Хочу все знать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14»
(МБОУ «Белоярская СОШ №14»)

Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ «Белоярская СОШ № 14»
Протокол № 7 от 30.08.2023

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Белоярская СОШ №14»
___________ Е.В. Кокоулина
приказ от 01.09.2023 г № 185-од

Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической
направленностей по биологии с использованием оборудования центра
«Точка роста»

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Хочу всё знать»
(естественнонаучная направленность)

Возраст детей: 8-12 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Посохова-Петрова М.А.
учитель химии, биологии

п. Гагарский
2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Удивительное рядом» разработана с учетом:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29
декабря 2012 года;
• Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726);
• Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
• Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года.
Постановление правительства Свердловской области № 900-ПП от 07.12.2017;
• Федерального проекта «Успех каждого ребенка» - приложение к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7
декабря 2018 г. № 3;
• Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
• СанПина 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
(утверждён постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28);
• Приказ от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области»;
• Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (Москва, от 18 ноября 2015 г.
N 09-3242);
• Положения о дополнительной общеразвивающей программе МБОУ «Белоярская
СОШ № 14»;
• Устава МБОУ «Белоярская СОШ № 14».
Дополнительная общеобразовательная программа «Удивительное рядом» имеет
естественнонаучную направленность.
Программа может быть реализована с использованием электронного обучения и
дистанционных технологий.
Актуальность
Ребенок с рождения знакомится с различными веществами и химическими
явлениями и он должен уметь обращаться с ними. При изучении химии ознакомятся с
составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому узнают, каким образом эти вещества
влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека,
что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.
Педагогическая целесообразность
Рабочая программа дополнительного образования «Хочу все знать» разработана
для учащихся 3 класса, то есть для детей такого возраста (8-10 лет), когда интерес к
окружающему миру особенно велик, а специальных знаний и умений еще не хватает.

В качестве ведущей методики при реализации программы используется
технология проблемного обучения. Это способствует созданию положительной
мотивации и интереса к изучению предмета, активизирует обучение. Совместное решение
проблемы развивает коммуникабельность, умение работать в коллективе, решать
нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и
общие знания, умения и навыки.
На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического
обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и
самостоятельное открытие знаний. На занятиях введения новых знаний постановка
проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода
из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной
ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют
проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.
Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся в возрасте 8-12 лет.
Наполняемость группы 8-10 человек.
Срок освоения программы: 1 год, 36 недель, 1 час в неделю.
Уровень программы: стартовый.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
• Групповая
• Индивидуальная
• Индивидуально-групповая
Цель курса – развивать личность ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии,
удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского
подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике.
Задачи:
•

образовательные:

· сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом,
химический элемент;
· познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по
составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и
химическими реакциями;
· сформировать практические умения и навыки, например умение разделять смеси,
используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и
объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые
учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты,
соблюдать правила техники безопасности;
· расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в
природе и жизни человека;

· показать связь химии с другими науками:
•

развивающие:

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в
соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные
умения; навыки самостоятельной работы; расширить кругозор учащихся с привлечением
дополнительных источников информации; развивать умение анализировать информацию,
выделять главное, интересное.
•

воспитательные:

- способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным
богатствам, в частности к водным ресурсам; поощрять умение слушать товарищей,
развивать интерес к познанию; воспитание экологической культуры.
С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого
материала основными методами обучения выбраны:
● химический эксперимент и метод наблюдения;
● показы учебных фильмов по химии, презентации.
● беседы с информаторами
Учебный план
№
п/п

Количество часов
Наименование раздела

Всего

Теория

Практика

1. Введение

3

2

1

2. Домашняя аптечка

4

3

1

3. Опыты для малышей

7

-

7

4. «Мыльная» химия

6

3

3

15

5

10

1

1

-

36

14

22

5

Чудеса на кухне

6 Итоговое занятие
Всего:

Формы
аттестации /
контроля
Отчет
по
лабораторной
работе
Защита минипроектов
Отчет о
проведенном
опыте
Изготовление
мыла
Отчет о
проведенном
опыте
Обобщающая
викторина

Основное содержание программы.
Введение (3 часа). Химия – наука о веществах. Правила техники безопасности при
работе с химическими веществами.
Пр.р.№1 “Знакомство с лабораторным оборудованием ”.
Т-2. Домашняя аптечка (4ч).
Препараты домашней аптечки. Растенияиндикаторы. Растения-рудознатцы.
Т-3. Опыты для малышей (7ч).
Сахарная змея. Змеи из лекарств. Реакции
окрашивания пламени. Понятие о симпатических чернилах. Понятие об индикаторах.
Состав акварельных красок.
Пр.р.№2 «Изготовление фараоновых змей».
Пр.р.№3 "Разноцветный фейерверк».
Пр.р.№4 "Химические водоросли".
Пр.р.№5 «Невидимые чернила».
Пр.р.№6 «Изменение окраски индикаторов в различных средах».
Пр.р. №7 «Изготовление акварельных красок».
Т-4. «Мыльная» химия (6ч). Мыло. Зубная паста. Понятие о мыльных пузырях.
Пр.р.№8 «Мыльные опыты».
Т-5. Чудеса на кухне (15ч). Поваренная соль, история, значение. Кристаллизация
Кислоты на кухне. Пищевая сода.
Пр.р.№9 «Выращиваем кристаллы».
Пр.р.№10«Изготовление поделок из солёного теста»
Пр.р.№11 «Роспись поделок из солёного теста»
Пр.р.№12«Вулкан»
Пр.р.№13 «Сила мысли»

Тематическое планирование
№
п/п

1

Тема
Т-1. Введение (3ч)
Химия наука о веществах

Содержание

Видеофильм и загадки о химии

Формы
аттестации
/ контроля
Фронтальны
й опрос
учащихся
Фронтальны
й,
индивидуаль
ный опрос
учащихся
Отчет по
практическо
й работе

2

Правила техники
безопасности при работе с
химическими веществами

3

Пр.р.№1 “Знакомство с
лабораторным оборудованием
”
Т-2. Домашняя аптечка (4ч)
Препараты домашней аптечки. Аптечный йод и его свойства. Фронтальны
Почему йод надо держать в й опрос
плотно закупоренной склянке.
учащихся

4-5

«Зелёнка»
или
раствор
бриллиантового
зелёного.
Необычные свойства обычной
зелёнки.
Аспирин или ацетилсалициловая
кислота и его свойства. Перекись
водорода. Свойства перекиси
водорода.
Перманганат
калия,
марганцовокислый калий, он же –
«марганцовка».
Необычные
свойства марганцовки. Какую
опасность может представлять
марганцовка.
Нужна ли в домашней аптечке
борная кислота. Нашатырный
спирт.
Старые лекарства, как с ними
поступить.
6

Растения-индикаторы,
растения-рудознатцы.

Что из себя представляют
растения-индикаторы и растениярудознатцы? С помощью этих
растений
возможно
найти
подземные сокровища

Фронтальны
й,
индивидуаль
ный опрос
учащихся

7

Итоговое занятие по теме
«Домашняя аптечка»
Т-3. Опыты для малышей
(7ч)

Фронтальны
й опрос
учащихся
Отчет по
практическо
й работе
Фронтальны
й опрос
учащихся
Отчет по
практическо
й работе
Отчет по
практическо
й работе
Отчет по
практическо
й работе
Отчет по
практическо
й работе

8

Сахарная змея. Змеи из
лекарств.

Пр.р.№2
«Изготовление
фараоновых змей».

9

Реакции окрашивания
пламени. Техника проведения
опытов.
Водоросли в колбе.

Пр.р.№3
фейерверк".

"Разноцветный

Пр.р.№4
водоросли"

"Химические

11

Понятие о симпатических
чернилах

Пр.р.№5 «Невидимые чернила»

12

Понятие об индикаторах.

Индикаторы.
Фенолфталеин.
Лакмус. Метилоранж. Изменение
цвета в различных средах.
Пр.р.№6 «Изменение окраски
индикаторов
в
различных
средах».

13

Состав акварельных красок

14

Итоговое занятие по теме
«Опыты для малышей»

Состав
акварельных
красок. Отчет по
Правила обращения с ними. Пр.р. практическо
№7 «Изготовление акварельных й работе
красок»
Фронтальны
й опрос
учащихся

10

15

Т-4. «Мыльная» химия (6ч)
Мыло

16

Зубная паста

17

Понятие о мыльных пузырях

1819

Пр.р.№8 «Мыльные опыты»

Видеофильм: История мыла, Фронтальны
виды. Отличие хозяйственного й опрос
мыла от туалетного.
учащихся
Щелочной
характер
хозяйственного мыла. Что такое
«жидкое мыло».
Виды и свойства зубной пасты. Фронтальны
Зубной порошок. Зачем надо й опрос
чистить зубы.
учащихся
История
мыльных
пузырей. Фронтальны
Физика мыльных пузырей.
й опрос
учащихся
Отчет по
практическо
й работе

Итоговое занятие по теме
«Мыльная» химия»

20

Отчет по
практическо
й работе

2122

Т-5. Чудеса на кухне (15ч)
Поваренная соль, история,
значение.

23

Кристаллизация

2425

Пр.р.№9 «Выращиваем
кристаллы»

2627

Пр.р.№10 «Изготовление
поделок из солёного теста»

28

Пр.р.№11 «Роспись поделок
из солёного теста»

29

Кислоты на кухне

30

Пищевая сода

3132

Пр.р.№12 «Вулкан»

33

Пр.р.№13 «Сила мысли»

34

Итоговое занятие

Чтение сказки про соль, пословиц Фронтальны
и поговорок. Применение хлорида й опрос
натрия
в
хозяйственной учащихся
деятельности человека. Когда
соль – яд
Что представляет собой процесс Фронтальны
кристаллизации. Какие бывают й опрос
кристаллы.
учащихся
Отчет по
практическо
й работе
Отчет по
практическо
й работе
Отчет по
практическо
й работе
Знакомство
с
лимонной
и Фронтальны
уксусной кислотой. Испытание й опрос
индикатором
кислой
среды. учащихся
Применение. ТБ в обращении с
уксусом.
Пищевая сода. Чем полезна Фронтальны
пищевая сода и может ли она й опрос
быть опасной.
учащихся
Отчет по
практическо
й работе
Отчет по
практическо
й работе
Что мы узнали о химии?
Фронтальны
й опрос
учащихся

Календарный учебный график

Срок

Учебный

реализации
программы

период

2022- 2023

с 15.09.22

уч. год

по 31.05.23

Режим занятий

Объем
программы
(час.)

Кол-во групп

По расписанию

36 (1 час в
неделю)

2

Результаты освоения программы
Личностными результатами являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы,
которые ставит личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир,
возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций,
решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам
материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои
интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной
будущей профессии.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие
безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и
окружающих.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и,
прежде всего, продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;
- воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметными результатами занятий в кружке «Хочу всё знать» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану,
использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература,
физические приборы, компьютер.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»),
определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо
сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Использовать
различные
виды
чтения
ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

(изучающее,

просмотровое,

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как
инструмент для достижения своих целей.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и
прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- проектирование и проведение наблюдения природных явлений с
использованием необходимых измерительных приборов;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль .
Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Средством
формирования коммуникативных УУД служит соблюдение
технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация
работы в малых группах.
Предметными результатами являются следующие умения:
Формирование основ научного мировоззрения и химического мышления:
- различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;
- понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трёх состояниях
вещества.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни .
Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений
и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Познавательная деятельность:

−
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, эксперимент;
−
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов
и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:

−
владение монологической и диалогической речью, развитие способности
понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
Рефлексивная деятельность:

−
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением
предвидеть возможные результаты своих действий;
−
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование,
определение оптимального соотношения цели и средств.

Список литературы
1. Физика, химия, 5-6 класс, Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С., 2011.
2. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова.
«ДРОФА», М., 2002
2. Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 2005
3. Чудеса на выбор или химические опыты для новичков. О. Ольгин. М.: Дет. лит., 2012
4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
5. Юный химик или занимательные опыты с веществами вокруг нас. Издательство
«Крисмас», 2006 Н.В.Груздева, В.Н.Лаврова, А.Г.Муравьёв
6. В. В. Буслаков, А. В. Пынеев. Реализация образовательных программ
естественнонаучной и технологической направленностей по химии с использованием
оборудования центра «Точка роста». Методическое пособие - Москва, 2021
Интернет-ресурсы
http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.
http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ
и явлений.
http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html

Приложение
Структура отчета по лабораторной работе
Какая должна быть информация в отчете о лабораторной работе:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

данные о работе (тема, дисциплина), ФИО автора и преподавателя;
цели и задачи;
объект и предмет исследования;
условные обозначения и термины;
теоретические вводные данные;
наличие технического оснащения;
выбранные методы проведения эксперимента;
полученные в процессе исследования результаты;
анализ результатов эксперимента;
заключение и выводы.

Изготовление мыла своими руками
Далее, мы обсудили, что сейчас мыло делают жидким и твердым кусковым.
Каждый из этих вариантов имеет свое преимущество. Жидкое обеспечивает более
качественную гигиену, поскольку каждый раз не контактирует с кожей человека и
микробами на руках. В то же время твердое кусковое мыло может быть создано по
индивидуальному рецепту своими руками и стать отличным подарком близким и друзьям.
В качестве основы для изготовления мыла своими руками мы использовали
обычное детское мыло без добавок и ароматизаторов. Также нам понадобились:
1 ст.л. растительного масла;
10 капель эфирного масла;
Пищевой краситель (у нас порошковый для яиц);
Детские формочки для песочницы;
Терка, водяная баня и 0,25 ст. теплой воды.
Детское мыло трем на терке, добавляем четверть стакана воды и на водяной бане
растворяем мыло до жидкого состояния. Следует отметить, что кусковое мыло достаточно
тугоплавкое и если есть возможность, то лучше его плавить в микроволновке. В жидкую
смесь добавляем растительное масло, эфирное масло и краситель. С красителем важно не
переборщить, иначе пена в готовом мыле будет цветная. Все хорошо перемешиваем и
выкладываем в формочки. Оставляем охлаждать, после чего вынимаем из формочки,
немного сжимая её края.
Мыло своими руками
В результате у нас получилась цветное ароматное мыло собственного
производства!
С жидким мылом мы провели опыты, демонстрирующие явление поверхностного
натяжения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».