клеточках»
6. Составление фигур из треугольников и квадратов
(из 9 палочек составь квадрат и 4 равных треугольника)
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с
платочком), «Жили-были зайчики»
2. Игра на память и внимание «Определи по запаху предмет»
3. Игра на память и внимание «На какую из удочек котик поймает рыбку»
4. Игра на память и внимание «Послушай, повтори»
5. И/у на смысловое соотнесение «Дорисуй»
6. Составление фигур из треугольников и квадратов
(из 10 палочек составь 2 квадрата – маленький и большой)
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с
платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин»
2. Игра на память и внимание «Дорисуй значки в фигурах согласно
образцу»
3. Игра на память и внимание «Делай как я»
4. И/у на смысловое соотнесение «Найди пару»
5. Составление фигур из треугольников и квадратов
(из 9 палочек составь 5 треугольников)
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с
платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин»
2. Игра на память и внимание «Найди подходящий осколок»
3. Игра на память и внимание «Что изменилось?»
4. И/у на отрицание «Закрась все треугольники» и т.д.
5. Задание на смекалку «Из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один
прямоугольник»
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот»
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики»,
«Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком)
2. Игра на память и внимание «Найди двух одинаковых скоморохов»
3. Игра на память и внимание «Послушай, повтори»
4. И/у на отрицание «Раскрась все фигуры, но не треугольники» и т.д.
5. Задание на смекалку «Из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось
4 равных квадрата»
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот»
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики»,
«Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком)
2. Игра на память и внимание «Запомни и назови по памяти»
3. Игра на память и внимание «Найди слово КОТ»
4. И/у на анализ, синтез «Найди выделенные фрагменты»
5. Задание на смекалку «Составь домик из 6 палочек, а затем переложи 2
палочки так, чтобы получился флажок»
9

1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот»
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики»,
«Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком)
2. Игра на память и внимание «Расскажи сказку по схемам»
3. Игра на память и внимание «Придумай картинки-схемы к своей сказке»
4. И/у на умозаключения «Найди закономерность»
5. Задание на смекалку «В данной фигуре переложить 2 палочки, чтобы
получилось 3 равных треугольника»
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот»
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики»,
«Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком)
2. Игра на память и внимание «Сравни две картинки»
3. Игра на память и внимание «Слушай-хлопай»
4. И/у на умозаключения «Кто самая низкая?», «Какое дерево самое
высокое»
5. Задание на смекалку «В данной фигуре переложить 2 палочки, чтобы
получилось 3 равных треугольника»
6.
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот»
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики»,
«Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком)
2. Игра на память и внимание «Найди на картинке предметы»
3. Логические задачи «Какая игрушка больше всех?» и т.д.
4. Задание на смекалку «В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 3
палочки, чтобы осталось 3 таких же квадрата»
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот»
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики»,
«Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба»
2. Игра на память и внимание «Обведи слоников»
3. Игра на память и внимание «Запомни и назови»
4. Логические задачи «Кто живет дальше от белки?» и т.д.
5. Задание на смекалку «В фигуре, состоящей из 4 квадратов, убрать 2
палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата»
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот»
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики»,
«Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба»
2. Игра на память и внимание «Найди правильную тень елочки с белками»
3. Игра на память и внимание «Найди слово СОН»
4. И/у на анализ и синтез предметов сложной формы «Сколько
геометрических фигур?»
10

5. Задание на смекалку «В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4
палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата»
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот»
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики»,
«Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с
эспандерем)
2. Игра на память и внимание «Найди цифры»
3. Игра на память и внимание «Волшебный ряд»
4. И/у на анализ и синтез предметов сложной формы «Сколько
геометрических фигур?»
5. Задание на смекалку «В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4
палочки, чтобы осталось 3 квадрата»
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот»
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики»,
«Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с
эспандерем)
2. Игра на память и внимание «Цветные клубочки»
3. Игра на память и внимание «Запомни и назови»
4. И/у на анализ и синтез предметов сложной формы «Сколько
геометрических фигур?»
5. Задание на смекалку «В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить
2 палочки так, чтобы получилось 5 квадратов»
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот»
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики»,
«Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с
эспандерем)
2. Игра на память и внимание «Рассмотри и ответь на вопросы»
3. И/у на анализ и синтез предметов сложной формы «Сколько
геометрических фигур?»
4. Задание на смекалку «В фигуре, состоящей из 5 квадратов убрать 4
палочки, чтобы осталось 3 квадрата»
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот»
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики»,
«Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с
эспандерем)
2. Игра на память и внимание «В магазине»
3. Игра на память и внимание «Что изменилось?»
4. И/у на анализ и синтез предметов сложной формы «Сколько
геометрических фигур?»
5. Игра «Танграм» (ознакомление)
11

1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот»
2. (с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики»,
«Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с
эспандерем)
3. Игра на память и внимание «Рассмотри картинку и ответь на вопросы»
4. Игра на память и внимание «Запомни номера телефонов»
5. И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй»
6. Игра «Танграм» (ознакомление)
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот»
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики»,
«Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с
эспандерем), «Цепочки»
2. Игра на память и внимание «Запомни и назови»
3. Игра на память и внимание «Пары слов»
4. И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй»
5. Игра «Танграм» (Зайчик)
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот»
(с платочком), «Кулак-ребро-ладонь», «Жили-были зайчики»,
«Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с
эспандерем), «Цепочки»
2. Игра на память и внимание «Найди 10 отличий»
3. Игра на память и внимание «Найди слово ЧАС»
4. И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй»
5. Игра «Танграм» (Зайчик)
6. Д/и с блоками Дьенеша «Помоги Чебурашке»
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Проглот»
(с платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с суджоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Кулак-ребро-ладонь»,
«Цепочки»
2. Игра на память и внимание «Отпечатки пальцев»
3. Игра на память и внимание «Расшифруй фразу»
4. И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй»
5. Д/и с блоками Дьенеша «Лабиринт»
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с
платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с суджоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки»
2. Игра на память и внимание «Помоги принцу выбраться из-под земелья»
3. Игра на память и внимание «Повтори фразу»
4. И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй»
5. Д/и с блоками Дьенеша «С двумя обручами»
12

1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с
платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с суджоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки»
2. Игра на память и внимание «Раскрась картинку согласно
обозначениям»
3. И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй»
4. Д/и с блоками Дьенеша «Волшебное дерево»
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро-ладонь», «Проглот» (с
платочком), «Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с суджоком), «Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки»
2. Игра на память и внимание «Раскрась картинку согласно
обозначениям»
3. И/у на поиск недостающей фигуры «Дорисуй»
4. Д/и с блоками Дьенеша «Волшебное дерево»
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро- ладонь», «Проглот» (с
платочком),
«Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком),
«Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки»
2. Игра «Пятнашки»
3. И/у «Продолжи ряд»
4. И/у «Закрась то, что нужно»
5. Д/и с блоками Дьенеша «Игры с двумя обручами»
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро- ладонь», «Проглот» (с
платочком),
«Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком),
«Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки»
2. Игра «Я знаю пять имен мальчиков»
3. Д/у «Умозаключения»
4. Д/у «Составляем сказку»
5. Д/и с блоками Дьенеша «Алгоритм»
1. Упражнения «Ладонь-кулак», «Кулак-ребро- ладонь», «Проглот» (с
платочком),
«Жили-были зайчики», «Апельсин», «Мячик-ежик» (с су-джоком),
«Дружба», «Друзья» (упр. с эспандерем), «Цепочки»
2. Игра «Вообрази и покажи»
3. И/у «Раскрась узор по образцу»
4. И/у «Закрась то, что нужно»
5. Д/и с блоками Дьенеша «Рассели жильцов»
Итоговая диагностика

13

1.4. Планируемые результаты реализации Программы
Планируемые результаты обучения
Выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением
Желание заниматься математической деятельностью.
Умение
детей
сравнивать,
классифицировать,
обобщать,
систематизировать предметы окружающей действительности.
Умение детей работать в парах, микрогруппах;
Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его
выслушать, помочь при необходимости.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения
педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня
развития познавательных следующих процессов:
1. Развитие внимания
2. Развитие памяти.
3. Развитие восприятия.
4. Развитие воображения.
5. Развитие мышления.
Благодаря нейропсихологическим играм у ребенка улучшится память,
внимание, пространственные представления и, как результат, повысится
уровень интеллектуальных способностей и активизация работы головного
мозга (правого и левого полушарий).
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет
оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года.
Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить
уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации
программы.
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень:
Ребенок владеет основными логическими операциями.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по
существенным признакам.
Способен объединять и распределять предметы по группам.
Свободно оперирует обобщающими понятиями.
Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое,
устанавливая между ними связь.
Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
Может при помощи суждений делать умозаключения.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр
бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в
результатах своей работы.
Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и
микрогруппе.
14

Средний уровень:
Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение,
обобщение, классификация, систематизация.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не
всегда видит все их существенные признаки.
Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в
самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует
обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает
затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.
Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен
составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать
умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в
микрогруппах.
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики
(начало года, в форме итоговых игровых занятий конец года).

15

Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график определяет количество учебных
недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала
и окончания учебных периодов/этапов.
Год
обучения
1 год

Дата
Дата
начала
окончания
обучения
обучения
03.10.2022 31.05.2023

Количество
учебных
недель
34

Количество
учебных
дней
68

Количество
учебных
часов
136

Режим
занятий
2
занятия
по
2
часа в
неделю

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет
Площадь кабинета: 12 м2
Мебель и оборудование Стол ученический – 3 шт.
Стул ученический – 6 шт.
Стол письменный – 1 шт.
Стул учительский - 1 шт.
Шкаф для материалов и инструментов – 1 шт.
Доска магнитно-маркерная - 1 шт.
Технические средства
Ноутбук, принтер/МФУ, интернет
Инструменты
и Математический набор
материалы
Геометрические фигуры и тела
Наборы разрезных картинок
Сюжетные картинки с изображением частей суток
и времён года
Полоски, ленты разной длины и ширины
Цифры
Игрушки
Мольберт
Чудесный мешочек
Знаки-символы
Пластмассовый и деревянный строительный
материал
Геометрическая мозаика
Счётные палочки
Предметные картинки
Блоки Дьенеша
Лото
Дидактические и развивающие игры
Су-джок
16

Реализация
программы
педагогическими
кадрами
Дидактические
наглядные пособия

Кадровое обеспечение
Образование высшее образование,
соответствующее направленности дополнительной
общеобразовательной программы
Методические материалы
и Методическая литература.
Папки с методическими разработками
материалами по темам программы.
Сценарии мероприятий
Наглядный и раздаточный материал по темам
Набор иллюстраций по темам

и

Санитарно-гигиенические требования:
Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем
требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет
должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо
также наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской
помощи.
Данная образовательная программа предъявляет некоторые требования
и к квалификации педагога. Учитывая то, что занятия имеют ограничения во
времени, что темп освоения знаний и выполнения заданий детьми разный,
различны и уровни подготовленности детей. Педагог должен быть гибким в
плане применения тех или иных упражнений или методик, быстро
реагировать на изменения эмоционального фона занятий; уметь найти общий
язык с любым участников процесса и передать свои мысли на доступном для
индивида языке. Также необходимо отметить, что к каждому занятию
необходима тщательная подготовка: помещение, раздаточный и
демонстрационный материал, видео и аудио оборудование.
2.3. Формы диагностики
Диагностика (входящая, итоговая) проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения Программы заявленным целям и
планируемым результатам обучения;
- соответствия процесса организации и осуществления Программы
установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.
Диагностика позволяет определить эффективность обучения по
Программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс.
Диагностика позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты
своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе.
Критериями оценки уровня освоения Программы являются:
- соответствие уровня теоретических знаний учащихся программным
требованиям;
- самостоятельность работы;
17

- осмысленность действий;
- соответствие практической деятельности программным требованиям;
- наличие эмоционально благоприятной атмосферы между детьми,
педагогами, родителями.
- качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по
собственной инициативе.
Формы диагностики:
- самостоятельная работа,
- конкурсы,
- открытые занятия,
- анкетирование родителей.
Формы отслеживания, фиксации и предъявления образовательных
результатов:
- журнал посещаемости
- материал анкетирования
- аналитический материал по итогам проведения пед. диагностики,
- грамота, диплом, благодарственное письмо, свидетельство
(сертификат) участника - отзыв родителей,
- методическая разработка,
- поступление выпускников, обучавшихся по Программе в
образовательные организации.
Ведётся наблюдение за достижениями учащихся и отслеживается
динамика развития при изучении программы, в папке Личное дело ребёнка.
2.4. Оценочные материалы
Оценочные
материалы
определяется
методом
постоянного
наблюдения, а их коррекция проводится с помощью индивидуальных бесед,
конкретных заданий и других мероприятий.
Для выяснения меры удовлетворенности родителями учебным
процессом и его результатами ежегодно в конце учебного года проводится
анкетирование. Также ведется журнал отзывов, в который родители могут
записать свое мнение или оставить отзыв о работе объединения.
2.5. Методическое обеспечение
Форма обучения – очная.
Формы организации деятельности учащихся на занятии - групповая.
Методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
1. Словесные методы обучения (беседы, оживляющие интерес и
активизирующие внимание).
2. Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций;
показ, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу и др.).
3. Практические методы обучения (упражнения, творческие работы и
др.).
18

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
1. Объяснительно – иллюстративные методы обучения. При таком
методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
2. Репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся
воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
3. Частично – поисковые методы обучения. Участие детей в
коллективном поиске.
4. Исследовательские методы обучения. Овладение учащимися
методами научного познания, самостоятельной творческой работы.
Методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- стимулирование;
- мотивация.
Педагогические технологии:
 здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий
на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
 современные кинезиологические методики;
 проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих
найти самостоятельный путь решения);
 технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают
задания соответственно своему индивидуальному развитию);
 ИКТ
Формы методических материалов:
1. Наглядные дидактические материалы.
2. Раздаточные материалы.
3. Материалы для самостоятельной работы.
4. Контрольно – измерительные материалы.
5. Материалы для педагога.
Дидактические принципы построения занятий
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех
стрессобразующих факторов учебного процесса (принцип психологической
комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное
«открытие» его детьми (принцип деятельности);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с
предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного
представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на
основании некоторого критерия (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой и совместной деятельности (принцип
творчества и продуктивного взаимодействия);
19

- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями
обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды
на способы организации развивающего обучения. Они не только
обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития
детей, формирование у них познавательных интересов и творческого
мышления. Но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Воспитывающая деятельность
Воспитывающая деятельность образовательной программы направлена
на формирование у детей адекватных эмоциональных реакций на поведение
их самих и других участников процесса взаимодействия, а также на развитие
учебной мотивации и произвольности поведения воспитанников.
Для реализации данных задач на каждом учебном занятии педагог
акцентирует внимание участников на поведенческих моментах, предлагает
задания, успешность выполнения которых во много зависит от умения детей
взаимодействовать между собой в парах, группах или командах.
Принципы воспитания:
1. Единство требований и уважения личности ребенка;
2. Последовательность, преемственность, систематичность, единство;
3. Соответствие воспитания возрастным и индивидуальным
особенностям детей.
Изложенные принципы не только обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них
познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют
сохранению и поддержке их здоровья.

20

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ/ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2.

Доскова В.М., Прокофьева А.Г. «Развивающие игры для детей».
Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010. –

48с.
3.
Панова Е.Н. «Дидактические игры и занятия в детском саду», Воронеж, 2007 г. – 78 с.
4.
Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных
представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.:
Айрис, 2007. -112с.
5.
Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста.
-М.: Генезис, 2008. -319с.
6.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском
возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.: Генезис, 2010. -474с.
7.
Стародубцева И.В. «Игровые занятия по развитию памяти,
внимания, мышления у дошкольников» – М: АРКТИ, 2008 г, - 68 с.
8.
Тихомирова Л.Ф. «Логика для дошкольников». - Ярославль:
Академия развития, 1999. – 256 с.: ил. – (Серия: Развивающее обучение).
9.
Ульева Е.А. 100 увлекатлеьных игр для уверенности в себе. – М. :
Мозаика-синтез, 2016-112 с.
10. Хомская Е.Д. Нейропсихология .-СПб.: Питер,2007.-496с.
11. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками — развиваем речь. — М.:
Центрполиграф, 2002. -32 с.

21

ПРИЛОЖЕНИЕ
Межполушарная ассиметрия
На что обращаем внимание:
1 Как принимает инструкцию
2 Есть ли четкое предпочтение или ребенок пытается менять глаза.
Комбинации глаз, рука и ухо могут быть любыми. Важно! К 7 годам у
большинства детей латеральный профиль полностью сформирован и уже не
будет меняться. В более раннем возрасте подвижки возможны.
Дополнительные пробы:
Неврологическая зрелость
На что обратить внимание
Дотянуться рукой, которой пишешь, Какую руку использует, легко ли
до противоположного уха
выполняет инструкцию
Сесть на пол без помощи рук
Как выполняет инструкцию, как
двигается. Скорость выполнения
Межполушарное взаимодействие
Обратите внимание на:
 Легко ли ребенок понял инструкцию
 Как зрение помогает выполнять пробу
 Ошибки
 Скорость (быстро, медленно)
Произвольные движения и действия
Обратите внимание и отметьте для себя:
1. Контроль выполнения за ходом выполнения (от начала к концу)
2. критичность по отношению к ошибкам
3. запоминание положения руки
4. утомление (способность выполнять задание более 30 сек без потери
темпа и ошибок).
Графическая проба
На что обратить внимание:
1. Проба выполняется карандашом, а не ручкой и фломастером.
2. Как меняется нажим при выполнении
3. Какой темп
4. Какие ошибки при выполнении, есть ли критичность, как реагирует
на критику
5. Легко ли переключается от забора к забору
6. Есть ли укрупнения букв
7. Удерживает ли горизонтальную линию.
8. Как помогает себе
Копирование по образцу
22

На что обратить внимание:
1. Перед выполнением уточните, знает ли ребенок прописные буквы.
Он не должен их знать. Если ребенок знает прописные буквы, то пропустите
это задание или дайте написание на иностранном языке.
2. Сохраняет ли ребенок строку
3. На сколько точно копирует, все ли элементы точно повторяет
4. Критичность (замечает ли свои ошибки и пытается исправить)
5. Темп (на сколько быстро справляется)
6. Утомляемость (вызывает ли задание утомление от начала к концу)
7. Тонус в руке (легко ли писать, есть ли особенности нажима).
Фонематический слух
Запишите ошибки Память.
 Обратите внимание, как ребенок запоминал, использовал какие-то
средства и придумывал себе помощь?
 Были ли трудности? Особенности?
Восприятие пространства
На что обратить внимание:
1. Как ребенок использует предлоги. Легко ли он находит и называет
отношения между предметами.
2. В какой последовательности ребенок выбирает картинки. Есть ли
последовательность или выбор осуществляется хаотично.
Занимательная математика
( Анализ – синтез. Систематизация)
развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
развитие математических способностей и склонностей;
подготовка ребенка к школе;
учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по
существенным признакам; развивать внимание,
совершенствовать ориентировку в пространстве.
развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными
операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование,
сравнение, классификация, обобщение;
учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам.
Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания
детей.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький,
длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже,
дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск
сходства и различий на 2-х похожих картинках .нахождение логической пары
(кошка – котенок, собака – ? (щенок)).
23

Развивающие игры
(Сравнение. Классификация. Ограничение.)
Развитие познавательных процессов ,мыслительной активности
(анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление и
сообразительность.
учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь;
учить мысленно соединять в единое целое части предмета, развивать мелкую
моторику, умения ориентироваться на плоскости, формирование умений в
учить распределять предметы по группам по их существенным
признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование
ими.
Игры и упражнения: Работа с пазлами различной сложности, блоками
Дьенеша, выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических
фигур и т.д.
Логические задачи, лабиринты, головоломки
(Умозаключения. Обобщение.)
Развивать самостоятельность, активность, упражнять в решение
простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений
между числами, развивать психические процессы: внимание, память,
логические формы мышления.
формирование элементарной алгоритмической культуры мышления,
развитие способности действовать в уме, осваивать представления о
геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
учить выявлять закономерности;
расширять словарный запас детей;
учить рассказывать по картинке, пересказывать.
учить выделять один или несколько предметов из группы по
определенным признакам.
Развивать наблюдательность детей.
Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный –
горячий). Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать
недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок,
выстраивание картинок в логической последовательности на оперирование
обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.д,
«обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые
предметы» и т.п., исключение четвертого лишнего. Дополнение картинки
(подбери заплатку, дорисуй карман к платью).

24

«Нейротаблицы на внимание»
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить
одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные:
дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и
т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим
потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на
команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть
одному.
Игра «Соедини точки», цель которой соединить верхние и нижние
точки по пунктирным линиям от края к середине или наоборот, и
усложненный вариант (без них, затем нужно называть получившиеся
сочетание с автоматизируемым звуком. Например: У Савы кактус, а у Алисы
сумка.
Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными
тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из
дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно
передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих
полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а
также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую
моторику.
Похожая игра «Умные дорожки», где нужно также провести
одновременно пальцами обеих рук по дорожке.
«Веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает
пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а
затем на каждую руку используем разные картинки.
«Найди такую же цифру».
Перед ребенком выкладываются цифры, вырезанные из разных
материалов: дерева, ткани и других. Ему нужно найти одинаковые цифры,
например, все 3.
«Узнай цифру на ощупь».
В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает
руку и ищет предложенную цифру.
«Составь фигуру».
Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую
фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.
«Большие, маленькие, средние».
Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и
предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.
Зеркальное рисование.
Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть
любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка.
Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно
внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не
перевёрнутый.
25

Еще
в
своей
работе
используем
кинезиологические
упражнения. «Кинезиологические» упражнения направлены на развитие
общей двигательной координации, формирование крупных содружественных
движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног, развитие
крупной моторики, развитие межполушарных связей в упражнениях по
развитию мелкой моторики рук, одновременное использование речи и
движений.
«Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а
правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук. Выполнять
это упражнение нужно стоя на балансировочной доске.
«Цветочек»
Сложить пальцы руки в «цветок», попеременно опускать по
2 «лепестка» (пальцы руки, чередуя лепестки. Усложнить одновременно
выполняя обеими руками синхронно.
«Коза-корова»
Попеременно
менять
положение
пальцев
обоих
рук
с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову»
«Молчу — шепчу — кричу»
Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно
делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен
реагировать соответствующим образом.
«Прикосновения»
Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов:
стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка,
завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в
руках.

26

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (6-7 ЛЕТ)
Ф.И., возраст ______________________________
Дата обследования ______________
I. Общее развитие:
1. Как твои имя и фамилия?
__________________________________________________
2. Сколько тебе лет? ________, сколько будет через год? ________, через два?
_______
3. Как зовут маму? _____________________________________________
Как зовут папу? ____________________________________________________
4. Где и кем работают родители? ______________________________________
__________________________________________________________________
5. Где ты живешь?___________________________________
6. Какое сейчас время года?__________________________________________
7. Сколько у тебя пальцев на руке?____________________________________
8. Сколько глаз у куклы? ________________________________
9. Сколько ног у собаки? __________ у петуха? _________ у кого больше?
_________
10. Напиши свое имя.
Межполушарная ассиметрия.
1. Вопросы: какой рукой: пишешь _________________________ рисуешь
______________________________ держишь ложку __________________
держишь зубную щетку __________________
расчесываешься__________________ режешь ножницами_________________
2. «Ручные» пробы: переплетение пальцев______________________ «поза
Наполеона»__________________ аплодирование _________________ игра в
мяч_________________________________
3. Определение ведущего уха: «часы»_____________________
4. Определение ведущего глаза: «подзорная труба» ______________________
Межполушарное взаимодействие реципрокная координация
__________________________________________
Произвольные движения и действия.
КЛР: пр. рука_____________________ л.рука____________________________
графическая проба:
1 этап______________________________________________________
2 этап______________________________________________________
3 этап______________________________________________________
Фонематический слух. бочка-почка__________________ точка-кочка
__________________________ дочка-точка__________________ магнолия27

Монголия____________________ точка-тучка__________________
полковник-половник___________________
Память.
1. Две гр.по 3 слова: 1- холод, цветок, книга; 2- слон, вода, пол
1/?______________________2/?___________________ 2 повтор
__________________________________________________________________
1/?______________________2/?___________________ 3 повтор
__________________________________________________________________
1/?_____________________ 2/?____________________ отсроч.
__________________________________________________________________
Восприятие пространства. «Бочка и ящик»
_____________________________________________________________
Оценка интеллектуальной и речевой готовности к школе
Категории ответов
Правильный полный
1.Какое животное
больше лошадь или
собака?
2.Утром вы
завтракаете, а
днем…
3.Днем светло, а
ночью…
4.Небо голубое, а
трава.
5.Черешни, груши,
яблоки, сливы это
то?
6.Почему раньше,
чем пройдет поезд
опускается
шлагбаум? Чтобы
поезд не столкнулся
с автомобилем.
7.Что такое Москва,
Ростов, Киев?
8.Который час
показывают часы
(показать
стрелочные часы с
цифрами)
9.Маленькая корова
это теленок,
маленькая собакаэто..., а маленькая
овечка
10.Собакеа боле
похожа на курицу

Частичный

Ошибочный ответ

Лошадь 0

Не правильный
ответ -5

Обедаем, едим суп,
мясо 0

Ужинаем, спим и
любой другой
ошибочный ответ -3
Неправильный ответ
-4
Неправильный
ответ-4
Неправильный
ответ-1

Темно 0
Зеленая 0
Фрукты 1
Чтобы никто не
попал под поезд 0

Неправильный
ответ-1

Города 0

Неправильный
ответ-1
Не знает часов 0

Хорошо названо 4

Названы только час
3

Щенок, ягненок 4

Только один ответ
из двух 0

Неправильный
ответ-1

На кошку, потому
что у нее тоже

На кошку без
объяснения -1

На курицу-3

28

или на кошку? Чем
похожи, что у них
общего?
Почему во всех
автомобилях
тормоза?

12. Чем похожи друг
на друга молоток и
топор?

13.Чем похожи друг
на друга белка и
кошка?

14. Чем отличается
гвоздь и винт? Как
бы ты их узнал, если
бы они лежали перед
тобой?
15.Футбол, прыжки
в высоту, теннис,
плавание это
16.акие ты знаешь
транспортные
средства?

17. Чем отличается
старый человек от
молодого? Какая
между ними
разница?

18.Почему надо

четыре ноги, шерсть,
хвост, когти
(достаточно одного
подобиям 0
Две причины
(тормозить с горы,
затормозить на
повороте,
остановится в случае
опасности, вообще
останавливаться 1
Два общих признака
(они из дерева и
железа, это
инструменты, ими
можно забивать
гвозди) 3
Определение, что
это животные, или
приведение двух
признаков (хвосты,
шерсть, четыре
лапы, умеют лазить
по деревьям 3
Гвоздь гладкий, а
винт с резьбой 3

Спорт, физкультура
3
Три наземных,
самолет или корабль
4

Три признака (седые
волосы, отсутствие
волос, морщины,
уже не может
работать, плохо
видит, плохо
слышит, чаще
болеет, скорее умрет
4
По двум причинам

Одна причина 0

Неправильный ответ
(например, он бы не
хал без тормозов) -1

Одно подобие 2

Неправильный ответ
0

Одно подобие 2

Неправильный ответ
0

Винт закручивают, а
гвоздь забивают 2

Неправильный ответ
0

Игры(упражнения),
гимнастика
состязания 2
Только три
наземных, или
полный набор с
самолетом и
кораблем, но только
после объяснения,
что такое
транспортные
средства 2
Одно или два
различия 2

Неправильный ответ
0

Одна причина 2

Неправильный ответ

Неправильный ответ
0

Неправильный ответ
(он курит, у него
палка) 0

29

заниматься
споротом?

19.Почему это
плохо, когда ктонибудь уклоняется
от работы?

20. Зачем на конверт
надо клеить марку?

(чтобы быть
здоровыми,
закаленными,
сильными, чтобы
быть подвижнее,
чтобы держаться
прямо, чтобы не
быть толстым,
добиться
результатов 4
Остальные должны
за него работать
(причиняет ущерб),
мало работает, мало
денег, не может себе
покупать
необходимое Он
ленивый 2
Так платят за
пересылку письма 5

0

Неправильный ответ
0

Тогда тот другой
будет платить 2

Неправильный ответ
0

Ребенок готов к школьному обучению, если набрал более 13 баллов.
Особенности поведения ребенка и родителя/взрослого в процессе:
Оцените состояние ребенка к концу обследования (устал,
наросло/снизилось напряжение, оживился) (учитывайте время дня и
длительность встречи)
Когда ребенку было легче выполнять задания вначале или конце.
Какие пробы в целом давались легче, где надо было двигаться или
отвечать на вопросы.
Как реагирует родитель на критику, на самокритику ребенка
Обращается ли ребенок за поддержкой к родителю/взрослому и как
ребенок ее чувствует.
Как родитель дает поддержку и как справляется с ошибками ребенка.
Ответьте на вопрос (по желанию): Готов ли ребенок к школе? Почему
вы сделали такой вывод?

30

Протокол фиксации результатов и оценки динамики
Ф.И.______________________________ возраст_____________
Общее развитие
Межполушарная
ассиметрия
Межполушарное
взаимодействие

Начало года
Ведущая рука

Середина года
Ведущая рука

Конец года
Ведущая рука

Ведущее ухо
Понимание
инструкции

Ведущее ухо
Понимание
инструкции

Ведущее ухо
Понимание
инструкции

Участие зрения

Участие зрения

Участие зрения

Ошибки

Ошибки

Ошибки

Скорость
Скорость
Скорость
Произвольность
Графическая
Графическая
Графическая
движений
и проба
проба
проба
действий
Копирование по Копирование по Копирование по
образцу
образцу
образцу
Фонематический
слух
Память
Восприятие
пространства

Предлоги
Понимание
направлений

Вывод:

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».