Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа №14» СОГЛАСОВАНО Советом родителей МБОУ «Белоярская СОШ № 14» протокол от 27.03.2024 № 4 УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «Белоярская СОШ № 14» от 29.03.2024 № 54-од СОГЛАСОВАНО Советом обучающихся МБОУ «Белоярская СОШ № 14» протокол от 19.03.2024 № 24 ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИНЯТО Педагогическим Советом МБОУ «Белоярская СОШ № 14» протокол от 29.03.2024 № 2 п. Гагарский 2 1. Общие положения 1.1. Настоящие правила внутреннего распорядка (далее – Правила) обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Белоярская средняя общеобразовательная школа №14» (далее – Школа) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным Законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», приказом Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 "Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания", Уставом Школы. 1.2. Правила разработаны с целью реализации положений нормативных правовых актов Российской Федерации, эффективной организации образовательного процесса, соблюдения прав и свобод участников образовательных отношений, развития личностных качеств обучающихся. 1.3. Правила устанавливают требования к поведению обучающихся во время образовательного процесса, во время нахождения на территории Школы и (или) во время мероприятий с участием обучающихся Школы, а также основания и порядок привлечения обучающихся Школы к дисциплинарной ответственности и представления к поощрению. 1.4. Поведение обучающихся в Школе регламентируется нормативными правовыми актами РФ, локальными нормативными актами школы, нормами морали и нравственности, нормами делового этикета. 1.5. Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических и иных работников Школы. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается. 1.6. Правила распространяются на всех учащихся школы, за исключением воспитанников структурных подразделений детский сад «Березка», детский сад «Теремок». Правила внутреннего распорядка воспитанников закрепляются отдельным локальным нормативным актом школы. 1.7. Правила вступают в силу со дня их утверждения директором Школы. Иные локальные нормативные акты Школы, принятые и (или) утвержденные до вступления в силу настоящих Правил, применяются в части, не противоречащей действующему законодательству и Правилам. 1.8. Правила размещаются в открытом доступе на информационных стендах школы и официальном сайте школы в сети Интернет. 2. Права учащихся Учащиеся имеют право на: 3 2.1. Уважение своего человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; 2.2. Благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; 2.3. Свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; 2.4. Защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию; 2.5. Развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в т. ч. в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях; 2.6. Посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в Школе и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальным актом Школы; 2.7. Участие в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой Школой под руководством педагогов; 2.8. Опубликование своих работ в изданиях Школы на бесплатной основе; 2.9. Условия для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья; 2.10. Получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; 2.11. Получение знаний, приобретение навыков и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники, технологий и культуры; 2.12. Профессиональное самоопределение; 2.13. Обучение по индивидуальному учебному плану, в т. ч. ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальным нормативным актом Школы; 2.14. Выражение мнения о выборе формы образования и обучения, выбор формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет; 2.15. Выбор факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого Школой, после получения основного общего образования; 2.16. Освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в Школе, в установленном порядке; 4 2.17. Зачет, в порядке, установленном соответствующим локальным актом Школой, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2.18. Каникулы в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком школы; 2.19. Перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня; 2.20. Участие в управлении Школой в порядке, установленном Уставом; 2.21. Ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, Уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в Школе; 2.22. Обжалование актов школы в установленном законодательством РФ порядке; 2.23. Обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Школы; 2.24. Прохождение промежуточной аттестации по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые локальным актом Школы, в пределах одного года с момента образования академической задолженности; 2.25. Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой Школы; 2.26. Пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта Школы; 2.25. Бесплатный подвоз до Школы и обратно; 2.26. Совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана; 2.27. Поощрение за успехи в учебной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности; 2.28. Создание общественных объединений в порядке, установленном законодательством РФ (за исключением детских общественных объединений, учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций). 3. Право учащихся на меры социальной поддержки 3.1. В Школе реализуются меры социальной поддержки, установленные в отношении отдельных категорий обучающихся в соответствии 5 с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления. Обучающимся предоставляются академические права на: 1). выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет; 2). отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». 3.2. Помимо вышеуказанных мер в школе могут устанавливаться меры социальной поддержки, закрепленные соответствующим локальным актом, принятым с участием коллегиальных органов управления и реализуемых за счет привлечения внебюджетных средств. 4. Обязанности учащихся Учащиеся обязаны: 4.1. добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; 4.2. выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности; 4.3. заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; 4.4. уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися; 4.5. бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность. 5. Правила посещения Школы учащимися 5.1. Посещение занятий и мероприятий, предусмотренных учебным планом, обязательно. В случае пропуска занятий (обязательных мероприятий) учащийся представляет классному руководителю справку медицинского учреждения или заявление родителей (законных представителей) с указанием причины отсутствия. 6 5.2. В случае пропуска занятий и/или отдельных уроков, классный руководитель в тот же день выясняет причины отсутствия у учащегося, его родителей (законных представителей). 5.3. Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители не знали об этом, администрация Школы предпринимает организационные и психолого-педагогические меры по профилактике пропусков занятий и меры по усилению контроля за посещаемостью. 5.4. Если индивидуальные профилактические мероприятия с учащимся и родителями (законными представителями) не имеют положительных результатов, учащийся ставится на внутришкольный учет в порядке, установленном локальным нормативным актом школы. 5.5. На внутришкольный учет ставится обучающийся за неоднократные, систематические пропуски учебных занятий, а также за длительное непосещение Школы без уважительной причины. 5.6. В отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания воспитанию и получению образования обучающегося, направляется соответствующая информация в Управление образования Администрации Белоярского городского округа и в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. 5.7 Приходить в Школу следует за 10-15 минут до начала учебных занятий. Опоздание на занятия без уважительной причины недопустимо. В случае опоздания на урок, учащийся проходит в класс таким образом, чтобы не мешать образовательному процессу других учащихся. 5.8. Перед началом занятий учащиеся оставляют верхнюю одежду и переодевают сменную обувь в гардеробе. В том случае, если учащийся забыл сменную обувь, он должен обратиться к дежурному администратору за одноразовой обувью (бахилами). 5.9. В гардеробе, в т. ч. в верхней одежде, не рекомендуется оставлять деньги, документы, ценные вещи. 5.10. Запрещается находиться в гардеробе после окончания переодевания, после звонка к началу уроков. 5.11. Учащийся должен иметь при себе дневник и все необходимые для уроков принадлежности, сменную обувь. Для отдельных уроков необходимо приносить специальную одежду (фартук, нарукавники), спортивную форму. В Школу запрещается приносить: оружие, колюще-режущие предметы, взрывчатые, химические, огнеопасные вещества, табачные изделия, спиртные напитки, наркотики, токсичные вещества и яды, а также иные предметы и вещества, обращение которых не допускается или ограничено в РФ, а также вещества, способные причинить вред здоровью участников образовательного процесса. Лекарственные средства разрешается приносить только тем обучающимся, которым они показаны по медицинским основаниям. Учащиеся или родители (законные представители) учащихся должны поставить администрацию школы в известность о медицинских показаниях, по которым учащийся будет иметь при себе необходимые лекарственные средства. 7 5.12. Не допускается приводить (приносить) с собой в Школу домашних и иных животных, птиц, рептилий. 5.13. Не допускается находиться на территории и в здании школы в нерабочее время; 5.14. В Школе запрещается: – употреблять алкогольные, слабоалкогольные, энергетические напитки, пиво, наркотические средства и психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги и другие одурманивающие вещества в здании и (или) на территории Школы; – играть в азартные игры; – курить в здании, на территории школы; – использовать ненормативную лексику (сквернословить); – приходить в школу в одежде, не соответствующей установленным в Школе требованиям; – демонстрировать принадлежность к политическим партиям, религиозным течениям, неформальным объединениям, фанатским клубам; – осуществлять пропаганду политических, религиозных идей, а также идей, наносящих вред духовному или физическому здоровью человека; – находиться в здании Школы в верхней одежде и (или) головном уборе; – играть в спортивные игры вне специально отведенных для этого мест (спортивных площадок), за исключением проведения в установленном порядке организованных массовых спортивно-развлекательных мероприятий; – портить имущество Школы или использовать его не по назначению, совершать действия, нарушающие чистоту и порядок; – перемещать из помещения в помещение без разрешения администрации или материально-ответственных лиц мебель, оборудование и другие материальные ценности; – передвигаться в здании и на территории Школы на скутерах, гироскутерах, велосипедах, роликовых коньках, досках и других подобных средствах транспортного и спортивного назначения, если это не обусловлено организацией образовательного процесса, культурно-досуговыми мероприятиями; – осуществлять кино-, фото- и видеосъемку в здании и на территории Школы без разрешения администрации; – осуществлять без разрешения администрации предпринимательскую деятельность, в т. ч. торговлю или оказание платных услуг; – кричать, шуметь, играть на музыкальных инструментах, пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой с нарушением тишины и созданием помех осуществлению образовательного процесса без соответствующего разрешения администрации Школы. 5.15. Запрещается передавать пропуска (в т. ч. электронные) для прохода на территорию/в здание другим лицам. 5.16. Запрещается решение спорных вопросов с помощью физической силы, психологического насилия. 8 5.17. Запрещается самовольно покидать здание и территорию Школы. Покидать территорию Школы во время образовательного процесса возможно только с разрешения классного руководителя или иного уполномоченного лица Школы. 6. Правила поведения учащихся во время урока 6.1. Учащиеся занимают свои места в кабинете по указанию классного руководителя или учителя по предмету, который учитывает при размещении детей их физические и психологические особенности. 6.2. Перед началом урока учащиеся должны подготовить свое рабочее место и все необходимое для работы в классе. 6.3. При входе учителя в класс, учащиеся встают в знак приветствия и садятся после того, как учитель ответит на приветствие и разрешит сесть. 6.4. В случае опоздания на урок учащиеся должны постучаться в дверь кабинета, зайти, поздороваться с учителем, извиниться за опоздание и попросить разрешения сесть на место. 6.5. Время урока должно использоваться только для учебных целей. Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других посторонними разговорами, играми и иными, не относящимися к уроку, делами. 6.6. По первому требованию учителя (классного руководителя) учащиеся должны предъявлять дневник. 6.7. При готовности задать вопрос или ответить учащиеся поднимают руку и получают разрешение учителя. 6.8. Если учащемуся необходимо выйти из класса, он должен попросить разрешения учителя. 6.9. Учащиеся могут встать, навести чистоту и порядок на своем рабочем месте, выйти из класса после того, как прозвонит звонок и учитель объявит об окончании урока. 6.10. Запрещается во время уроков пользоваться мобильными телефонами и другими техническими средствами. Следует отключить или перевести в бесшумный режим и убрать со стола все технические средства (мобильные телефоны, планшеты, плееры, наушники, и пр.). В отдельных случаях использование мобильных телефонов и других технических средств может быть допущено в целях использования в образовательном процессе только с разрешения учителя. 6.11. В школе запрещено использовать средства скрытой аудио- и видеозаписи без ведома администрации и родителей (законных представителей) обучающихся, права и законные интересы которых могут быть нарушены такой записью. Технические средства скрытой аудио- и видеозаписи могут быть использованы только в случаях, прямо предусмотренных законом. 7. Правила поведение учащихся во время перемены 9 7.1. Время, отведенное на перемену, предназначается для отдыха и подготовки к следующему по расписанию занятию. 7.2. Допускаются занятия настольными видами спорта в специально отведенных для этого местах. 7.3. Во время перерывов (перемен) учащимся запрещается: – шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по коридорам, лестницам, вблизи оконных и лестничных проемов и в других местах, не предназначенных для активного движения; – толкать друг друга, перебрасываться предметами, наносить вред имуществу Школы, оставлять мусор вне мусорных корзин; – употреблять непристойные выражения, использовать непристойные жесты; – громко слушать музыку из записывающих и других устройств. 7.4. В случае отсутствия следующего урока, учащиеся обязаны обратиться к дежурному администратору Школы, а также поставить в известность своего классного руководителя. 8. Правила поведения учащихся в столовой 8.1. Учащиеся соблюдают правила личной гигиены: входят в помещение столовой без верхней одежды, тщательно моют руки перед едой. 8.2. Учащиеся выполняют требования работников столовой, дежурного учителя, дежурных по столовой. Проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд. 8.3. Употреблять продукты питания и напитки, принесенные с собой, разрешается только в столовой. 8.4. Учащиеся убирают за собой столовые принадлежности и посуду после еды. 9. Правила поведения учащихся во время внеурочных (в том числе за пределами Школы) мероприятий 9.1. Перед проведением мероприятий ответственный учитель (руководитель группы) инструктирует учащихся по технике безопасности. 9.2. Во время проведения мероприятия учащимся следует выполнять все указания ответственного учителя (руководителя группы), соблюдать правила поведения на улице, в общественном транспорте. 9.3. Учащиеся должны соблюдать дисциплину, следовать установленным маршрутом движения, оставаться в расположении группы. 9.4. Соблюдать правила личной гигиены, своевременно сообщать руководителю группы об ухудшении здоровья или травме. 9.5. Учащиеся должны уважать местные традиции, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры. 10 9.6. Учащиеся должны оставаться вместе с группой до окончания мероприятия. Покинуть мероприятие раньше учащиеся могут только с разрешения ответственного учителя (руководителя группы). 10. Правила этикета Учащиеся должны: – здороваться с работниками и посетителями школы; – проявлять уважение к старшим, заботиться о младших; – уступать дорогу педагогам, мальчики – пропускать вперед девочек, старшие – пропускать вперед младших; – соблюдать вежливые формы общения с окружающими; – не допускать откровенную демонстрацию личных отношений; – не разговаривать громко по телефону - переводить телефоны в беззвучный режим после звонка на урок и убирать их со стола. 11. Основания и принципы привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности. Меры дисциплинарного взыскания (воздействия) 11.1. Меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение Устава Школы, правил внутреннего распорядка учащихся и иных локальных нормативных актов Школы по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. 11.2. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к учащимся: – по образовательным программам начального общего образования; – с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости); – во время их болезни, каникул. 11.3. За совершение дисциплинарного проступка к учащемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; отчисление из Школы. 11.4. Принципы дисциплинарной ответственности учащихся: – неотвратимость дисциплинарного взыскания (ни один дисциплинарный проступок учащегося не должен быть оставлен без внимания и рассмотрения); – презумпция невиновности (неустранимые сомнения в виновности учащегося толкуются в его пользу); – виновность (ответственность наступает за дисциплинарные проступки и наступившие последствия, в отношении которых установлена вина учащегося). За каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания. 11 11.5. Привлечение учащегося к дисциплинарной ответственности не освобождает его от обязанностей, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых было наложено дисциплинарное взыскание. 11.6 Высказанное учащемуся в устной форме предупреждение, замечание или указание на недопущение впредь дисциплинарных проступков не является дисциплинарным взысканием. 11.7. Применение дисциплинарного взыскания не освобождает учащегося, совершившего дисциплинарный проступок, от иной ответственности в соответствии с законодательством РФ. 11.8. Причиненный в результате дисциплинарного проступка вред или ущерб возмещается в соответствии с Гражданским кодексом РФ. 12. Порядок привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности 12.1. Привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется только на основании выявленного дисциплинарного проступка. 12.2. Выявление дисциплинарного проступка осуществляется административными работниками Школы. 12.3. Основаниями для выявления дисциплинарного проступка являются: – жалоба (сообщение, заявление), поданная директору Школы от участника образовательного процесса или иных лиц; – заявление (сообщение) самого учащегося, совершившего дисциплинарный проступок. 12.4. Жалоба, сообщение, заявление признаются допустимыми основаниями к началу выявления дисциплинарного проступка со стороны администрации, если они заявлены устно либо поданы в письменной форме с указанием: – фамилии, имени, отчества лица, подающего жалобу (сообщение, заявление); – фамилии, имени, отчества учащегося, совершившего дисциплинарный проступок и (или); – деяния, содержащего признаки дисциплинарного проступка. 12.5. При выявлении совершенного дисциплинарного проступка и выборе меры дисциплинарного взыскания выясняются следующие обстоятельства: – действительно ли имел место дисциплинарный проступок (факт проступка); – где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен (место, время, способ); – тяжесть дисциплинарного проступка; 12 – виновность в действии (бездействии) конкретных учащихся, форму и степень вины каждого учащегося при совершении проступка несколькими лицами; – каковы последствия проступка; – обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность учащегося; – обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность учащегося; – причины и условия, способствовавшие совершению проступка; – психофизическое и эмоциональное состояние учащегося во время и после совершения проступка; – другие факты, имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дисциплинарного проступка. 12.6. Доказательствами совершения дисциплинарного проступка являются сведения, фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие признаков дисциплинарного проступка, имеющие значение обстоятельства. 12.7. Директор Школы, педагогические работники, сотрудники Школы, представители общественности и иные лица не вправе без согласия учащегося или его родителей досматривать и изымать вещи, принадлежащие ему на праве собственности или ином законном основании. 12.8. Если проступок учащегося содержит признаки состава уголовного преступления или административного правонарушения, директор Школы, педагогический работник уведомляет о случившемся сотрудников правоохранительных органов. 12.9. До применения меры дисциплинарного взыскания, директор Школы запрашивает письменное объяснение от учащегося, представленного к наложению дисциплинарной ответственности. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение учащимся не представлено, то составляется соответствующий акт. Отказ или уклонение учащегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания. В том случае если учащийся находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и (или) в состоянии аффекта, получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления и (или) нормализации психологического состояния. 12.10. Наложение дисциплинарного взыскания оформляется приказом директора Школы, который доводится до учащегося и родителей несовершеннолетнего учащегося под роспись в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия учащегося в Школе. Отказ учащегося и (или) родителей несовершеннолетнего учащегося ознакомиться с приказом под роспись оформляется соответствующим актом. 12.11. Мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее шести месяцев со дня обнаружения проступка (дня, когда администрации стало известно о совершении проступка). 13 12.12. Дисциплинарное взыскание не может быть применено во время болезни либо в период отсутствия учащегося в школе по уважительной причине (нахождение на лечении, на похоронах родственников или близких лиц, форс-мажор). 12.13. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания к учащемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. 12.14. Директор Школы до истечения года со дня применения меры дисциплинарного взыскания вправе снять ее с учащегося по собственной инициативе, просьбе самого учащегося, родителей несовершеннолетнего учащегося, ходатайству комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и общешкольного родительского комитета. 12.15. Учащийся и (или) родители несовершеннолетнего учащегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Школы меры дисциплинарного взыскания и их применение к учащемуся в разумные сроки со дня подписания соответствующего приказа руководителя Школы. 12.16. Истечение предусмотренного пунктом 12.15 настоящих Правил срока обжалования не является препятствием для обращения учащегося и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося в прокуратуру, суд или иные органы власти с жалобой на незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности в пределах сроков, установленных законодательством. 13. Способы обеспечения дисциплины и порядка 13.1. Дисциплина и порядок поддерживаются в Школе посредством самоконтроля со стороны всех участников образовательного процесса, самоорганизации обучающихся и работников, применением мер дисциплинарного взыскания. 13.2. В целях поддержания порядка, обеспечения прав учащихся, профилактики и раннего выявления дисциплинарных проступков в школе организуются ежедневные дежурства учащихся в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом. Дежурство является способом самоорганизации учебного коллектива и формой воспитательной работы. Назначение дежурными не умаляет прав и законных интересов учащихся, не освобождает их от исполнения обязанностей учащихся. 13.3. Дежурные по школе в своем поведении должны являться примером достойного поведения. Они не вправе самостоятельно принимать какие-либо меры к нарушителям, кроме устного замечания в корректной форме. При обнаружении нарушений Правил дежурный учащийся должен поставить в известность дежурного учителя и (или) дежурного администратора. 14 13.4. Дежурство учащихся по Школе является способом самоорганизации учебного коллектива, формой воспитательной работы (работа ученического самоуправления). 14. Защита прав, свобод, гарантий и законных интересов обучающихся В целях защиты своих прав, свобод, гарантий и законных интересов учащиеся и (или) их законные представители самостоятельно или через своих выборных представителей вправе: – направлять в органы управления Школы обращения о нарушении и (или) ущемлении ее работниками прав, свобод, законных интересов и социальных гарантий учащихся; – обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Школы; – использовать иные, не запрещенные законодательством способы защиты своих прав и законных интересов.