Хочу все знать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14»
(МБОУ «Белоярская СОШ №14»)

Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ «Белоярская СОШ № 14»
Протокол № 7 от 30.08.2023

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Белоярская СОШ №14»
___________ Е.В. Кокоулина
приказ от 01.09.2023 г № 185-од

Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической
направленностей по биологии с использованием оборудования центра
«Точка роста»

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Хочу всё знать»
(естественнонаучная направленность)

Возраст детей: 8-12 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Посохова-Петрова М.А.
учитель химии, биологии

п. Гагарский
2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Удивительное рядом» разработана с учетом:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29
декабря 2012 года;
• Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726);
• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
• Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года.
Постановление правительства Свердловской области № 900-ПП от 07.12.2017;
• Федерального проекта «Успех каждого ребенка» - приложение к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7
декабря 2018 г. № 3;
• Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
• СанПина 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
(утверждён постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28);
• Приказ от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области»;
• Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (Москва, от 18 ноября 2015 г.
N 09-3242);
• Положения о дополнительной общеразвивающей программе МБОУ «Белоярская
СОШ № 14»;
• Устава МБОУ «Белоярская СОШ № 14».
Дополнительная общеобразовательная программа «Удивительное рядом» имеет
естественнонаучную направленность.
Программа может быть реализована с использованием электронного обучения и
дистанционных технологий.
Актуальность
Ребенок с рождения знакомится с различными веществами и химическими
явлениями и он должен уметь обращаться с ними. При изучении химии ознакомятся с
составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому узнают, каким образом эти вещества
влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека,
что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.
Педагогическая целесообразность
Рабочая программа дополнительного образования «Хочу все знать» разработана
для учащихся 3 класса, то есть для детей такого возраста (8-10 лет), когда интерес к
окружающему миру особенно велик, а специальных знаний и умений еще не хватает.

В качестве ведущей методики при реализации программы используется
технология проблемного обучения. Это способствует созданию положительной
мотивации и интереса к изучению предмета, активизирует обучение. Совместное решение
проблемы развивает коммуникабельность, умение работать в коллективе, решать
нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и
общие знания, умения и навыки.
На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического
обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и
самостоятельное открытие знаний. На занятиях введения новых знаний постановка
проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода
из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной
ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют
проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.
Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся в возрасте 8-12 лет.
Наполняемость группы 8-10 человек.
Срок освоения программы: 1 год, 36 недель, 1 час в неделю.
Уровень программы: стартовый.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
• Групповая
• Индивидуальная
• Индивидуально-групповая
Цель курса – развивать личность ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии,
удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского
подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике.
Задачи:
•

образовательные:

· сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом,
химический элемент;
· познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по
составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и
химическими реакциями;
· сформировать практические умения и навыки, например умение разделять смеси,
используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и
объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые
учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты,
соблюдать правила техники безопасности;
· расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в
природе и жизни человека;

· показать связь химии с другими науками:
•

развивающие:

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в
соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные
умения; навыки самостоятельной работы; расширить кругозор учащихся с привлечением
дополнительных источников информации; развивать умение анализировать информацию,
выделять главное, интересное.
•

воспитательные:

- способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным
богатствам, в частности к водным ресурсам; поощрять умение слушать товарищей,
развивать интерес к познанию; воспитание экологической культуры.
С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого
материала основными методами обучения выбраны:
● химический эксперимент и метод наблюдения;
● показы учебных фильмов по химии, презентации.
● беседы с информаторами
Учебный план
№
п/п

Количество часов
Наименование раздела

Всего

Теория

Практика

1. Введение

3

2

1

2. Домашняя аптечка

4

3

1

3. Опыты для малышей

7

-

7

4. «Мыльная» химия

6

3

3

15

5

10

1

1

-

36

14

22

5

Чудеса на кухне

6 Итоговое занятие
Всего:

Формы
аттестации /
контроля
Отчет
по
лабораторной
работе
Защита минипроектов
Отчет о
проведенном
опыте
Изготовление
мыла
Отчет о
проведенном
опыте
Обобщающая
викторина

Основное содержание программы.
Введение (3 часа). Химия – наука о веществах. Правила техники безопасности при
работе с химическими веществами.
Пр.р.№1 “Знакомство с лабораторным оборудованием ”.
Т-2. Домашняя аптечка (4ч).
Препараты домашней аптечки. Растенияиндикаторы. Растения-рудознатцы.
Т-3. Опыты для малышей (7ч).
Сахарная змея. Змеи из лекарств. Реакции
окрашивания пламени. Понятие о симпатических чернилах. Понятие об индикаторах.
Состав акварельных красок.
Пр.р.№2 «Изготовление фараоновых змей».
Пр.р.№3 "Разноцветный фейерверк».
Пр.р.№4 "Химические водоросли".
Пр.р.№5 «Невидимые чернила».
Пр.р.№6 «Изменение окраски индикаторов в различных средах».
Пр.р. №7 «Изготовление акварельных красок».
Т-4. «Мыльная» химия (6ч). Мыло. Зубная паста. Понятие о мыльных пузырях.
Пр.р.№8 «Мыльные опыты».
Т-5. Чудеса на кухне (15ч). Поваренная соль, история, значение. Кристаллизация
Кислоты на кухне. Пищевая сода.
Пр.р.№9 «Выращиваем кристаллы».
Пр.р.№10«Изготовление поделок из солёного теста»
Пр.р.№11 «Роспись поделок из солёного теста»
Пр.р.№12«Вулкан»
Пр.р.№13 «Сила мысли»

Тематическое планирование
№
п/п

1

Тема
Т-1. Введение (3ч)
Химия наука о веществах

Содержание

Видеофильм и загадки о химии

Формы
аттестации
/ контроля
Фронтальны
й опрос
учащихся
Фронтальны
й,
индивидуаль
ный опрос
учащихся
Отчет по
практическо
й работе

2

Правила техники
безопасности при работе с
химическими веществами

3

Пр.р.№1 “Знакомство с
лабораторным оборудованием
”
Т-2. Домашняя аптечка (4ч)
Препараты домашней аптечки. Аптечный йод и его свойства. Фронтальны
Почему йод надо держать в й опрос
плотно закупоренной склянке.
учащихся

4-5

«Зелёнка»
или
раствор
бриллиантового
зелёного.
Необычные свойства обычной
зелёнки.
Аспирин или ацетилсалициловая
кислота и его свойства. Перекись
водорода. Свойства перекиси
водорода.
Перманганат
калия,
марганцовокислый калий, он же –
«марганцовка».
Необычные
свойства марганцовки. Какую
опасность может представлять
марганцовка.
Нужна ли в домашней аптечке
борная кислота. Нашатырный
спирт.
Старые лекарства, как с ними
поступить.
6

Растения-индикаторы,
растения-рудознатцы.

Что из себя представляют
растения-индикаторы и растениярудознатцы? С помощью этих
растений
возможно
найти
подземные сокровища

Фронтальны
й,
индивидуаль
ный опрос
учащихся

7

Итоговое занятие по теме
«Домашняя аптечка»
Т-3. Опыты для малышей
(7ч)

Фронтальны
й опрос
учащихся
Отчет по
практическо
й работе
Фронтальны
й опрос
учащихся
Отчет по
практическо
й работе
Отчет по
практическо
й работе
Отчет по
практическо
й работе
Отчет по
практическо
й работе

8

Сахарная змея. Змеи из
лекарств.

Пр.р.№2
«Изготовление
фараоновых змей».

9

Реакции окрашивания
пламени. Техника проведения
опытов.
Водоросли в колбе.

Пр.р.№3
фейерверк".

"Разноцветный

Пр.р.№4
водоросли"

"Химические

11

Понятие о симпатических
чернилах

Пр.р.№5 «Невидимые чернила»

12

Понятие об индикаторах.

Индикаторы.
Фенолфталеин.
Лакмус. Метилоранж. Изменение
цвета в различных средах.
Пр.р.№6 «Изменение окраски
индикаторов
в
различных
средах».

13

Состав акварельных красок

14

Итоговое занятие по теме
«Опыты для малышей»

Состав
акварельных
красок. Отчет по
Правила обращения с ними. Пр.р. практическо
№7 «Изготовление акварельных й работе
красок»
Фронтальны
й опрос
учащихся

10

15

Т-4. «Мыльная» химия (6ч)
Мыло

16

Зубная паста

17

Понятие о мыльных пузырях

1819

Пр.р.№8 «Мыльные опыты»

Видеофильм: История мыла, Фронтальны
виды. Отличие хозяйственного й опрос
мыла от туалетного.
учащихся
Щелочной
характер
хозяйственного мыла. Что такое
«жидкое мыло».
Виды и свойства зубной пасты. Фронтальны
Зубной порошок. Зачем надо й опрос
чистить зубы.
учащихся
История
мыльных
пузырей. Фронтальны
Физика мыльных пузырей.
й опрос
учащихся
Отчет по
практическо
й работе

Итоговое занятие по теме
«Мыльная» химия»

20

Отчет по
практическо
й работе

2122

Т-5. Чудеса на кухне (15ч)
Поваренная соль, история,
значение.

23

Кристаллизация

2425

Пр.р.№9 «Выращиваем
кристаллы»

2627

Пр.р.№10 «Изготовление
поделок из солёного теста»

28

Пр.р.№11 «Роспись поделок
из солёного теста»

29

Кислоты на кухне

30

Пищевая сода

3132

Пр.р.№12 «Вулкан»

33

Пр.р.№13 «Сила мысли»

34

Итоговое занятие

Чтение сказки про соль, пословиц Фронтальны
и поговорок. Применение хлорида й опрос
натрия
в
хозяйственной учащихся
деятельности человека. Когда
соль – яд
Что представляет собой процесс Фронтальны
кристаллизации. Какие бывают й опрос
кристаллы.
учащихся
Отчет по
практическо
й работе
Отчет по
практическо
й работе
Отчет по
практическо
й работе
Знакомство
с
лимонной
и Фронтальны
уксусной кислотой. Испытание й опрос
индикатором
кислой
среды. учащихся
Применение. ТБ в обращении с
уксусом.
Пищевая сода. Чем полезна Фронтальны
пищевая сода и может ли она й опрос
быть опасной.
учащихся
Отчет по
практическо
й работе
Отчет по
практическо
й работе
Что мы узнали о химии?
Фронтальны
й опрос
учащихся

Календарный учебный график

Срок

Учебный

реализации
программы

период

2022- 2023

с 15.09.22

уч. год

по 31.05.23

Режим занятий

Объем
программы
(час.)

Кол-во групп

По расписанию

36 (1 час в
неделю)

2

Результаты освоения программы
Личностными результатами являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы,
которые ставит личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир,
возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций,
решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам
материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои
интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной
будущей профессии.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие
безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и
окружающих.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и,
прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;
- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметными результатами занятий в кружке «Хочу всё знать» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану,
использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература,
физические приборы, компьютер.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»),
определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо
сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Использовать
различные
виды
чтения
ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

(изучающее,

просмотровое,

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как
инструмент для достижения своих целей.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и
прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с
использованием необходимых измерительных приборов;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль .
Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Средством
формирования коммуникативных УУД служит соблюдение
технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация
работы в малых группах.
Предметными результатами являются следующие умения:
Формирование основ научного мировоззрения и химического мышления:
- различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;
- понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях
вещества.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни .
Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений
и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Познавательная деятельность:

−
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, эксперимент;
−
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов
и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:

−
владение монологической и диалогической речью, развитие способности
понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
Рефлексивная деятельность:

−
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением
предвидеть возможные результаты своих действий;
−
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование,
определение оптимального соотношения цели и средств.

Список литературы
1. Физика, химия, 5-6 класс, Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С., 2011.
2. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова.
«ДРОФА», М., 2002
2. Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 2005
3. Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. О. Ольгин. М.: Дет. лит., 2012
4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
5. Юный химик или занимательные опыты с веществами вокруг нас. Издательство
«Крисмас», 2006 Н.В.Груздева, В.Н.Лаврова, А.Г.Муравьёв
6. В. В. Буслаков, А. В. Пынеев. Реализация образовательных программ
естественнонаучной и технологической направленностей по химии с использованием
оборудования центра «Точка роста». Методическое пособие - Москва, 2021
Интернет-ресурсы
http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.
http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ
и явлений.
http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html

Приложение
Структура отчета по лабораторной работе
Какая должна быть информация в отчете о лабораторной работе:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

данные о работе (тема, дисциплина), ФИО автора и преподавателя;
цели и задачи;
объект и предмет исследования;
условные обозначения и термины;
теоретические вводные данные;
наличие технического оснащения;
выбранные методы проведения эксперимента;
полученные в процессе исследования результаты;
анализ результатов эксперимента;
заключение и выводы.

Изготовление мыла своими руками
Далее, мы обсудили, что сейчас мыло делают жидким и твердым кусковым.
Каждый из этих вариантов имеет свое преимущество. Жидкое обеспечивает более
качественную гигиену, поскольку каждый раз не контактирует с кожей человека и
микробами на руках. В то же время твердое кусковое мыло может быть создано по
индивидуальному рецепту своими руками и стать отличным подарком близким и друзьям.
В качестве основы для изготовления мыла своими руками мы использовали
обычное детское мыло без добавок и ароматизаторов. Также нам понадобились:
1 ст.л. растительного масла;
10 капель эфирного масла;
Пищевой краситель (у нас порошковый для яиц);
Детские формочки для песочницы;
Терка, водяная баня и 0,25 ст. теплой воды.
Детское мыло трем на терке, добавляем четверть стакана воды и на водяной бане
растворяем мыло до жидкого состояния. Следует отметить, что кусковое мыло достаточно
тугоплавкое и если есть возможность, то лучше его плавить в микроволновке. В жидкую
смесь добавляем растительное масло, эфирное масло и краситель. С красителем важно не
переборщить, иначе пена в готовом мыле будет цветная. Все хорошо перемешиваем и
выкладываем в формочки. Оставляем охлаждать, после чего вынимаем из формочки,
немного сжимая её края.
Мыло своими руками
В результате у нас получилась цветное ароматное мыло собственного
производства!
С жидким мылом мы провели опыты, демонстрирующие явление поверхностного
натяжения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».