Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14» (МБОУ «Белоярская СОШ №14») Принята на заседании Педагогического совета МБОУ «Белоярская СОШ № 14» Протокол № 7 от 30.08.2023 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Белоярская СОШ №14» ___________ Е.В. Кокоулина приказ от 01.09.2023 г № 185-од Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хочу всё знать» (естественнонаучная направленность) Возраст детей: 8-12 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Посохова-Петрова М.А. учитель химии, биологии п. Гагарский 2023 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Удивительное рядом» разработана с учетом: • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года; • Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726); • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р; • Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года. Постановление правительства Свердловской области № 900-ПП от 07.12.2017; • Федерального проекта «Успех каждого ребенка» - приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 г. № 3; • Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Приказа Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; • СанПина 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждён постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28); • Приказ от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; • Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Москва, от 18 ноября 2015 г. N 09-3242); • Положения о дополнительной общеразвивающей программе МБОУ «Белоярская СОШ № 14»; • Устава МБОУ «Белоярская СОШ № 14». Дополнительная общеобразовательная программа «Удивительное рядом» имеет естественнонаучную направленность. Программа может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных технологий. Актуальность Ребенок с рождения знакомится с различными веществами и химическими явлениями и он должен уметь обращаться с ними. При изучении химии ознакомятся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому узнают, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени. Педагогическая целесообразность Рабочая программа дополнительного образования «Хочу все знать» разработана для учащихся 3 класса, то есть для детей такого возраста (8-10 лет), когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний и умений еще не хватает. В качестве ведущей методики при реализации программы используется технология проблемного обучения. Это способствует созданию положительной мотивации и интереса к изучению предмета, активизирует обучение. Совместное решение проблемы развивает коммуникабельность, умение работать в коллективе, решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки. На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. На занятиях введения новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы. Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся в возрасте 8-12 лет. Наполняемость группы 8-10 человек. Срок освоения программы: 1 год, 36 недель, 1 час в неделю. Уровень программы: стартовый. Формы организации деятельности учащихся на занятиях • Групповая • Индивидуальная • Индивидуально-групповая Цель курса – развивать личность ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии, удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике. Задачи: • образовательные: · сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент; · познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями; · сформировать практические умения и навыки, например умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности; · расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека; · показать связь химии с другими науками: • развивающие: - развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения; навыки самостоятельной работы; расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации; развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное. • воспитательные: - способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам, в частности к водным ресурсам; поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию; воспитание экологической культуры. С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основными методами обучения выбраны: ● химический эксперимент и метод наблюдения; ● показы учебных фильмов по химии, презентации. ● беседы с информаторами Учебный план № п/п Количество часов Наименование раздела Всего Теория Практика 1. Введение 3 2 1 2. Домашняя аптечка 4 3 1 3. Опыты для малышей 7 - 7 4. «Мыльная» химия 6 3 3 15 5 10 1 1 - 36 14 22 5 Чудеса на кухне 6 Итоговое занятие Всего: Формы аттестации / контроля Отчет по лабораторной работе Защита минипроектов Отчет о проведенном опыте Изготовление мыла Отчет о проведенном опыте Обобщающая викторина Основное содержание программы. Введение (3 часа). Химия – наука о веществах. Правила техники безопасности при работе с химическими веществами. Пр.р.№1 “Знакомство с лабораторным оборудованием ”. Т-2. Домашняя аптечка (4ч). Препараты домашней аптечки. Растенияиндикаторы. Растения-рудознатцы. Т-3. Опыты для малышей (7ч). Сахарная змея. Змеи из лекарств. Реакции окрашивания пламени. Понятие о симпатических чернилах. Понятие об индикаторах. Состав акварельных красок. Пр.р.№2 «Изготовление фараоновых змей». Пр.р.№3 "Разноцветный фейерверк». Пр.р.№4 "Химические водоросли". Пр.р.№5 «Невидимые чернила». Пр.р.№6 «Изменение окраски индикаторов в различных средах». Пр.р. №7 «Изготовление акварельных красок». Т-4. «Мыльная» химия (6ч). Мыло. Зубная паста. Понятие о мыльных пузырях. Пр.р.№8 «Мыльные опыты». Т-5. Чудеса на кухне (15ч). Поваренная соль, история, значение. Кристаллизация Кислоты на кухне. Пищевая сода. Пр.р.№9 «Выращиваем кристаллы». Пр.р.№10«Изготовление поделок из солёного теста» Пр.р.№11 «Роспись поделок из солёного теста» Пр.р.№12«Вулкан» Пр.р.№13 «Сила мысли» Тематическое планирование № п/п 1 Тема Т-1. Введение (3ч) Химия наука о веществах Содержание Видеофильм и загадки о химии Формы аттестации / контроля Фронтальны й опрос учащихся Фронтальны й, индивидуаль ный опрос учащихся Отчет по практическо й работе 2 Правила техники безопасности при работе с химическими веществами 3 Пр.р.№1 “Знакомство с лабораторным оборудованием ” Т-2. Домашняя аптечка (4ч) Препараты домашней аптечки. Аптечный йод и его свойства. Фронтальны Почему йод надо держать в й опрос плотно закупоренной склянке. учащихся 4-5 «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Перекись водорода. Свойства перекиси водорода. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Нашатырный спирт. Старые лекарства, как с ними поступить. 6 Растения-индикаторы, растения-рудознатцы. Что из себя представляют растения-индикаторы и растениярудознатцы? С помощью этих растений возможно найти подземные сокровища Фронтальны й, индивидуаль ный опрос учащихся 7 Итоговое занятие по теме «Домашняя аптечка» Т-3. Опыты для малышей (7ч) Фронтальны й опрос учащихся Отчет по практическо й работе Фронтальны й опрос учащихся Отчет по практическо й работе Отчет по практическо й работе Отчет по практическо й работе Отчет по практическо й работе 8 Сахарная змея. Змеи из лекарств. Пр.р.№2 «Изготовление фараоновых змей». 9 Реакции окрашивания пламени. Техника проведения опытов. Водоросли в колбе. Пр.р.№3 фейерверк". "Разноцветный Пр.р.№4 водоросли" "Химические 11 Понятие о симпатических чернилах Пр.р.№5 «Невидимые чернила» 12 Понятие об индикаторах. Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Пр.р.№6 «Изменение окраски индикаторов в различных средах». 13 Состав акварельных красок 14 Итоговое занятие по теме «Опыты для малышей» Состав акварельных красок. Отчет по Правила обращения с ними. Пр.р. практическо №7 «Изготовление акварельных й работе красок» Фронтальны й опрос учащихся 10 15 Т-4. «Мыльная» химия (6ч) Мыло 16 Зубная паста 17 Понятие о мыльных пузырях 1819 Пр.р.№8 «Мыльные опыты» Видеофильм: История мыла, Фронтальны виды. Отличие хозяйственного й опрос мыла от туалетного. учащихся Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло». Виды и свойства зубной пасты. Фронтальны Зубной порошок. Зачем надо й опрос чистить зубы. учащихся История мыльных пузырей. Фронтальны Физика мыльных пузырей. й опрос учащихся Отчет по практическо й работе Итоговое занятие по теме «Мыльная» химия» 20 Отчет по практическо й работе 2122 Т-5. Чудеса на кухне (15ч) Поваренная соль, история, значение. 23 Кристаллизация 2425 Пр.р.№9 «Выращиваем кристаллы» 2627 Пр.р.№10 «Изготовление поделок из солёного теста» 28 Пр.р.№11 «Роспись поделок из солёного теста» 29 Кислоты на кухне 30 Пищевая сода 3132 Пр.р.№12 «Вулкан» 33 Пр.р.№13 «Сила мысли» 34 Итоговое занятие Чтение сказки про соль, пословиц Фронтальны и поговорок. Применение хлорида й опрос натрия в хозяйственной учащихся деятельности человека. Когда соль – яд Что представляет собой процесс Фронтальны кристаллизации. Какие бывают й опрос кристаллы. учащихся Отчет по практическо й работе Отчет по практическо й работе Отчет по практическо й работе Знакомство с лимонной и Фронтальны уксусной кислотой. Испытание й опрос индикатором кислой среды. учащихся Применение. ТБ в обращении с уксусом. Пищевая сода. Чем полезна Фронтальны пищевая сода и может ли она й опрос быть опасной. учащихся Отчет по практическо й работе Отчет по практическо й работе Что мы узнали о химии? Фронтальны й опрос учащихся Календарный учебный график Срок Учебный реализации программы период 2022- 2023 с 15.09.22 уч. год по 31.05.23 Режим занятий Объем программы (час.) Кол-во групп По расписанию 36 (1 час в неделю) 2 Результаты освоения программы Личностными результатами являются следующие умения: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: - вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; - учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих. Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на: - формирование основ научного мировоззрения и физического мышления; - воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы; - развитие интеллектуальных и творческих способностей. Метапредметными результатами занятий в кружке «Хочу всё знать» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»). Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Использовать различные виды чтения ознакомительное, поисковое), приемы слушания. (изучающее, просмотровое, Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на: - проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов; - применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни. Коммуникативные УУД: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль . Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах. Предметными результатами являются следующие умения: Формирование основ научного мировоззрения и химического мышления: - различать экспериментальный и теоретический способ познания природы; - понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях вещества. Развитие интеллектуальных и творческих способностей Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни . Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: Познавательная деятельность: − использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, эксперимент; − приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. Информационно-коммуникативная деятельность: − владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; Рефлексивная деятельность: − владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; − организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. Список литературы 1. Физика, химия, 5-6 класс, Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С., 2011. 2. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002 2. Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 2005 3. Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. О. Ольгин. М.: Дет. лит., 2012 4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003 5. Юный химик или занимательные опыты с веществами вокруг нас. Издательство «Крисмас», 2006 Н.В.Груздева, В.Н.Лаврова, А.Г.Муравьёв 6. В. В. Буслаков, А. В. Пынеев. Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по химии с использованием оборудования центра «Точка роста». Методическое пособие - Москва, 2021 Интернет-ресурсы http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал. http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений. http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html Приложение Структура отчета по лабораторной работе Какая должна быть информация в отчете о лабораторной работе: • • • • • • • • • • данные о работе (тема, дисциплина), ФИО автора и преподавателя; цели и задачи; объект и предмет исследования; условные обозначения и термины; теоретические вводные данные; наличие технического оснащения; выбранные методы проведения эксперимента; полученные в процессе исследования результаты; анализ результатов эксперимента; заключение и выводы. Изготовление мыла своими руками Далее, мы обсудили, что сейчас мыло делают жидким и твердым кусковым. Каждый из этих вариантов имеет свое преимущество. Жидкое обеспечивает более качественную гигиену, поскольку каждый раз не контактирует с кожей человека и микробами на руках. В то же время твердое кусковое мыло может быть создано по индивидуальному рецепту своими руками и стать отличным подарком близким и друзьям. В качестве основы для изготовления мыла своими руками мы использовали обычное детское мыло без добавок и ароматизаторов. Также нам понадобились: 1 ст.л. растительного масла; 10 капель эфирного масла; Пищевой краситель (у нас порошковый для яиц); Детские формочки для песочницы; Терка, водяная баня и 0,25 ст. теплой воды. Детское мыло трем на терке, добавляем четверть стакана воды и на водяной бане растворяем мыло до жидкого состояния. Следует отметить, что кусковое мыло достаточно тугоплавкое и если есть возможность, то лучше его плавить в микроволновке. В жидкую смесь добавляем растительное масло, эфирное масло и краситель. С красителем важно не переборщить, иначе пена в готовом мыле будет цветная. Все хорошо перемешиваем и выкладываем в формочки. Оставляем охлаждать, после чего вынимаем из формочки, немного сжимая её края. Мыло своими руками В результате у нас получилась цветное ароматное мыло собственного производства! С жидким мылом мы провели опыты, демонстрирующие явление поверхностного натяжения.