Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Белоярская средняя общеобразовательная школа №14" (МБОУ Белоярская СОШ № 14») Принята на заседании педагогического совета МБОУ «Белоярская СОШ №14» протокол № 7 от 30.08.2023 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Белоярская СОШ № 14» _____________ Е.В. Кокоулина приказ от 01.09. 2023 г № 185 - од ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ДЕТСКАЯ ХОРЕОГРАФИЯ» (художественная направленность) Возраст детей: 7-16 лет Срок реализации: 1 год Разработал: Подгорбунских Анна Валерьевна педагог дополнительного образования п. Гагарский 2023 год Пояснительная записка Рабочая программа «Детская хореография» составлена в соответствии с: - Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха оздоровления детей и молодежи»; - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03. 2022 года № 678-р; - методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242; - Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 января 2022 г. N ДГ-245/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; - Уставом МБОУ «Белоярская СОШ № 14». Программа «Детская хореография» художественной направленности базового уровня, составлена на основе модифицированной общеобразовательной программы «Современная хореография» утвержденной на заседании педагогического совета ГБОУ ДОД ДДТ «На 9-й линии». Современная хореография играет немаловажную роль в воспитании детей и молодежи, т.к. сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. Любая хореография связана с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные упражнения, которые дают значительную спортивно-физическую нагрузку. Особенностью хореографии, современной в частности, является гармоничное развитие всего организма. Вырабатываются навыки в сознательном управлении мышцами тела, устраняются зажимы, развивается музыкальный слух, что дает возможность подчинять свое тело определенному музыкальному ритму. Систематические занятия развивают пластику тела, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность, что является важным для ребенка. Хореография учит логическому, целесообразно организованному и грациозному движению, умению выражать чувства и эмоции с помощью тела. Цель программы - приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию школьников; привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту посредством хореографического искусства. Выявить и раскрыть творческие способности ребенка. Задачи обучения: I. Обучающие: Формирование движенческих навыков, развитие чувства ритма, умения слушать музыку и отражать в движении характер музыки; Формировать общее физическое развитие учащихся; III. Развивающие: Формирование представлений об окружающем мире; Знакомство с многообразием культуры разных народов; Расширение кругозора учащихся. Развивать творческое воображение ребенка, совершенствовать навыки творческого самовыражения; II. Воспитательные: Воспитание эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в танце); Воспитание чувства коллективизма; Воспитание нравственных качеств; Воспитание уважения к традициям и культуре других народов. Формы и режим занятий Формы занятий - групповая, по подгруппам, индивидуальная. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа каждое – всего 144 часа в год. К занятиям допускаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Планируемые результаты. Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: -мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); -когнитивным (знания, рефлексия деятельности); -операциональным (умения, навыки); -эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия). Метапредметные результаты. -определять и формировать цель выполнения задания на занятии, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством педагога. -понимать смысл инструкции педагога и принимать учебную задачу. -с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих элементов для выполнения задания. -учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях. -оценивать совместно с педагогом и учащимися результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Предметные результаты. -теоретические знания по программе; -практические умения, предусмотренные программой. Дети, прошедшие обучение по данной программе, должны знать: Назначение хореографического класса и правила поведения в нем; Основные танцевальные позиции рук и ног; Понятия: круг, диагональ, березка, мостик, шпагат. К концу учебного года дети должны уметь: Передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения; Передавать в пластике музыкальный образ, используя гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды движений; Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов; Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку; Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки; Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции; Находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами. Контроль освоения программы На протяжении года проводится три вида контроля: Вводный контроль. В начале года учащиеся проходит функциональное тестирование, выполняя различные упражнения на выносливость, гибкость, ловкость, силу и т.п. например: батманы, прыжки в диагонали, кувырки, растяжка. Небольшие танцевальные этюды где от детей требуется быстро схватить и повторите несложных танцевальные элементы. Текущий контроль. В середине учебного года проводится открытый урок, на котором учащиеся демонстрируют уровень своего индивидуального освоения программы. Танцевальные этюды и зарисовки из разных разделов современной хореографии. Например: modern-чистота исполнения свингов, танцевальных элементов в партере, простые прыжки и т.д. Итоговый контроль. В конце учебного года проводится отчётный концерт, на котором учащиеся показывают, насколько они освоили программу своего года обучения. Это готовые танцевальные номера, которые включают в себя все разделы современной хореографии данной программы. Также оценивается результативность обучения в ходе участия в конкурсах, фестивалях. В процессе обучения активно используется метод самодиагностики, самоанализ, что позволяет ребёнку самому отследить свои ошибки и работать над их исправлением в удобном для него темпе. В ходе каждого занятия педагог контролирует физическое состояние учащихся и уровень формирования двигательных навыков на текущий момент. Индивидуальные и групповые результаты сравниваются и анализируются педагогом. Результаты сообщаются родителям, педагог даёт рекомендации по дальнейшему физическому развитию ребёнка. Календарный учебный график Срок реализации программы Учебный период Режим занятий 2023-2024 учебный год с 15.09.2023 по 31.05.2024 по расписанию Объем программы 144 часа /2 раза в неделю по 2 часа каждое Количество групп 3 Учебный план № пп Название раздела Количество часов 1 Вводные занятия 2 Ритмика 3 Пластика 4 Народно стилизованный танец 5 Партнеринг 6 Модерн 7 Джаз 8 Эстрадный танец 9 Постановочная репетиционная работа 10 Обобщающий этап Всего: 2 12 14 12 14 20 22 20 22 6 144 № занятий Поурочно -тематическое планирование Тема занятий Элементы содержания Вводное занятие ( 2 часа) 1-2 Вводное Техника безопасности занятие на занятиях хореографией знакомство с детьми. Проверка данных. Ритмика (12 часов) 3-4 Ритмика Содержание упражнения, правильное выполнение упражнения в разном ритме. 5-6 Ритмика Техника выполнения упражнений в медленном, среднем и быстром темпе. 7-8 Ритмика Техника выполнения упражнений на координацию упражнения на Количество часов Всего Практика Теория 2 - 2 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 9-10 Ритмика 11-12 Ритмика 13 Ритмика 14 Ритмика Пластика (14 часов) 15-16 Пластика 17-18 Пластика координацию в среднем и быстром темпе. Техника выполнения упражнений в быстром темпе. Упражнения "драйв" закрываются. Прыжки в комбинации с поворотами. Техника выполнения упражнений на полу (повороты, махи, упражнения для спины и корпуса) в среднем темпе. Выполнение упражнений в паре. Техника выполнения отдельных упражнений в разном ритме выполнение отдельных упражнений по по частям в разном темпе. Контрольное занятие на освоение отработанного материала. Физиология и строение человека. Техника выполнения упражнений на пластику рук и тела точка работа рукамиптица, змейка, верёвочка, волны, роллы. Возможности человеческого тела. Пластические этюды: пластика различных животных, пластика предметов и явлений. 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 1 1.5 0.5 1 0.5 - 2 1 1 2 1.5 0.5 Упражнения на координацию тела техника выполнения упражнения на координацию по принципу от простого к сложному. 21-22 Пластика Особенности работы в групповом пластическом этюде, работа с воображаемыми предметами в группе. 23-24 Пластика Техника выполнения растяжки на все группы мышц и выполнение упражнения на растяжку в партере. 25-26 Пластика Техника выполнения акробатических элементов. Выполнения акробатических упражнений в парах точка переворота на полу, различные поддержке по принципу от части к целому. 27-28 Пластика Контрольный урок на освоение пройденного материала Народный стилизованный танец (12 часов ) 29-30 Народный Танцы разных народов танец особенности хореографии освоение основных танцевальных элементов русского народного танца. 31-32 Народный Танцы разных народов танец особенности хореографии. Освоения 19-20 Пластика 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1 1 2 1.5 0.5 2 2 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 33-34 Народный танец 35-36 Народный танец 37-38 Народный танец 39-40 Народный танец танцевальных элементов восточного танца. Основные термины в народном танце. Техника освоения галопа, приставной шаг, шаг с пятки на носок, верёвочка, каблук. Техника постановки рук, ног и корпуса точка освоения упражнений на постановку рук, ног и корпуса в русском народном танце. Соединение элементов народного танца в комбинации. Контрольное занятие на освоение отработанного материала. Партнеринг (14 часов) 41-42 Партнеринг Главная задача в работе с партнёром. Техника выполнения упражнения на контакт с партнёром в игровой форме, тень, оттяжки, перекаты на спину партнёра парашютисты, стойка на руках, паук, слоник, тюлени, шоссе в паре, бег спиной. 43-44 Партнеринг Техника безопасности в поддержка. Выполнения упражнения с подстраховкой партнера. 45-46 Партнеринг Разновидности хватов руками с партнёром точка техника освоения 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 2 2 2 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 47-48 Партнеринг 49-50 Партнеринг 51-52 Партнеринг 53-54 Партнеринг 55-56 Модерн 57-58 Модерн 59-60 Модерн захватов поддержках с партнёром. Техника освоения танцевальных элементов партнёр Инга на дачу веса точка выполнения упражнения на отдачу веса партнёру. Техника выполнения простых поддержек в паре. Выполнение различных поддержек в паре. Усложнённые поддержки партнёр Инга в комбинациях по диагонали точка закидывание партнёра на спину, перебросы с партнёром из plie, поддержкой через плечо с руками. Контрольный урок на освоение пройденного материала. Модерн (20 часов ) Техника исполнения plie в модерне выполнение. Упражнений plie в различных позициях. Упражнения в комбинациях. Техника выполнения слайдов на полу выполнения упражнений на полу. Слайды по диагонали. Техника выполнения силовых упражнений 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 2 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 61-62 Модерн 63-64 Модерн 65-66 Модерн 67-68 Модерн 69-70 Модерн 71-72 Модерн освоения упражнений: стойка на руках, столов в парах, отбросы через спину. Техника выполнения валяшки на полу точках выполнение валяшки на полу в комбинации в среднем темпе. В техника выполнении кувырков назад и вперёд. Выполнении кувырков с подстраховкой. Техника выполнения упражнения на виртуозность выполнении прыжков и поворотов в быстром темпе в смене ракурса и в продвижении. Техника безопасности проведения на занятия и на улице. Техника выполнения упражнения в парах. Выполнение упражнений: захваты рук, отдача веса, стойки, перекаты через спину, ласточка в парах. Техника выполнения упражнений в парах. Выполнение танцевальных комбинаций в парах в продвижении их в групповых рисунках. Выполнение танцевальных 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 73-74 Модерн Джаз (22 часа) 75-76 Джаз 77-78 Джаз 79-80 Джаз 81-82 Джаз упражнений комбинационных с партнера на ногах в групповых перемещениях. Выполнение танцевальных упражнений с комбинированных с партнёра на ногах в групповых перемещениях. Повторение основной терминологии в джазе. Экзерсис на середине. Маленькое adagio. Большое adagio. Ronds, battement tendus и frappes. Отработка основных позиций рук и ног Техника выполнения упражнения Allegro на пальцах, battement tendus. Выполнение упражнения на полупальцах. Техника выполнения. Plie без рук и с руками и по диагонали. Отработка упражнения в plie на месте и в продвижении. Техника выполнения упражнения. Podabyre. В среднем и быстром темпе. Выполнение упражнений podabyre 2 2 - 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 83-84 Джаз 85-86 Джаз 87-88 Джаз 89-90 Джаз 91-92 Джаз 93-94 Джаз на месте и в продвижении. Техника выполнения упражнения на стопы. Выполнения упражнения на вытягивании носка в комбинации в среднем темпе Техника выполнения упражнения на осанку. Выполнению упражнений для осанки в продвижении по диагонали. Техника выполнения упражнения на батманы, гранд батман и вперёд, в стороны, назад. Отработка батманов на месте в продвижении, на полной стопе и на полупальцах. Техника выполнения упражнений rond, tvist. Выполнение упражнений rond, tvist. Техника выполнения прыжков. Выполнения прыжков с места и в продвижении. На 90° на 180° точка прыжки с партнёром. Инструктаж по технике безопасности. Выполнения упражнения в парах. Техника выполнения 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 захватов. Поддержки в парах. 95-96 Джаз Открытое занятие для родителей. Контрольное занятие на освоение отработанного материала. Эстрадный танец (20 часов) 97-98 Эстрадный Направление и виды танец современных танцев. Освоение базовых упражнений ( латиноамериканские танцы, бродвейский джаз, степ ,хип-хоп). 99Эстрадный Техника упражнения 100 танец сюжетных танцев. Выполнение поиск танцевальных элементов в работе над сюжетными танцами. 101Эстрадный Техника выполнения 102 танец эстрадных танцев в разные ритмы музыки. Умение двигаться под динамичную музыку меняйте ритм. 103Эстрадный Техника выполнения 104 танец базовых элементов из латиноамериканских танцев. Выполнение танцевальных элементов в комбинации. 105Эстрадный Техника выполнения 106 танец базовых элементов из бродвейский танцев. Выполнение танцевальных элементов в бродвейского джаза. 2 2 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 Техника выполнения базовых элементов стэпе. Выполнение танцевальных элементов стэпа в комбинации. 109Эстрадный Техника выполнение 110 танец базовых элементов hiphop.ru выполнение основных танцевальных элементов хип-хопа в комбинации. 111Эстрадный Техника выполнения 112 танец перемещения в пространстве. Выполнения упражнения в поворотах по одному в парах, в групповых рисунках в среднем темпе. 113Эстрадный Выполнение 114 танец упражнений в пространстве. Групповое перемещение в пространстве в быстром темпе. Держать линию, выстраиваться в круг, выстраиваться в две линии. 115Эстрадный Контрольное занятие на 116 танец знание отработанного материала. Постановочная и репетиционная работа (22 часа) 117Постановочная Контрольное занятие на 118 и знание отработанного репетиционная материала. работа 119Постановочная Отработка 120 и танцевального номера репетиционная ко дню учителя. работа 107108 Эстрадный танец 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 1.5 0.5 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 121122 Постановочная и репетиционная работа 123124 Постановочная и репетиционная работа Постановочная и репетиционная работа Постановочная и репетиционная работа Постановочная и репетиционная работа Постановочная и репетиционная работа Постановочная и репетиционная работа Постановочная и репетиционная работа 125126 127128 129130 131132 133134 135136 137138 Постановочная и репетиционная работа Отработка танцевального номера конкурсу-фестивалю "Хрустальный башмачок". Отработка танцевального номера. Праздник новый год. 2 2 - 2 2 - Подготовка танцевального номера к 23 февраля. 2 2 - Подготовка танцевального номера к 8 марта. 2 2 - Подготовка танцевального номера к 9 мая. 2 2 - Репетиция номера к фестивалю-конкурсу "Танцует жизнь". 2 2 - Подготовка к отчетному концерту. 2 2 - Репетиция номера почетному концерту. 2 2 - Отработка всех номеров к отчётном концерту. 2 2 - Обобщающей этап (6 часов) 139Обобщающей Генеральный прогон 140 этап отчётного концерта. 141Обобщающей Отчётный концерт. 142 этап 143Итоговые Подведение итогов. 144 занятие. Планы на будущий год. Итого часов 2 2 - 2 2 - 2 - 2 144 117 27 Содержание программы № пп Тема Содержание программы 2 Вводные занятия Инструктаж по технике безопасности Общая разминка 3 Ритмика 4 Модерн Теория: техника безопасности поведения на занятии точка правила поведения на занятиях. Основные понятия современной хореографии; направление, жанры их отличия. Теория: содержание упражнений, правильное выполнение упражнений для чего они нужны и что хотим добиться с помощью этих упражнений. Подробный разбор каждого элемента. Практика: выполнение упражнений динамические силы мышц ног, рук. Упражнения на координацию, выносливость, чувство ритма, противоход, баланс. Упражнения "драйв". Подтянутая осанка, упражнения на полупальцах. Прыжки, поворот rolive. Теория: музыкальный размер. Виды музыкального размера (2/4,3/4,4/4) Темп. Виды темпа ( быстро, умеренно, медленно ) Связь движения и мелодии Так и затакт. Практика: выполнении упражнения на чувство ритма (шаг на месте, бег на месте, маршировка,бег под хлопки ) Упражнение на пространство ( построение в линию, в два ряда, в круг и т.д.) Теория : термины применяемые на занятиях (волна, кувырки, боковые перевороты, собачка, валяшка и т.д.) 1 5 Джаз 6 Народно стилизованный танец 7 Эстрадный танец Практика: выполнение упражнений на полу: собачка, roleve, rond, переворот на полу с, работу прессового центра. Прокачивание, координация, баланс и эмоциональность. Позиция рук и координацию рук. Умение соединять движения рук и ног. Силовые упражнения например: стойка на руках, лопатка, упражнение на виртуозность. Теория: система А.Я. Вагановой. Понятие экзерсис у палки, adagio и Allegro. Практика: отработка основных позиций (шестая позиция). Позиция рук ( три позиции). Постановка корпуса и головы. Несложно поворота и прыжки по диагонали. Plie, podabyr, батман, rond, tvist. Теория : танцы разных народов ( русский, украинский, татарский, восточный). Основные термины в народном танце ( головки, приставной шаг, шаг с пятки на носок, верёвочка, каблук, дроби и т.д.). Подробные комментарии каждого движения. Практика: постановка рук и ног, корпус. Основные повороты в народных танцах. Отработка упражнений Теория: история возникновения эстрадных танцев. Эстрадный танец в театральном искусстве (подтанцовка к театральным номерам-учитывайте характер персонажа драматическую ситуацию). Терминология современной хореографии. Практика: выполнение упражнений, качественно отработка каждого танцевального элемента. Эстрадной танец сочетании с вокалом (двигаться и петь одновременно - контролировать дыхание). Выполнение творческих заданий направление виды современных танцев ( латино американские танцы, бродвейский джаз, стэп, и т.д.). Выполнение танцевальных шагов по квадрату точка прыжки на месте и в движении точки выполнения танцевальных элементов на полу, например поворот или батман. Танцевальное упражнение на полу ( перекаты, стойки, вертушки). Поддержки парные. Несложные перевороты через спину. Умение двигаться под динамичную музыку. 8 Постановочная работа 9 Репетиционная работа 10 Итоговое занятие Подбор музыкального материала. Отбор детей на данный хореографический номер. Работа над номером в объединение отдельных функциональных элементов комбинации, а затем сиденье в целый номер. Поиск средств для артистического воплощения номера и т.д. Отраборка каждого элемента по отдельности точка репетиция танцевальных кусков прогон номеров в целом. Практика : Проверка на знание умение основных танцевальных элементов, развлечения в течение года по основам танцевальным направлениям: классика, народный танец, современный танец. Методическое и техническое оснащение занятий Для реализации данной программы необходимы следующие методические и материально-техническая база: - просторное, проветриваемое помещение зеркалами -аудио и CD магнитофон, для воспроизведения звукозаписей -видео аппаратура для просмотра необходимых видео материалов ( шоупрограмма "Тодес", выступление ансамбля под руководством Моисеева и т.д.) - концертные костюмы - реквизит и спортивный инвентарь - коврик для занятий на полу - литература и журналы по танцевальному искусству