Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Белоярская средняя общеобразовательная школа №14"
(МБОУ Белоярская СОШ № 14»)
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ «Белоярская СОШ №14»
протокол № 7 от 30.08.2023 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Белоярская СОШ № 14»
_____________ Е.В. Кокоулина
приказ от 01.09. 2023 г № 185 - од
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ДЕТСКАЯ ХОРЕОГРАФИЯ»
(художественная направленность)
Возраст детей: 7-16 лет
Срок реализации: 1 год
Разработал: Подгорбунских
Анна Валерьевна
педагог дополнительного
образования
п. Гагарский
2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Детская хореография» составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха оздоровления детей и молодежи»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.
2022 года № 678-р;
- методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы),
направленными письмом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.11.2015 № 09-3242;
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 января
2022 г. N ДГ-245/06 «Методические рекомендации по реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Уставом МБОУ «Белоярская СОШ № 14».
Программа «Детская хореография» художественной направленности базового
уровня, составлена на основе модифицированной общеобразовательной
программы «Современная хореография» утвержденной на заседании
педагогического совета ГБОУ ДОД ДДТ «На 9-й линии».
Современная хореография играет немаловажную роль в воспитании детей и
молодежи, т.к. сочетает в себе средства музыкального, пластического,
спортивно физического, этического и художественно-эстетического развития
и образования.
Любая хореография связана с определенной тренировкой тела. Поэтому
обучение предполагает специальные тренировочные упражнения, которые
дают значительную спортивно-физическую нагрузку.
Особенностью хореографии, современной в частности, является
гармоничное развитие всего организма. Вырабатываются навыки в
сознательном управлении мышцами тела, устраняются зажимы, развивается
музыкальный слух, что дает возможность подчинять свое тело определенному
музыкальному ритму.
Систематические занятия развивают пластику тела, способствуют устранению
ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку,
придают внешнему облику человека собранность, элегантность, что является
важным для ребенка. Хореография учит логическому, целесообразно
организованному и грациозному движению, умению выражать чувства и
эмоции с помощью тела.
Цель программы - приобщить детей к танцевальному искусству,
способствовать эстетическому и нравственному развитию школьников;
привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в
движении ее многообразие и красоту посредством хореографического
искусства. Выявить и раскрыть творческие способности ребенка.
Задачи обучения:
I. Обучающие:
Формирование движенческих навыков, развитие чувства ритма, умения
слушать музыку и отражать в движении характер музыки;
Формировать общее физическое развитие учащихся;
III. Развивающие:
Формирование представлений об окружающем мире;
Знакомство с многообразием культуры разных народов;
Расширение кругозора учащихся.
Развивать творческое воображение ребенка, совершенствовать навыки
творческого самовыражения;
II. Воспитательные:
Воспитание эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в танце);
Воспитание чувства коллективизма;
Воспитание нравственных качеств;
Воспитание уважения к традициям и культуре других народов.
Формы и режим занятий
Формы занятий - групповая, по подгруппам, индивидуальная. Занятия
проводятся два раза в неделю по 2 часа каждое – всего 144 часа в год.
К занятиям допускаются все желающие, не имеющие медицинских
противопоказаний.
Планируемые результаты.
Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены
следующими компонентами:
-мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии,
самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
-когнитивным (знания, рефлексия деятельности);
-операциональным (умения, навыки);
-эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное
отношение к достижению, волевые усилия).
Метапредметные результаты.
-определять и формировать цель выполнения задания на занятии, во
внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством
педагога.
-понимать смысл инструкции педагога и принимать учебную задачу.
-с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих элементов для
выполнения задания.
-учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности группы на занятиях.
-оценивать совместно с педагогом и учащимися результат своих действий,
вносить соответствующие коррективы.
Предметные результаты.
-теоретические знания по программе;
-практические умения, предусмотренные программой.
Дети, прошедшие обучение по данной программе, должны знать:
Назначение хореографического класса и правила поведения в нем;
Основные танцевальные позиции рук и ног;
Понятия: круг, диагональ, березка, мостик, шпагат.
К концу учебного года дети должны уметь:
Передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки
настроения;
Передавать в пластике музыкальный образ, используя гимнастические,
имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды движений;
Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале,
перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в
шеренгу и колонну, в несколько кругов;
Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую
музыку;
Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом
и концом музыки;
Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции;
Находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки,
игрового образа выразительными жестами.
Контроль освоения программы
На протяжении года проводится три вида контроля:
Вводный контроль.
В начале года учащиеся проходит функциональное тестирование, выполняя
различные упражнения на выносливость, гибкость, ловкость, силу и т.п.
например: батманы, прыжки в диагонали, кувырки, растяжка. Небольшие
танцевальные этюды где от детей требуется быстро схватить и повторите
несложных танцевальные элементы.
Текущий контроль.
В середине учебного года проводится открытый урок, на котором учащиеся
демонстрируют уровень своего индивидуального освоения программы.
Танцевальные этюды и зарисовки из разных разделов современной
хореографии. Например: modern-чистота исполнения свингов, танцевальных
элементов в партере, простые прыжки и т.д.
Итоговый контроль.
В конце учебного года проводится отчётный концерт, на котором учащиеся
показывают, насколько они освоили программу своего года обучения. Это
готовые танцевальные номера, которые включают в себя все разделы
современной хореографии данной программы.
Также оценивается результативность обучения в ходе участия в конкурсах,
фестивалях.
В процессе обучения активно используется метод самодиагностики,
самоанализ, что позволяет ребёнку самому отследить свои ошибки и работать
над их исправлением в удобном для него темпе.
В ходе каждого занятия педагог контролирует физическое состояние
учащихся и уровень формирования двигательных навыков на текущий
момент.
Индивидуальные и групповые результаты сравниваются и анализируются
педагогом. Результаты сообщаются родителям, педагог даёт рекомендации
по дальнейшему физическому развитию ребёнка.
Календарный учебный график
Срок реализации
программы
Учебный
период
Режим
занятий
2023-2024
учебный год
с 15.09.2023
по 31.05.2024
по
расписанию
Объем
программы
144 часа /2
раза в
неделю по 2
часа каждое
Количество
групп
3
Учебный план
№
пп
Название раздела
Количество часов
1
Вводные занятия
2
Ритмика
3
Пластика
4
Народно стилизованный танец
5
Партнеринг
6
Модерн
7
Джаз
8
Эстрадный танец
9
Постановочная репетиционная работа
10
Обобщающий этап
Всего:
2
12
14
12
14
20
22
20
22
6
144
№
занятий
Поурочно -тематическое планирование
Тема занятий
Элементы
содержания
Вводное занятие ( 2 часа)
1-2
Вводное
Техника безопасности
занятие
на занятиях
хореографией
знакомство с детьми.
Проверка данных.
Ритмика (12 часов)
3-4
Ритмика
Содержание
упражнения, правильное
выполнение упражнения
в разном ритме.
5-6
Ритмика
Техника выполнения
упражнений в
медленном, среднем и
быстром темпе.
7-8
Ритмика
Техника выполнения
упражнений на
координацию
упражнения на
Количество часов
Всего Практика Теория
2
-
2
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
9-10
Ритмика
11-12
Ритмика
13
Ритмика
14
Ритмика
Пластика (14 часов)
15-16 Пластика
17-18
Пластика
координацию в среднем
и быстром темпе.
Техника выполнения
упражнений в быстром
темпе. Упражнения
"драйв" закрываются.
Прыжки в комбинации с
поворотами.
Техника выполнения
упражнений на полу
(повороты, махи,
упражнения для спины и
корпуса) в среднем
темпе. Выполнение
упражнений в паре.
Техника выполнения
отдельных упражнений
в разном ритме
выполнение отдельных
упражнений по по
частям в разном темпе.
Контрольное занятие на
освоение отработанного
материала.
Физиология и строение
человека. Техника
выполнения упражнений
на пластику рук и тела
точка работа рукамиптица, змейка,
верёвочка, волны,
роллы.
Возможности
человеческого тела.
Пластические этюды:
пластика различных
животных, пластика
предметов и явлений.
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
1
1.5
0.5
1
0.5
-
2
1
1
2
1.5
0.5
Упражнения на
координацию тела
техника выполнения
упражнения на
координацию по
принципу от простого к
сложному.
21-22 Пластика
Особенности работы в
групповом пластическом
этюде, работа с
воображаемыми
предметами в группе.
23-24 Пластика
Техника выполнения
растяжки на все группы
мышц и выполнение
упражнения на растяжку
в партере.
25-26 Пластика
Техника выполнения
акробатических
элементов. Выполнения
акробатических
упражнений в парах
точка переворота на
полу, различные
поддержке по принципу
от части к целому.
27-28 Пластика
Контрольный урок на
освоение пройденного
материала
Народный стилизованный танец (12 часов )
29-30 Народный
Танцы разных народов
танец
особенности
хореографии освоение
основных танцевальных
элементов русского
народного танца.
31-32 Народный
Танцы разных народов
танец
особенности
хореографии. Освоения
19-20
Пластика
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1
1
2
1.5
0.5
2
2
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
33-34
Народный
танец
35-36
Народный
танец
37-38
Народный
танец
39-40
Народный
танец
танцевальных элементов
восточного танца.
Основные термины в
народном танце.
Техника освоения
галопа, приставной шаг,
шаг с пятки на носок,
верёвочка, каблук.
Техника постановки рук,
ног и корпуса точка
освоения упражнений на
постановку рук, ног и
корпуса в русском
народном танце.
Соединение элементов
народного танца в
комбинации.
Контрольное занятие на
освоение отработанного
материала.
Партнеринг (14 часов)
41-42 Партнеринг
Главная задача в работе
с партнёром. Техника
выполнения упражнения
на контакт с партнёром
в игровой форме, тень,
оттяжки, перекаты на
спину партнёра
парашютисты, стойка на
руках, паук, слоник,
тюлени, шоссе в паре,
бег спиной.
43-44 Партнеринг
Техника безопасности в
поддержка. Выполнения
упражнения с
подстраховкой партнера.
45-46 Партнеринг
Разновидности хватов
руками с партнёром
точка техника освоения
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
2
2
2
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
47-48
Партнеринг
49-50
Партнеринг
51-52
Партнеринг
53-54
Партнеринг
55-56
Модерн
57-58
Модерн
59-60
Модерн
захватов поддержках с
партнёром.
Техника освоения
танцевальных элементов
партнёр Инга на дачу
веса точка выполнения
упражнения на отдачу
веса партнёру.
Техника выполнения
простых поддержек в
паре. Выполнение
различных поддержек в
паре.
Усложнённые
поддержки партнёр Инга
в комбинациях по
диагонали точка
закидывание партнёра
на спину, перебросы с
партнёром из plie,
поддержкой через плечо
с руками.
Контрольный урок на
освоение пройденного
материала.
Модерн (20 часов )
Техника исполнения plie
в модерне выполнение.
Упражнений plie в
различных позициях.
Упражнения в
комбинациях.
Техника выполнения
слайдов на полу
выполнения упражнений
на полу. Слайды по
диагонали.
Техника выполнения
силовых упражнений
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
2
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
61-62
Модерн
63-64
Модерн
65-66
Модерн
67-68
Модерн
69-70
Модерн
71-72
Модерн
освоения упражнений:
стойка на руках, столов
в парах, отбросы через
спину.
Техника выполнения
валяшки на полу точках
выполнение валяшки на
полу в комбинации в
среднем темпе.
В техника выполнении
кувырков назад и
вперёд. Выполнении
кувырков с
подстраховкой.
Техника выполнения
упражнения на
виртуозность
выполнении прыжков и
поворотов в быстром
темпе в смене ракурса и
в продвижении.
Техника безопасности
проведения на занятия и
на улице. Техника
выполнения упражнения
в парах. Выполнение
упражнений: захваты
рук, отдача веса, стойки,
перекаты через спину,
ласточка в парах.
Техника выполнения
упражнений в парах.
Выполнение
танцевальных
комбинаций в парах в
продвижении их в
групповых рисунках.
Выполнение
танцевальных
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
73-74
Модерн
Джаз (22 часа)
75-76 Джаз
77-78
Джаз
79-80
Джаз
81-82
Джаз
упражнений
комбинационных с
партнера на ногах в
групповых
перемещениях.
Выполнение
танцевальных
упражнений с
комбинированных с
партнёра на ногах в
групповых
перемещениях.
Повторение основной
терминологии в джазе.
Экзерсис на середине.
Маленькое adagio.
Большое adagio. Ronds,
battement tendus и
frappes.
Отработка основных
позиций рук и ног
Техника выполнения
упражнения Allegro на
пальцах,
battement tendus.
Выполнение
упражнения на
полупальцах.
Техника выполнения.
Plie без рук и с руками и
по диагонали. Отработка
упражнения в plie на
месте и в продвижении.
Техника выполнения
упражнения. Podabyre. В
среднем и быстром
темпе. Выполнение
упражнений podabyre
2
2
-
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
83-84
Джаз
85-86
Джаз
87-88
Джаз
89-90
Джаз
91-92
Джаз
93-94
Джаз
на месте и в
продвижении.
Техника выполнения
упражнения на стопы.
Выполнения
упражнения на
вытягивании носка в
комбинации в среднем
темпе
Техника выполнения
упражнения на осанку.
Выполнению
упражнений для осанки
в продвижении по
диагонали.
Техника выполнения
упражнения на батманы,
гранд батман и вперёд, в
стороны, назад.
Отработка батманов на
месте в продвижении, на
полной стопе и на
полупальцах.
Техника выполнения
упражнений rond, tvist.
Выполнение
упражнений rond, tvist.
Техника выполнения
прыжков. Выполнения
прыжков с места и в
продвижении. На 90° на
180° точка прыжки с
партнёром.
Инструктаж по технике
безопасности.
Выполнения
упражнения в парах.
Техника выполнения
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
захватов. Поддержки в
парах.
95-96 Джаз
Открытое занятие для
родителей. Контрольное
занятие на освоение
отработанного
материала.
Эстрадный танец (20 часов)
97-98 Эстрадный
Направление и виды
танец
современных танцев.
Освоение базовых
упражнений (
латиноамериканские
танцы, бродвейский
джаз, степ ,хип-хоп).
99Эстрадный
Техника упражнения
100
танец
сюжетных танцев.
Выполнение поиск
танцевальных элементов
в работе над сюжетными
танцами.
101Эстрадный
Техника выполнения
102
танец
эстрадных танцев в
разные ритмы музыки.
Умение двигаться под
динамичную музыку
меняйте ритм.
103Эстрадный
Техника выполнения
104
танец
базовых элементов из
латиноамериканских
танцев. Выполнение
танцевальных элементов
в комбинации.
105Эстрадный
Техника выполнения
106
танец
базовых элементов из
бродвейский танцев.
Выполнение
танцевальных элементов
в бродвейского джаза.
2
2
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
Техника выполнения
базовых элементов
стэпе. Выполнение
танцевальных элементов
стэпа в комбинации.
109Эстрадный
Техника выполнение
110
танец
базовых элементов hiphop.ru выполнение
основных танцевальных
элементов хип-хопа в
комбинации.
111Эстрадный
Техника выполнения
112
танец
перемещения в
пространстве.
Выполнения
упражнения в поворотах
по одному в парах, в
групповых рисунках в
среднем темпе.
113Эстрадный
Выполнение
114
танец
упражнений в
пространстве.
Групповое перемещение
в пространстве в
быстром темпе. Держать
линию, выстраиваться в
круг, выстраиваться в
две линии.
115Эстрадный
Контрольное занятие на
116
танец
знание отработанного
материала.
Постановочная и репетиционная работа (22 часа)
117Постановочная Контрольное занятие на
118
и
знание отработанного
репетиционная материала.
работа
119Постановочная Отработка
120
и
танцевального номера
репетиционная ко дню учителя.
работа
107108
Эстрадный
танец
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
1.5
0.5
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
121122
Постановочная
и
репетиционная
работа
123124
Постановочная
и
репетиционная
работа
Постановочная
и
репетиционная
работа
Постановочная
и
репетиционная
работа
Постановочная
и
репетиционная
работа
Постановочная
и
репетиционная
работа
Постановочная
и
репетиционная
работа
Постановочная
и
репетиционная
работа
125126
127128
129130
131132
133134
135136
137138
Постановочная
и
репетиционная
работа
Отработка
танцевального номера
конкурсу-фестивалю
"Хрустальный
башмачок".
Отработка
танцевального номера.
Праздник новый год.
2
2
-
2
2
-
Подготовка
танцевального номера к
23 февраля.
2
2
-
Подготовка
танцевального номера к
8 марта.
2
2
-
Подготовка
танцевального номера к
9 мая.
2
2
-
Репетиция номера к
фестивалю-конкурсу
"Танцует жизнь".
2
2
-
Подготовка к отчетному
концерту.
2
2
-
Репетиция номера
почетному концерту.
2
2
-
Отработка всех номеров
к отчётном концерту.
2
2
-
Обобщающей этап (6 часов)
139Обобщающей
Генеральный прогон
140
этап
отчётного концерта.
141Обобщающей
Отчётный концерт.
142
этап
143Итоговые
Подведение итогов.
144
занятие.
Планы на будущий год.
Итого часов
2
2
-
2
2
-
2
-
2
144
117
27
Содержание программы
№
пп
Тема
Содержание программы
2
Вводные занятия
Инструктаж по
технике
безопасности
Общая разминка
3
Ритмика
4
Модерн
Теория: техника безопасности поведения на занятии
точка правила поведения на занятиях. Основные
понятия современной хореографии; направление,
жанры их отличия.
Теория: содержание упражнений, правильное
выполнение упражнений для чего они нужны и что
хотим добиться с помощью этих упражнений.
Подробный разбор каждого элемента. Практика:
выполнение упражнений динамические силы мышц
ног, рук. Упражнения на координацию,
выносливость, чувство ритма, противоход, баланс.
Упражнения "драйв". Подтянутая осанка,
упражнения на полупальцах. Прыжки, поворот rolive.
Теория: музыкальный размер.
Виды музыкального размера (2/4,3/4,4/4)
Темп. Виды темпа ( быстро, умеренно, медленно )
Связь движения и мелодии
Так и затакт.
Практика: выполнении упражнения на чувство ритма
(шаг на месте, бег на месте, маршировка,бег под
хлопки )
Упражнение на пространство ( построение в линию,
в два ряда, в круг и т.д.)
Теория : термины применяемые на занятиях (волна,
кувырки, боковые перевороты, собачка, валяшка и
т.д.)
1
5
Джаз
6
Народно
стилизованный
танец
7
Эстрадный танец
Практика: выполнение упражнений на полу: собачка,
roleve, rond, переворот на полу с, работу прессового
центра. Прокачивание, координация, баланс и
эмоциональность. Позиция рук и координацию рук.
Умение соединять движения рук и ног. Силовые
упражнения например: стойка на руках, лопатка,
упражнение на виртуозность.
Теория: система А.Я. Вагановой. Понятие экзерсис у
палки, adagio и Allegro.
Практика: отработка основных позиций (шестая
позиция). Позиция рук ( три позиции). Постановка
корпуса и головы. Несложно поворота и прыжки по
диагонали. Plie, podabyr, батман, rond, tvist.
Теория : танцы разных народов ( русский,
украинский, татарский, восточный). Основные
термины в народном танце ( головки, приставной
шаг, шаг с пятки на носок, верёвочка, каблук, дроби
и т.д.). Подробные комментарии каждого движения.
Практика: постановка рук и ног, корпус. Основные
повороты в народных танцах. Отработка упражнений
Теория: история возникновения эстрадных танцев.
Эстрадный танец в театральном искусстве
(подтанцовка к театральным номерам-учитывайте
характер персонажа драматическую ситуацию).
Терминология современной хореографии. Практика:
выполнение упражнений, качественно отработка
каждого танцевального элемента. Эстрадной танец
сочетании с вокалом (двигаться и петь одновременно
- контролировать дыхание).
Выполнение творческих заданий направление виды
современных танцев ( латино американские танцы,
бродвейский джаз, стэп, и т.д.).
Выполнение танцевальных шагов по квадрату точка
прыжки на месте и в движении точки выполнения
танцевальных элементов на полу, например поворот
или батман. Танцевальное упражнение на полу (
перекаты, стойки, вертушки). Поддержки парные.
Несложные перевороты через спину. Умение
двигаться под динамичную музыку.
8
Постановочная
работа
9
Репетиционная
работа
10
Итоговое занятие
Подбор музыкального материала. Отбор детей на
данный хореографический номер. Работа над
номером в объединение отдельных функциональных
элементов комбинации, а затем сиденье в целый
номер. Поиск средств для артистического
воплощения номера и т.д.
Отраборка каждого элемента по отдельности точка
репетиция танцевальных кусков прогон номеров в
целом.
Практика :
Проверка на знание умение основных танцевальных
элементов, развлечения в течение года по основам
танцевальным направлениям: классика, народный
танец, современный танец.
Методическое и техническое оснащение занятий
Для реализации данной программы необходимы следующие методические и
материально-техническая база:
- просторное, проветриваемое помещение зеркалами
-аудио и CD магнитофон, для воспроизведения звукозаписей
-видео аппаратура для просмотра необходимых видео материалов ( шоупрограмма "Тодес", выступление ансамбля под руководством Моисеева и
т.д.)
- концертные костюмы
- реквизит и спортивный инвентарь
- коврик для занятий на полу
- литература и журналы по танцевальному искусству