Основы журналистики в школе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14»
(МБОУ «Белоярская СОШ №14»)

Принята на заседании

Утверждаю
Директор
МБОУ «Белоярская СОШ №14»
___________ Е. В. Кокоулина
Приказ от 01.09.2023 г. № 185-од

педагогического совета
МОУ «Белоярская СОШ №14»
протокол № 7 от 30.08.2023 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Основы журналистики в школе»
(социально-гуманитарная направленность)

Возраст детей: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Казанцева Татьяна Дмитриевна,
педагог дополнительного образования

п. Гагарский
2023 год

Пояснительная записка
Программа «Основы журналистики в школе» составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в
социальной сфере»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха оздоровления детей и молодежи»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03. 2022 года № 678-р;
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленными письмом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242;
- Письмом Министерство просвещения Российской Федерации от 31 января 2022 г. N ДГ-245/06
«Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

- Уставом МБОУ «Белоярская СОШ № 14»
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы журналистики в школе» общеразвивающая, социально-гуманитарной направленности.
В одной группе могут заниматься дети, обладающие разными потенциалами: одаренные
и с ограниченными возможностями здоровья, но имеющие одинаковые творческие интересы.
Обучение по программе – очное, но может быть реализована и с использованием
электронного обучения и дистанционных технологий.
Программа «Основы журналистики в школе» решает одну из главных задач воспитания
– формирование социально активной личности.
Основой данного курса явилась программа «Основы журналистики», созданная М.Ф.
Поповой. (Уральский университет).
Актуальность:
Актуальность программы «Основы журналистики в школе» обусловлена и особенностями
нашего городка. На территории поселка Гагарский нет местных печатных изданий для
подростков. В связи с этим программа имеет больше практическую направленность. Подростки,
обучающиеся по данному курсу, участвуют в создании школьной газеты «Что новенького?»,
стремясь отражать наиболее важные события, аргументировано высказывать собственную
точку зрения и формировать общественное мнение по ряду актуальных проблем в среде
подростков и молодежи. Подростковый возраст характеризуется любознательностью: ребенок
стремится многое узнать, попробовать себя в разных видах деятельности. Журналистика одна
из ниш, где дети могут себя реализовать.
Особенностью данной программы будет являться то, что теоретические занятия будут
закрепляться практическими работами, типичными для данного вида деятельности (анализ
текста, написание творческих работ, мини-сочинений). Все это будет способствовать развитию

творческих способностей детей. Проведение лингвистических разминок и игр влияет на
развитие лингвистических способностей.
Занятия будут проходить в игровой форме – мы отправляемся в плавание по морю под
названием «журналистика». В этом путешествии ребята побывают в «проливе Истории», в
«порту Общение» и т. д.
Взаимодействие с другими объединениями школ, обмен опытом, знаниями окажет
благотворное влияние на расширение информации о журналистской деятельности, о
юнкоровской работе в рамках района.
Активные формы освоения материала, частая смена темпоритма занятий, использование
здоровье сберегающих элементов позволят поддерживать интерес к занятиям.
Занятия журналистикой предполагают освоение большого объема информационного
материала, его анализ и формирование собственного мнения каждого воспитанника.
Педагогическая целесообразность. Дети получают знания основ журналистики и
издательской деятельности газет и журналов. Углубленно изучают литературоведение.
Программа кружка даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения
основам журналистского мастерства, включает детей в систему средств массовой
коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении учащиеся учатся работать
коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать
с разными людьми, помогать друг другу. Учатся оценивать события с нравственных позиций,
приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и
коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
Цель программы: обучение основам журналистики через развитие лингвистических и
творческих способностей детей с выходом на создание газеты в школе
Задачи:
Обучающие:
− формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать
информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
− учить анализировать и отбирать полученную информацию;
− уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.
Развивающие:
− активизировать познавательную мыслительную деятельность;
− развивать критическое мышление;
− воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических
выступлениях;
− развивать творческие способности школьников;
− развивать коммуникативные навыки учащихся;
Воспитательные:
− прививать культуру общения;
− воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
− использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира
учащихся;
Наполняемость группы 7-10 человек в возрасте 11 – 17 лет.

Срок реализации программы – 1 год, 2 часа в неделю (36 недель).
Для достижения обозначенной цели и для реализации содержания обучения будут
использованы следующие педагогические принципы: воспитывающего обучения,
дифференцированного и интегрированного обучения, сознательности, активности,
наглядности, доступности и посильности, прочности и индивидуализации обучения.
Принцип воспитывающего обучения предполагает такую организацию, при которой ученики
чувствовали бы себя полноправными субъектами этого процесса, умели бы организовать свою
деятельность по получению знаний в сфере журналистики. Этот принцип включает в себя
формирование культуры умственного труда, использование любой возможности для
воспитания у учащихся любви к Родине, природе, уважения к людям, воспитание
толерантности, справедливости и добра.
Принцип дифференцированного и интегрированного обучения позволяет проводить
разграничение в обучении теоретической и практической форм занятий, и в то же время
взаимосвязь и взаимовлияние этих видов деятельности носят глубинный характер.
Принцип сознательности признается в методике в качестве одного из ведущих, поскольку
сознательность играет важную роль в овладении знаниями, она дает возможность повышать
интеллектуальный потенциал. Данный принцип предполагает отбор содержательно - ценного
для обучения материала, обеспечивающего развитие познавательных способностей учащихся.
Реализацию данного принципа можно наблюдать в проведении в конце каждого занятия
небольшого теста – ответы в устной форме по теме занятия. Все подобные тесты представлены
в разделе «Приложение».
Принцип активности реализуется, если ребенок вовлечен в деятельность на протяжении всего
курса, и она выполняется им с желанием и интересом, а для этого сама деятельность должна
быть мотивированна и должна иметь для выполняющего ее личностный смысл. Для повышения
активности должны быть использованы разные режимы работы: работа группы в целом при
выполнении разных заданий, работа в малых группах и т.д.
Принцип доступности и посильности проявляется в том, чтобы обучение строилось на уровне
возможностей школьников, чтобы они не испытывали непреодолимых трудностей. Однако это
не означает полного отсутствия трудностей. Они должны быть, ибо только преодоленная
трудность доставляет ученику чувство удовлетворения
Прочность обеспечивается содержательностью материала, ощущением важности и
необходимости его в жизни, яркостью преподнесения, когда создаются живые образы,
устанавливаются соответствующие ассоциации, затронуты чувства и мышление, тренировкой
и самостоятельным применением, контролем и самоконтролем.
Принцип индивидуализации играет особую роль. Учет природных данных ребенка, что он
знает и умеет, к чему у него проявляется особый интерес, возможен при хорошем знании
учителем учащихся.
Формы проведения занятий - лекции, практикумы, экскурсии, ролевые игры, уроки-проекты.
Занятия по данному курсу направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся.
Они предполагают большое количество заданий творческого характера.
На теоретических занятиях будут преобладать лекции с элементами беседы и практические
упражнения.
На практических занятиях будут использованы коллективные способы работы, игровые
формы организации деятельности учащихся и другие элементы личностно- ориентированных
технологий обучения.

Методы, используемые на занятиях – это ознакомление, тренировка, применение, и
сопутствующий каждому – контроль, само- и взаимоконтроль.
Способы мотивации учащихся:
1.Необычность названия и содержания курса;
2.Обоснование перспективности работы журналиста;
3.Предоставление ученикам возможности проявить свои творческие способности.
Средства обучения:
программа работы;
литература по данной тематике;
справочники и словари;
электронно-методические материалы.
Планируемые результаты
По итогам реализации программы учащимися будут достигнуты:
Личностные результаты:
- знакомство с особенностями профессии журналиста на основе
понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных
планов;
- формирование личности журналиста как совокупности профессиональных, творческих,
нравственных и гражданских качеств;
- освоение основных этических норм и понятий как условия правильного
восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
- формирование активной жизненной позиции.
Метапредметные результаты:
- овладеть культурой общения с медиа,
- овладеть навыками работы с различными источниками информации;
- развить творческие и коммуникативные способности;
- развить критическое мышление, умение интерпретировать, анализировать и оценивать
тексты,
- овладеть различными формами самовыражения.
Предметные результаты, учащиеся научатся:
- выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
- знать специфику и структуру основных газетных жанров (уметь различать информацию,
заметку, интервью, статью);
- овладеть навыками работы с текстом;
- анализировать текст как конечный результат журналистской деятельности, создавать тексты
в различных жанрах, искать информацию в различных источниках;
- уметь редактировать текст, работать в текстовых редакторах.

Учебный план
№ Тема
1

Всего

Теория

Практика

1

1

-

Вводное занятие
2

Как человек научился
читать

1

1

-

3

История журналистики

2

2

-

4

Газета в школе.
Создание редакции

2

1

1

5

Работа с компьютером

6

2

4

6

Этапы выпуска
газеты

10

2

8

7

Радиожурналистика

2

1

1

8

Тележурналистика

2

2

9

Выпуск газеты

4

4

10 Части статьи

6

6

-

11 Жанры в

6

3

3

2

1

1

Формы
контроля
повторение,
ответы на
вопросы
Создание
кроссворда
Набор текстов
в Word
Выпуск газеты
«Буревестник»
№1
Выпуск
радиогазеты
Минисочинение
«Если бы я
работал на
телевидении»
«Буревестник»
№2
Анализ
материала в
разных
газетных и
журнальных
статьях

журналистике
12 Выразительные

средства языка
13 Выпуск газеты

4

4

14 Знакомства с работой

4

4

4

4

1

1

юнкоров

15 Экскурсия в

Найти в
литературе
«Буревестник»
№3
Обмен
опытом.
Составление
заметок для
районной
газеты

типографию
16 Азбучные истины

журналистики
17 Неотемлимые атрибуты

газеты

1

1

Составление
правил

№ Тема

Всего

Теория

Практика

18 Выпуск газеты

4

4

19 Школьная газета-

1

1

1

1

2

2

22 Выпуск газеты

4

4

23 Итоговое занятие

2
72

2
51

плюсы и минусы
20 Интересы
современного
поколения
21 Как строить общение

ВСЕГО:

21

Формы
контроля
«Буревестник»
№4
Анкетирование

Правила
общения
«Буревестник»
№5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Итоги и результаты занятий за
прошлый год. Планы на этот учебный год. Знакомство с новичками. Объяснение задач кружка
журналистики.
Тема 2. Жизнь без письменности. Приемы древнего письма (узелковое, пиктографическое,
идеографическое - иероглифы). Отличие устной и письменной речи. Говорящие вещи. Первый
алфавит – цари гиксосов, Греция, Италия, превращение греческих букв в латинские. Кирилл и
Мефодий. «Кириллица».
Тема 3. История журналистики. Что такое журналистика – определение. Происхождение слова.
«Куранты». «Ведомости». Гуттенберг. Почтовое ведомство. Грамотность населения и
экономические предпосылки распространения журналистики.
Тема 4. Задачи выпуска школьной газеты. Создание редакции, распределение ролей. Название
газеты. Разработка эскиза. Тематическое планирование для газеты.
Тема 5. Провести инструктаж по технике безопасности работы с компьютером. Набор статей с
использованием компьютера.
Тема 6. Поиск и подготовка информации. Рассказать об оформлении и структуре газеты, как
правильно создать макет, выбрать заголовок и как создать заголовочный комплекс,
подзаголовок. Рубрика. Первая фраза. Набросать план статьи. Этапы работы над материалом –
оформление идеи, сбор фактов, анализ фактов, осмысление композиции, выбор формы,
создание черновика, редактирование готового текста. Рассмотреть структуру и оформление
разных печатных изданий. Что значит интересный материал. Газетная «утка» и с чем ее едят.
Архитектура газетного номера. Способы ориентации читателя, акцент на важном. Темы – их
глубина и ширина. Идеи материала – сообщить новость, исправить недостаток, обсудить
проблему, расширить кругозор, повлиять на настроения и чувства, рассказ о положительном
опыте. Сбор материала – наблюдение, беседа, работа с документами.

Тема 7. Радиожурналистика. История (Морзе и Эдисон). Первая радиопередача. История
изобретения радиоприемника. А.Попов. Роль и место радио в системе средств массовой
информации. Специфика подготовки радиопередачи. Из чего состоит передача. Кто и как
готовит передачу на радио, детские программы. Запись. Микрофон. Магнитофон. Диктофон.
Монтаж. «Будка гласности» – 35 слов миру. Синтетический характер вещания, сценарий,
выразительные средства, монтаж, оперативность, эффект присутствия. Виды радиопрограмм.
Радиоканалы, разделы, рубрики. Специфика аудитории. Формы связи со слушателем. Радио
нового поколения. Советы радиожурналистам. Ролевая игра. Подготовка радиопередач.
Тема 8. История телевидения. Из чего состоит телепередача. «Профессии» тележурналиста.
Кадр. Ракурс. Монтаж. Понятие о сценарии. Синтетический характер вещания, выразительные
средства, монтаж, эффект присутствия. Виды телепрограмм: информационные, учебные,
художественные, развлекательные, телеигры и шоу, детские. Реклама. Жанры на телевидении.
Ролевая игра.
Тема 9. Выпуск газеты.
Тема 10. Части статьи. Лид и его особенности и виды (нагнетание напряжения, цитата и тд).
Заголовок и его виды. Главные требования к основной части. Обязательность.
Тема 11. Разнообразие жанров. Что такое интервью? Зачем его брать? Как готовиться к беседе?
Информация о собеседнике, о предмете беседы, личная подготовка (вопросы, варианты).
Режиссура беседы. Определение достоверности. Взять интервью у космонавта, у кота
Матроскина – на занятии. Репортаж. Как делается репортаж. Репортерская школа России.
Сенсация. «Тихий» репортаж. Этюд – репортаж с семейного праздника. Сатирические жанры.
Юмор и сатира. Специальные издания. Критические материалы в изданиях разного типа.
Приемы создания комического. Политическая сатира. Графические формы сатиры.
Практическое применение знаний
Тема 12. Ввести понятия эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений и других
средств выразительности в художественных текстах. На практике найти изобразительно –
выразительные средства языка в художественных текстах, в публицистических статьях.
Лингвистические игры: антонимы (с мячом), синонимические ряды, качественная мозаика
слова (каким бывает летний дождь, бегемот, подушка).
Тема 13. Выпуск газеты.
Тема 14. Обмен опытом с другой школой. Игра «Поле чудес» по теме «Что я знаю о
журналистике?».
Тема 15. Знакомство с печатным делом.
Тема 16. Виды шрифтов. Назначение рисунков и фото. Цвет в газете.
Тема 17. Азбучные истины журналиста – каким быть человеком. Что знать и уметь.

Тема 18. Выпуск газеты.
Тема 19. Обсудить положительные и отрицательные стороны школьной газеты. Выявить
интересы молодежи, проведя анкетирование, и ознакомить с полученными результатами
широкую общественность школы.
Тема 20. Всеобщее интервьюирование в школе.
Тема 21. Общение как условие формирования личности и бытования каждого человека.
Общение как основа журналистской профессии. Виды общения – официальное и личностное,
деловое и неформальное, целевое и фактическое. Диалог и групповое общение. Речевое и
невербальное общение. Общение в нестандартной ситуации. Психологическая поддержка.
Скорая психологическая помощь. Условия эффективного общения – межличностного и
профессионального. Познакомить с трудами великого американского психолога Дейла Карнеги
по теме общение. Провести тренинги общения между ребятами и разные психологические игры.
Учимся общаться. Как разговаривать со всеми и обо всем. Ощущения. Восприятие. Память.
Внимание. Способности. Их развитие. Этюд – что случилось бы, если я научился читать чужие
мысли.
Тема 22. Выпуск газеты.
Тема 23. Итоговое занятие

Календарный учебный график

Срок
реализации
программы

Учебный
период

2023-2024
учебный год

с 15.09.2022 по
31.05.2023

Режим занятий

по расписанию

Объем
программы

Количество
групп

72 часов/2 раза
в неделю

1

1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.

1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Техническое оснащение кабинета:
Мультимедиа
Персональный компьютер
Магнитофон
Видеокамера
Фотоаппарат
Оборудование кабинета:
Магнитная доска (школьная)
Рабочие места для педагога и обучающихся (столы и стулья)
Шкафы для учебных принадлежностей
Инструменты (из расчёта на одну учебную группу):
Линейки – 10 шт.
Карандаши простые – 10 шт.
Карандаши цветные (в наборах) – 10 шт.
Фломастеры, гелиевые ручки (в наборах) – 10 шт.
Ножницы – 10 шт.
Циркуль – 5 шт.
Канцелярский нож – 5 шт.
Материалы:
Клей: «ПВА», канцелярский, клей-карандаш.
Калька, копировальная бумага.
Наборы цветного и белого картона и бумаги.
Природные и бросовые материалы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аграновский А. А. Своего дела мастер: заметки писателя. М.,1980.
Волина В. К. Откуда пришли слова. М.,1996.
3. Горбаневский М. В. Не говори шершавым языком. М.,2000.
4. Кузнецов Г. Н. Так работают журналисты. М.,2000.
5. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова. М., Просвещение, 1986.
6. Легкое перо. Пособие для начинающих. Нижний Новгород,2000.
7. Синицын Е. Л. Я веду репортаж. М.,1983.
8. Теплюк В. М. Этика журналистского творчества. М.,1980.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Барыкин К. С. Пишу, печатаю, диктую. М.,1979.
2. Введенская Л. А. Человеческое слово могуче. М., Просвещение, 1984.
3. Газета, автор и читатель. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.,1975.
4. Гребнев А. К. Газета. Организация работы редакции. М.,1974.
Если в руки просится перо…Справочник для начинающих журналистов.
Чебоксары.2004.
6. Новиков Л. А. Искусство слова. М., Педагогика, 1982.
7. Уралова Л. М. Твоя стенгазета. 1986.
8. Фраттини С. Игры. Детское справочное бюро. М., Астрель, 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».