ОРКСЭ 4 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП НОО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14»
(МБОУ «Белоярская СОШ №14»)

Рассмотрено:
На заседании МО
протокол № 1
от « 30 » августа 2023г.

Согласовано:
Заместитель директора по УВР
_______ Посохова-Петрова М. А.
« 31 » августа 2023 г.

Утверждаю:
Директор МБОУ «Белоярская
СОШ № 14»
________ Кокоулина Е. В.
приказ от 01.09.2023 г.
№ 185-од

Рабочая программа
по учебному предмету
«Основы мировых религиозных культур»
комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур народов мира»
для учащихся 4 класса
на 2023 - 2024 учебный год
Составитель:
Самаркина Л.Г.,
учитель начальных классов,
первая квалификационная
категория

п. Гагарский
2023 год

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Планируемые результаты освоения учебного предмета……………

3–7

Содержание учебного предмета …………………………………….. …….7
Поурочно – тематическое планирование ……………………………..

2

7–9

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4
классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:















понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать
свою этническую и национальную принадлежность;
понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества;
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию
или не исповедовать никакой религии;
строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое
мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России,
терпимость к представителям разного вероисповедания;
строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении,
желание при необходимости прийти на помощь;
понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной
культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и
действий, оскорбляющих других людей;
понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ




овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата,
3












вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и
учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;
совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:









ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества –
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого
фактического материала;
признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать
свои суждения, приводить убедительные доказательства;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:



воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
4






использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в
разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях
контролируемого входа);
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках,
с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:







использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных
притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и
оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики,
речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;
создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания,
анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных
учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:











проявлять
самостоятельность,
инициативность,
организованность
в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия,
предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой
деятельности);
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости,
жадности, нечестности, зла;
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:



выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать
замечания к своей работе, объективно их оценивать;
5




владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений:





















выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о
себе, людях, окружающей действительности;
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных
и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;
рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных
религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании
отношений в семье, между людьми;
раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода,
ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной
культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять
«золотое правило нравственности» в религиозных традициях;
соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами,
заповедями в традиционных религиях народов России;
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об
основателях религий;
рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России
(Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях
религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах,
ритуалах, обычаях (1–2 примера);
рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов)
традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах,
общения с верующими;
рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного
религиозного праздника каждой традиции);
раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье
(православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях
6

















в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в
традиционных религиях народов России;
распознавать религиозную символику традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу),
объяснять своими словами её значение в религиозной культуре;
рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов
России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись);
главных особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма,
иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных
текстов, музыки или звуковой среды);
излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в
становлении культуры народов России, российского общества, российской
государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей
местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать
согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного
(приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России;
приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Культура и религия.
Религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира.
Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре.
Религии России.
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
7

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности.
Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и
отношение к ним разных религий.
3. ПОУРОЧНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов: за год - 34; в неделю – 1
№
Тема урока

Элементы содержания

урока
1

Россия – наша Родина

2

Культура и религия

3

Культура и религия

Культура и религия. Священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре.

4

Возникновение религий.
Древнейшие верования
Возникновение религий. Религии
мира и их основатели
Священные книги религий мира.
Веды, Авеста, Трипитака

Религии мира и их основатели. Хранители
предания в религиях мира. Священные
сооружения.

5
6

7

Священные книги религий мира.
Тора, Библия, Коран

8

Хранители предания в религиях
мира
Добро и зло. Понятие греха,
раскаяния и воздаяния.
Добро и зло. Понятие греха,
раскаяния и воздаяния.
Человек в религиозных
традициях мира

9
10
11

12

Священные сооружения

13

Священные сооружения

Духовный мир. Культурные традиции.
Семейные ценности
Культура и религия. Религии мира. Религии
России.

Религии мира и их основатели. Священные
книги религий мира. Нравственные заповеди
в религиях мира.
Религии мира и их основатели. Священные
книги религий мира. Нравственные заповеди
в религиях мира.
Религии мира Хранители предания в религиях
мира.
Религии мира. Человек в религиозных
традициях мира. Религия и мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира.
Религии мира. Человек в религиозных
традициях мира. Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды
Религии мира. Священные сооружения.
Искусство
в
религиозной
культуре.
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
8

16

Искусство в религиозной
культуре
Искусство в религиозной
культуре
Творческие работы ученика

17

Творческие работы ученика

18

История религий в России

19

История религий в России

20

22

Религиозные ритуалы. Обычаи и
обряды
Религиозные ритуалы. Обычаи и
обряды
Паломничества и святыни.

23

Праздники и календари

24

Праздники и календари

25

Религия и мораль. Нравственные
заповеди в религиях мира.

26

Религия и мораль. Нравственные
заповеди в религиях мира.

27

Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь.

28

Семья

29

Долг, свобода, ответственность,
труд.
Любовь и уважение к Отечеству.

14
15

21

30

Религии мира. Культура и религия. Искусство
в религиозной культуре. Религия и мораль.
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Развитие способностей и умений в работе с
мультимедийными средствами

Религии России. Религия и мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира.
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Священные сооружения
Религии мира. Религиозные ритуалы. Обычаи
и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве.

Религии мира. Человек в религиозных
традициях мира. Священные сооружения.
Религии мира. Календари религий мира.
Праздники в религиях мира. Человек в
религиозных традициях мира.
Религии мира. Религия и мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира.
Человек в религиозных традициях мира.

Религии мира. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы
общества и отношение к ним разных религий.
Человек в религиозных традициях мира.
Нравственные заповеди в религиях мира.
Религии мира. Семья, семейные ценности.
Долг, свобода, ответственность, учение и
труд. Человек в религиозных традициях мира.
Нравственные заповеди в религиях мира.
Религии мира. Человек в религиозных
традициях мира. Долг, свобода,
ответственность, учение и труд.
Нравственные заповеди в религиях мира.

9

31
32, 33

34

Подготовка творческих проектов. Религии мира и религии России. Развитие
способностей и умений в работе с
Презентация творческих
мультимедийными средствами.
проектов: выступление учащихся
со своими творческими работами
Резервный урок

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».