Юнармия (школьный юнармейский отряд)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа №14»
(МБОУ «Белоярская СОШ № 14»)
Принята на заседании
педагогического совета
МБОУ «Белоярская СОШ №14»
протокол № 7 от 30.08.2023 г.

Утверждаю
Директор МБОУ «Белоярская СОШ №14»
__________ Кокоулина Е.В.
приказ от 01.09.2023 г. № 185-од

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Юнармия»
(школьный юнармейский отряд)
(социально-гуманитарная направленность)
Возраст учащихся: 11 - 17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Немакин Н.В.,
педагог дополнительного образования

п. Гагарский
2023 год

I. Комплекс основных характеристик
1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
«Юнармия» разработана с учётом:

общеразвивающая

программа

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федерального закона от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных)
услуг в социальной сфере»;
- приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха оздоровления детей и молодежи»;
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03. 2022
года № 678-р;
- методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), направленными
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №
09-3242;
- Письмом Министерство просвещения Российской Федерации от 31 января
2022 г. N ДГ-245/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»;
- Протокола заседания коллегии Министерства обороны Российской Федерации
от 27 октября 2017 г. № 22.
- Решения Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской
Федерации к военной службе и военно-патриотическому воспитанию.
- Устава всероссийского детско-юношеского военно-патриотического
общественного объединения «Юнармия», утвержденный учредительным собранием
28.05.2016 г.
- Положения о юнармейском отряде, утвержденном протоколом Главного штаба
ВВПОД «Юнармия» от 26.01.2017 г № 4
Направленность программы
Программа «Юнармия» имеет социально-гуманитарную направленность,
соответствует начальному уровню и носит развивающий характер.
Актуальность программы.
Воспитание патриотизма - любви к Родине - это одна из важнейших задач нашего
общества. Любящий Родину должен любить ее не абстрактно, а прикладывая все

возможные силы на ее благо. Любящий Родину должен понимать значение слова
«Родина», ясно представлять себе все составляющие этого понятия.
В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению
стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности
страны приоритетным направлением воспитательной работы с детьми сегодня
становится патриотическое воспитание, которое направлено на формирование
государственно-патриотического сознания юных граждан России как важнейшей
ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Детский
возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания,
так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и
жизненных идеалов.
Патриотическое воспитание детей в системе образования осуществляется по
нескольким направлениям: спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое,
трудовое, экологическое и включает различные мероприятия, направленные на
укрепление здоровья детей; развитие трудовых, физических навыков,
психологической устойчивости в нестандартных условиях; комплексную
заблаговременную подготовку к службе в Вооруженных Силах Российской
Федерации. Для эффективного решения проблем патриотического воспитания
необходим именно комплексный подход, предполагающий вовлечение
обучающихся, а особенно юнармейцев, в непрерывный образовательный процесс,
создание соответствующей среды, обеспечивающей дальнейшее развитие
патриотизма и гражданственности как духовной составляющей личности. Это
свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение
всего комплекса проблем воспитания программными методами, в том числе в
условиях школьного лагеря, и об актуальности данного направления деятельности.
Актуальность программы заключается еще и в том, что деятельность созданного
в 2016 году движения «ЮНАРМИЯ» в настоящее время имеет острую необходимость
в методических разработках по всем основным направлениям деятельности движения
«ЮНАРМИЯ» и наполнении их новыми идеями, формами и методами работы в целях
дальнейшего развития движения.
Программа школьного юнармейского отряда «Юнармия» (далее – Программа)
является частью единой комплексной образовательно-оздоровительной системы,
реализуемой совместно органами военного управления,21 командованием воинских
частей, органами власти, осуществляющими управление в области образования и
молодежной
политики,
образовательными
организациями,
движением
«ЮНАРМИЯ». Данная образовательно-оздоровительная система способствует
оздоровлению детей, развитию морально-волевых качеств личности, расширяет
кругозор ребенка, дает возможность ощутить гордость за страну и ее Вооруженные
Силы, почувствовать, свою сопричастность к жизни общества и государства, через
участие в массовом всероссийском движении «ЮНАРМИЯ».

Отличительные особенности программы:
Программа предусматривает сочетание тренировочных занятий, различных
игровых, развлекательных и познавательных программ, в содержание которых
включаются упражнения из разных видов спорта и знания из различных областей
наук. Особое место отведено циклу мероприятий, посвященных формированию у
детей основы для их подготовки к достойному служению Отечеству на гражданском
или военном поприще, выработки потребности у ребенка в здоровом образе жизни.
Основная деятельность отряда «Юнармия» направлена на развитие личности
ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное
общение со сверстниками.
Погружая ребенка в атмосферу юнармейского лагеря, мы даем ему возможность
открыть в себе положительные качества личности, попробовать себя в роли
военнослужащего, ощутить дух коллективизма, взаимопомощи, чувство социальной
ответственности; осознать себя личностью, повысить самооценку за счет
приобретения новых знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций.
Срок освоения программы - 1 год, рассчитана на 432 часа.
Адресат программы. Программа рассчитана для обучающихся 11-17 лет. Состав
группы –разновозрастной, постоянный, не менее 7 и не более 15 человек.
Форма обучения – очная.
Режим и периодичность занятий: занятия проводятся четыре раза в неделю
по три часа с перерывом между занятиями не менее 10 минут. Продолжительность
занятий 40 минут.
Форма занятий. Образовательная деятельность организована в форме
групповых, фронтальных и индивидуальных занятий.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Основная цель программы – совершенствование гражданского и патриотического
воспитания детей подростков и повышение престижа службы в Российских
Вооруженных Силах.
Задачи:
- образовательные
1. Обучение молодежи основам службы в Вооруженных Силах РФ.
2. Формирование у ребят морально-психологических качеств, уважительного
отношения к Вооружённым Силам Российской Федерации и военной
профессии. Военно-профессиональная ориентация юношей на выбор
профессии офицера;
- развивающие
1. Развитие деловых качеств: самостоятельности, ответственности, активности,
дисциплинированности.

2. Формирование потребностей в самопознании, самореализации.
3. Расширение кругозора современных детей и подростков, развитие их
интеллектуальных, творческих способностей, коммуникативной культуры;
- воспитательные.
1. Воспитание патриотических чувств, привитие любви к своей Родине, её
культуре и истории, гордости за героическое прошлое;
2. Воспитание качеств коллективизма, товарищества,
взаимопомощи. Формирование гражданственности, патриотизма.
3. Воспитание учащихся в духе любви и преданности Отечеству, краю, городу,
дому.
4. Воспитание социальной активности; гражданской позиции; культур общения
и поведения в социуме; навыков здорового образа
5. жизни.
6. Пропаганда здорового образа жизни.
7. Популяризация физической культуры и спорта среди молодёжи, приобщение
её к систематическим занятиям физической культуры и спорту.
Методы обучения
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы
обучения. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации,
практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления
собственных открытий, экскурсии на выставки, демонстрация видеоматериалов.
Каждое занятие включает теоретическую и практическую части. Практическая
часть является логическим продолжением и закреплением теоретического
объяснения. Практическая работа – основная форма, используемая на занятии, в ходе
которой происходит закрепление знаний и умений.
1.4.Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности
жизнедеятельности;
- формирование быстроты реакции и логики поведения в ситуации;
- воспитание общечеловеческих ценностей (нравственности, милосердия,
толерантности, доброты, товарищества и т.д.); ориентация в мире общечеловеческих
ценностей;
- воспитание желания строить отношения с людьми, непохожими на тебя, работать в
команде;
- развитие силы воли, координации движения, зрительной, слуховой, мышечной
памяти, меткости;

- воспитание ответственного отношения к выполнению полученного задания
(индивидуального и коллективного), упорства в достижении поставленной цели,
развитие самодисциплины;
- воспитание отрицательного отношения к асоциальному поведению;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Метапредметные УУД:
- формирование умений выполнять разные социальные роли во время и при
ликвидации последствий, чрезвычайных ситуаций;
- формирование навыков информационного поиска для выполнения учебных заданий,
умений воспринимать, перерабатывать информацию, моделировать индивидуальный
подход к обеспечению личной безопасности;
- планирование общих способов работы;
- овладение навыками самооценки деятельности и взаимного контроля.
Предметные УУД:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях разного характера; об оказании
первой помощи пострадавшим; о здоровом образе жизни; о безопасном поведении на
дороге;
- истории Отечества; о средствах индивидуальной защиты населения; о способах
использования пневматического оружия и ручных гранат; о значении дисциплины
для достижения максимального результата обучения; о значении строевой
подготовки и технике ее исполнения;
- o умение предвидеть возникновение опасной ситуации и применять полученные
теоретические знания на практике в случае её возникновения;
- формирование установки на здоровый образ жизни и служению своему Отечеству.
3. Содержание общеразвивающей программы:
Учебный план

Практика

Теория

Количество часов

всего

№ Название раздела, темы
п/п

1

Общественно-государственная
подготовка

20

6

14

2

Тактическая подготовка

24

8

16

3

Стрелковая подготовка

50

8

42

4

Военная топография

40

8

32

5

Туристская подготовка

40

16

24

Формы
аттестации/
контроля

Мониторинг
стартовый
Анализ
выполненной
работы.
Поход
выходного дня /

двухдневный
поход
6

Военно-медицинская подготовка

7

Общевоинские уставы

8

Строевая подготовка

9

Физическая подготовка

10

Вариативный компонент

Всего:

24

8

16

Внутренние
соревнования

16

4

12

Минивыставка

50

12

38

Смотр строя и
песни

48

4

44

Сдача
нормативов
Участие в
слетах, квестах
и
соревнованиях

120

8

112

432

82

350

Содержание программы.
Раздел 1. Общественно-государственная подготовка. (20 часов)
Российское государство. История Российского государства. Государственные
символы Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации, их
история, структура, состав, предназначение. Боевые традиции Российской Армии и
Военно-Морского Флота. Военная присяга. Боевое Знамя воинской части. Музей
Боевой славы. Боевой путь воинской части. Экскурсия к памятнику «Морякам России
посвящается…».
Раздел 2. Тактическая подготовка. (24 часа)
Вооружение и боевая техника Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ознакомление с вооружением и боевой техникой воинской части, их назначение и
основные характеристики. Викторина. «Арсенал Отечества» (на знание современного
вооружения и военной техники Российской Армии). Действия солдата в бою.
Способы передвижения солдата в бою. Выбор и занятие огневой позиции в обороне
и наступлении. Разведка. Цель разведки. Способы ведения разведки. Наблюдатель и
его обязанности. Военизированная эстафета «Вперед, Юнармейцы». Радиационная,
химическая и биологическая защита. Средства индивидуальной защиты и
пользование ими. Правило пользования респиратором и противогазом.
Общевойсковой защитный комплект. Надевание, снимание, укладка и переноска
защитного комплекта.
Раздел 3. Стрелковая подготовка. (50 часов)
Требования безопасности при стрельбе из пневматической винтовки. Автомат,
пистолет, ручные гранаты. История создания, назначение, боевые свойства и

устройство автомата и пистолета, порядок их разборка и сборка. Викторина «Оружие
Победы». Назначение, общее устройство и классификация ручных гранат.
Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия. Порядок прицеливания и
производства выстрела. Выполнение упражнений контрольных стрельб.
Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки «Меткий стрелок».
Раздел 4. Военная топография. (40 часов)
Ориентирование на местности без карты. Сущности ориентирования, способы и
порядок ориентирования на местности, определение направлений на стороны
горизонта по компасу, признакам местных предметов. Определение своего
местоположения относительно окружающих предметов. Понятие азимута, способы
его определения. Способы выживания в природной среде. Проверка туристических
навыков. Общие сведения о топографических картах. Топографические карты, их
назначение и краткая характеристика. Чтение карты.
Раздел 5. Туристская подготовка. (40 часов)
Начальная туристическая подготовка. Виды туризма. Личное и групповое
снаряжение. Питание в походе. Безопасность в походе. Укладка рюкзака. Бивак. Виды
бивачных работ. Костер: правила разведения. Виды костров. Установка палатки.
Основы выживания в условиях дикой природы. Поход выходного дня/ двухдневный
поход.
Раздел 6. Военно-медицинская подготовка. (24 часа)
Понятие о первой доврачебной помощи. Простейшие приемы оказания первой
доврачебной помощи. Повязки и перевязочные материалы. Способы
транспортировки пострадавших.
Раздел 7. Общевоинские уставы. (16 часов)
Требования безопасности при проведении школьного лагеря. Военнослужащие
Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих.
Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие и младшие.
Воинские звания. Воинское приветствие. Воинская вежливость и поведение
военнослужащих. Размещение военнослужащих. Внутренний порядок в
подразделении. Содержание помещений. Распределение времени и повседневный
порядок. Распорядок дня.
Раздел 8. Строевая подготовка. (50 часов)
Строевые приемы и движение без оружия. Обязанности военнослужащих перед
построением и встрою. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно»,
«Вольно», «Заправиться». Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты
в движении. Смотр строя и песни «Статен в строю – силен в бою».
Раздел 9. Физическая подготовка. (48 часов)
Гимнастика и атлетическая подготовка. Разучивание упражнений: 1-й и 2 –й
комплекс вольных упражнений. Сдача нормативов ВФСК ГТО.
Раздел 10. Вариативный компонент. (120 часов)
Изучение особенностей видов и родов войск Вооруженных Сил Российской
Федерации.

В практической работе по реализации программы можно использовать следующие
формы деятельности:
• Викторины «Ратные страницы истории Отечества», «Оружие Победы»,
«Арсенал Отечества» (на знание современного вооружения и военной техники
Российской Армии), «От солдата до маршала» (на знание воинских званий).
• Конкурс проектов: «Моя семья в судьбе страны».
• Уроки творчества (сочинение писем военнослужащим, рисование рисунков,
плакатов, выступление с агитбригадами, изготовление макетов оружия и
военной техники, диорам)
• Кинолектории «От героев былых времен…», «Есть такая профессия…»
• Конкурс чтецов, посвященный дню рождения А.С.Пушкина (стихотворения о
героических страницах Российской истории) «Во славу Руси ратной…».
• Комплексный конкурс «А ну-ка парни».
• Соревнования, состязания (по военно-прикладным дисциплинам и стрельбе из
пневматического оружия).
• Военизированная эстафета «Вперед, Юнармейцы».
• Тактическая игра на местности «Дорога победителей».
• Диалог с Героем (встречи с военнослужащими, ветеранами).
• Участие в акции «Свеча памяти», посвященной «Дню памяти и скорби».
• Туристский поход с проверкой навыков выживания в природной среде.
• Экологические десанты «Зеленый дозор».
• Кроссворды.
• Экскурсии: в воинскую часть, краеведческий музей (при наличии в месте
проведения лагеря).
• Квесты.
4. Планируемые результаты
Личностные:
−ответственность за принятые решения, самовоспитание и самореализация умений и
навыков;
−умение работать в группе, выполнять общие задачи, быть терпимыми к чужому
мнению, позиции, проявляют доброжелательные отношения друг другу, умеют
слушать и слышать другого, проявляют такт и уважение к окружающим.
Метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
−формирование целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и
задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять
выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать
свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение;
−формирование способности к проектированию. коммуникативные универсальные
учебные действия:

− формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой
работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов
общения и сотрудничества;
− практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;
действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели
коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации
партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
− развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых
средств регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции
собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
познавательные универсальные учебные действия:
− практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской
деятельности;
− развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
− практическое освоение методов познания, используемых в различных областях
знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного
аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию
общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра
логических действий и операций.
Предметные:
В результате обучающиеся должны знать:
−название страны, региона, где живет учащийся, родного города;
−символику страны, области, города, школы;
−государственные праздники и Дни воинской Славы ВС РФ;
−имена великих полководцев и названия Городов-героев;
−ордена и медали, знаки доблести и отличия ВС РФ;
−основы оказания первой медицинской помощи;
−средства индивидуальной защиты и область их применения;
−основы автономного существования человека;
−правила безопасного обращения со стрелковым оружием;
−сигналы гражданской обороны и порядок действия по ним должны уметь:
−описывать изученные события истории Отечества;
−оценивать поступки других с позиции добра и зла; −уважительно относиться к
своему дому, семье, истории русского народа;
−правильно использовать средства индивидуальной защиты;
−оказывать первую медицинскую помощь;
−выполнять команды управления строем;

−использовать навыки стрельбы из стрелкового оружия; −поступать сообразно
полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
1. Календарный учебный график

1
2
3

4

Дата

Общественно
– Раздел
государственная
подготовка (20 часов)

№
п/п

6
7
8
9

10

Тактическая подготовка (24 часа)

5

13
14

15
16

Военная
топографи
я
(40 часов)

12

Стрелковая подготовка
(50 часов)

11

Форма
занятий

Количество
часов

Тема занятия

Форма
контроля

Теория /
практика
Теория /
практика
Теория /
практика

4

Входной
мониторинг
Анализ
выполненно
й работы.

практика

8

Теория /
практика

4

практика

4

Теория /
практика
Теория /
практика
практика

4

Юнармия. Введение.
Российское государство.
История
Российского
государства.
Государственные
символы
Российской
Федерации
Экскурсия к памятнику
«Морякам
России
посвящается…».
Ознакомление
с
вооружением и боевой
техникой воинской части,
их назначение и основные
характеристики.
Викторина.
«Арсенал
Отечества»
Действия солдата в бою.

4

Разведка.

4

Теория/
практика

4

Теория /
практика

12

Теория /
практика
практика

4

практика

28

Теория /
практика

8

Средства индивидуальной
защиты и пользование
ими
Военизированная
эстафета
«Вперед,
Юнармейцы»
Требования безопасности
при
стрельбе
из
пневматической
винтовки.
Автомат,
пистолет,
ручные гранаты.
Викторина
«Оружие
Победы».
Соревнования по стрельбе
из
пневматической
винтовки
«Меткий
стрелок»
Ориентирование
на
местности
Определение
своего
местоположения
относительно

4
4

6

8

Итоги
военизирова
нной
эстафеты
«Вперед,
Юнармейцы
»

Итоги
соревновани
й
по
стрельбе из
пневматичес
кой
винтовки

Поход
выходного
дня
/
двухдневны

8

18

Теория /
практика

16
2

19

Теория /
практика

2

Теория /
практика
Теория /
практика
Теория /
практика

2

Теория /
практика

2

Теория /
практика
Теория /
практика
Практика

28

Теория /
практика
Теория /
практика

10

Теория /
практика

4

Теория /
практика
Теория /
практика
Практика

4

Практика

8

Теория /
практика

10

Теория /
практика

20

20
21
22

23

24

Туристическая подготовка (40 часов)

17

26

27
28

Военно – медицинская
подготовка (24 часа)

25

31
32
33

34

35

Строевая подготовка (50 часов)
Физическая подготовка (48 часов)
Вариативный компонент
(120 часов)

30

Общевоинские
уставы (16 часов)

29

2
2

4
6

4

8
2

окружающих предметов. й поход
Понятие Азимут
анализ
Топографические карты,
их
назначение
и
характеристика
Чтение карты
Начальная туристическая
подготовка.
Виды
туризма.
Личное
и
групповое
снаряжение. Питание в
походе.
Безопасность в походе.
Укладка рюкзака. Бивак.
Виды бивачных работ.
Костер:
правила
разведения.
Виды
костров.
Установка
палатки.
Основы выживания в
условиях дикой природы.
Поход выходного дня/
двухдневный поход.
Понятие
о
первой
доврачебной помощи.
Простейшие
приемы
оказания
первой
доврачебной помощи.
Повязки и перевязочные
материалы.
Способы
транспортировки
пострадавших.
Военнослужащие
Вооруженных
Сил
и
взаимоотношения между
ними.
Воинские звания.

-

Внутренние
соревновани
я

Отзыв
об
экскурсии в
воинскую
часть

Экскурсия в воинскую
часть
Строевые
приемы
и Смотр строя
движение без оружия.
и песни
Обязанности
военнослужащих
перед
построением и встрою
Выполнение
команд:
«Становись», «Равняйсь»,
«Смирно»,
«Вольно»,
«Заправиться». Повороты
на месте.
Движение
строевым
шагом.
Повороты
в
движении.

36

Теория /
практика

10

Смотр строя и песни
«Статен в строю – силен в
бою».

37

Теория /
практика

24

Гимнастика
и Сдача
атлетическая подготовка. нормативов

38

Теория /
практика

12

39

Теория /
практика
Теория /
практика

12

Разучивание упражнений:
1-й и 2 –й комплекс
вольных упражнений.
Сдача нормативов ВФСК
ГТО.
Изучение особенностей
Итоговый
видов и родов войск
мониторинг
Вооруженных Сил
Российской Федерации.

40

120

Условия реализации общеразвивающей программы
• В процессе совместной заинтересованности в общем деле происходит:
воспитание ответственности, сопричастности к общим юнармейским делам;
формирование социальной и гражданской активности и ответственности;
комплексное сочетание различных видов деятельности; обеспечение
дисциплины и порядка, как условия защищённости каждого ребёнка.
выстраивание между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и
доверия (взрослый – друг, товарищ, наставник);
• вовлечение в дела и мероприятия всех детей
Формы аттестации
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе коллектива.
Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения
теоретических знаний и практической деятельности обучающихся, то наиболее
подходящей формой оценки является итоговое практическое задание: военно –
полевые сборы, по итогам которых подводятся результаты и происходит
награждение команд.

Методические материалы
• Интернет-технологии;
• Видео уроки, презентации;
• Тесты для контроля полученных знаний;
• Нормативные документы

Список литературы
1. Анатолий Митяев «Книга будущих командиров», «Подвиг солдата»
2. Сергей Баруздин «Шел по улице солдат»
3. Лев Кассиль «Твои защитники»
4. Анатолий Маркуша «Я – солдат, и ты солдат»
5. Борис Никольский «Как солдат стал солдатом»
6. Андрей Жариков «На земле, в небесах и на море»
7. Сергей Алексеев «О доблести и славе. Рассказы из русской истории». «Рассказы о
полководцах» (отдельная книга и серия)
8. Олег Тихомиров «Великие полководцы»

Фильмы
1. Художественный фильм «Офицеры», режиссер Владимир Рогов, Центральная
киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького, 1971 г.
2. Художественный фильм «Руслан и Людмила» (режиссер Александр Птушко,
киностудия «Мосфильм», 1972 г.
3. Мультипликационный фильм «Князь Владимир» (режиссер Юрий Кулаков,
студия «Солнечный Дом – ДМ», 2006 г.
4. Художественный фильм «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный,
киностудия «Союздетфильм», 1940 г.
5. Художественный фильм «Движение вверх», режиссер Антон Мегердичев,
кинокомпания «ТриТэ», 2017 г.
6. Мультипликационный фильм «Крепость. Щитом и мечом» (режиссер Федор
Дмитриев, Студия «Мельница», 2015 г.
7. Художественный фильм «Бессмертный гарнизон», режиссеры Захар Аграненко и
Эдуард Тиссэ, киностудия «Мосфильм», 1956 г.
8. Документальный фильм «Калашников», режиссер Алексей Артемьев, студия
«Концерн Калашников», 2013 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».