Экономика 10 - 11 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП СОО
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Белоярского городского округа
МБОУ "Белоярская СОШ №14"

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______ Слесарева С. В.
протокол № 1
от «30» августа 2023 г

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________________________
Посохова-Петрова М. А.
протокол № 1
от «31» августа 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
______ Кокоулина Е. В.
приказ № 185-од
от «01» сентября 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Экономика»
(базовый уровень)
для обучающихся 10-11 классов

п. Гагарский 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Экономика» составлена в соответствии с:
федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об
утверждении федерального государственного стандарта среднего общего образования», на
основе программы «Экономика», автор Т.Л. Дихтяр (Экономика. Рабочая программа: 10-11
классы: учебно-методическое пособие/ Т.Л.Дихтяр. – М.; Дрофа, 2017.).
Программа ориентирована на учащихся 10-11 классов, изучающих предмет на базовом
уровне.
Изучение экономики на уровне среднего общего образования направлено на достижение
следующей цели:
- воспитание гражданина с экономическим образом мышления, имеющего потребности в
получении экономических знаний, а также интереса к изучению экономических дисциплин,
способности к самореализации.
Задачи изучения предмета «Экономика»:
- сформировать систему знаний об экономической жизни общества;
- сформировать понятие об экономических институтах, морально-этических отношениях
участников хозяйственной деятельности, уважительное отношение к собственности;
- сформировать экономическое мышление, умение принимать рациональные решения в
условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения
для себя и окружающих;
- развить владение навыками поиска актуальной экономической информации с
использованием различных источников, включая сеть Интернет; уметь различать факты,
аргументы и оценочные суждения; анализировать, использовать и преобразовывать
экономическую информацию;
- научиться применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного
исполнения основных экономических ролей: потребителя, производителя, покупателя,
продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика;
- сформировать понимание о месте и роли России в современной мировой экономике, умение
ориентироваться в текущих экономических событиях в России и мире.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Экономика» предметной области «Общественные науки» на уровне
среднего общего образования учебным планом
МБОУ Белоярская СОШ № 14 отводится 68 часов в следующем объеме:
Класс
10

учебных недель
34

11

34

количество
часов в год
34
34

часов в неделю
1
1

Количество часов, отводимых на освоение практической части программы
Виды контроля
Контрольная работа

2

11 класс
2

Итого часов

2

2

-

-

10 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
формирование личных мотивов для получения экономических знаний и навыков, для
выбора будущей профессии с опорой на экономические знания;
формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности
ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и
окружающих;
знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и государственную

-

-

-

-

-

-

-

собственность, знать свои права и обязанности в экономических сферах деятельности.
Метапредметные:
умение работать с различными источниками информации: составлять и анализировать
таблицы, графики, диаграммы, используя текстовую информацию, делать выводы;
регулятивные: умение планировать свою деятельность, ставить задачи, находить
пути их решения, выделять этапы в достижении цели, составлять бюджеты, бизнеспланы;
овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы
познания;
коммуникативные: умение выстраивать деловые отношения, доносить до слушателя свои
предложения, принимать высказывания и суждения других;
умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, участвовать в
дискуссиях, аргументированно излагать свою точку зрения, уметь разрешать конфликты.
Предметные:
формирование представления об экономике как о научной дисциплине и как сфере
деятельности индивидов, семей, фирм и государств;
понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом
развитии общества;
проявление экономического мышления: умение принимать рациональные решения в
условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать
ответственность за их возможные последствия для себя, окружающих и общества в целом;
знание факторов, влияющих на изменение спроса и предложения товара, понимание
сущности закона убывающей предельной полезности;
знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
понимание места и роли России в современной мировой экономике, умение
ориентироваться в современных экономических событиях в России в мире.
В ходе изучения курса ученик научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа;
анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и
процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный
опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

-

ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и
модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Содержание учебного курса «Экономика» для учащихся 10 класса
Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы
Экономика как наука и сфера деятельности человека. Предмет и методы экономической
теории. Производство, распределение, обмен, потребление. Главные вопросы экономики.
Ограниченность ресурсов и рост потребностей. Свободные и экономические блага. Рациональное
поведение потребителя. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.
Факторы производства. Производительнос ть труда.
Экономическая система государства
Понятие экономической системы. Традиционная экономическая система. Рыночная
экономическая система. Централизованная экономическая система. Сущность смешанной
экономики. Прямые и косвенные формы и методы регулирования.
Спрос
Понятие о рынке. Спрос и его содержание. Величина спроса. Кривая зависимости спроса
от цены. Эластичность спроса.
Предложение
Объем предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Рыночное
предложение. Равновесная цена. Последствия введения фиксированных цен. Эластичность
предложения.
Цена и стоимость. Альтернативная стоимость
Понятие цены. Функции цен. Ценовой механизм. Цена продавца и цена покупателя.
Стоимость товара.
Конкуренция. Типы рынков
Понятие конкуренции, ее сущность. Условия для конкуренции. Ценовая конкуренция.
Неценовая конкуренция. Рыночные структуры. М одели современного рынка. Историческая
эволюция рыночных структур. Четыре модели рынка. Несовершенная конкуренция.
Антимонопольная политика.
Доходы и расходы
Доходы. Первичные и вторичные доходы. Доходы домохозяйств. Заработная плата.
Номинальная и реальная заработная плата. Сбережения. Расходы. Закон Энгеля. Постоянные и
переменные расходы. Потребительская корзина. Структура расходов домохозяйств. Страхование
и страховые услуги. Понятие страхования. Стороны договора страхования.
Банки и банковская система
Банки. Формирование банковской системы. Из истории банковского дела. Современные
банки и банковская система. Центральный банк и его функции. Классификация банков и их
кредитная (ссудная) деятельность. Кредиты. Ипотечное кредитование. Принципы кредитования.
Депозиты. Дистанционное банковское обслуживание.
Деньги и финансы
История появления денег. Бумажные деньги и законы их обращения. Функции денег.
Денежное обращение. Денежные агрегаты. Денежный (финансовый) рынок, его структура и
механизм. Инвестиционный капитал. Равновесие на денежно-финансовом рынке. Монетарная
политика государства. Ставка рефинансирования. Понятие и природа электронных денег.

Международный и российский опыт внедрения электронных денег.
Фондовая биржа
Фондовые биржи, их деятельность. История появления фондовых бирж. Современная
фондовая биржа. Основные операции на фондовой бирже. Биржевые индексы. Фондовый рынок
(рынок ценных бумаг). Внебиржевой рынок ценных бумаг. Фондовые инструменты. Участники
фондового рынка.
Рынок труда. Безработица. Профсоюзы
Труд и рынок рабочей силы. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество
рабочей силы как фактор роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка
труда. Безработица: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, скрытая. Профсоюзы и их
роль в защите интересов рабочих.
Фирма – главное звено рыночной экономики
Фирмы и их задачи. Что такое фирма. Предпринимательство. Экономические цели фирм.
Правовые формы предприятий. Мелкие, средние и крупные фирмы. Страхование бизнеса.
Акционерное предприятие. Издержки производства. Постоянные и переменные издержки.
Средние и предельные издержки. Бухгалтерские и экономические издержки. Закон убывающей
отдачи (доходности).

Тематическое планирование
10 класс
№
Тема раздела
п/п
1. Экономика:
наука
хозяйство

2.

Экономическая
государства

3.

Спрос

4.

Предложение

Количество
Характеристика основных видов деятельности учащихся
часов
3
и
- выстраивание
логической
последовательности
экономических
процессов;
- приведение примеров свободных и экономических благ;
- анализ кривой производственных возможностей, описание положения
точек относительно кривой производственных возможностей, раскрывать
их экономический смысл;
- решение задач на альтернативную стоимость;
- расчет производительности труда;
- раскрытие понятия «специализация» и «разделение труда»
2
- раскрытие сущности понятия «экономическая система»;
система
- приведение примеров различных форм собственности;
- объяснение роли государства в рыночной экономике;
- приведение примеров общественных благ;
- определение главных особенностей экономических систем;
- определение преимуществ и недостатков экономических систем;
- определение отличий общественных благ от частных
2
- объяснение значения основных понятий темы;
- определение функций рынка, приведение примеров различных рынков;
- формулирование закона спроса;
- доказательство зависимости спроса от цены;
- анализ графика кривой спроса, объяснение причин сдвига;
- приведение примеров товаров-заменителей и дополняющих товаров
2
- объяснение значения основных понятий темы;
- установление причин рыночного равновесия;
- формулирование закона предложения;
- доказательство зависимости предложения от цены;
- анализ графика кривой предложения, объяснение причин сдвига;
- объяснение причин различной эластичности;
- построение графиков спроса и предложения, решение задач на
нахождение равновесной цены

Вид контроля
Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

5.

Цена
и
стоимость.
Альтернативная
стоимость

2

6.

Конкуренция.
рынков

4

7.

Доходы и расходы

3

8.

Банки
и
система

4

Типы

банковская

Практическая работа
- объяснение значения основных понятий темы;
- раскрытие сути двух концепций формирования цены товара;
- приведение примеров различных видов цен;
- понимание механизма образования равновесной цены;
- решение задач на альтернативную стоимость;
- приведение примеров товаров с высокой добавленной стоимостью
- определение условий для конкуренции;
Контрольная работа №1
- объяснение действий конкурентов при ценовой и неценовой «Экономическая система
конкуренции;
государства и рынок»
- выявление достоинств и недостатков конкуренции;
- сравнение различных типов рыночных структур, нахождение черт
сходства и различия;
- приведение примеров рыночных структур;
- классификация рынков по степени проявления конкуренции;
- объяснение причин появления естественных монополий, приведение
примеров естественных монополий
Практическая работа
- объяснение значения основных понятий темы;
- определение источников дохода, различие вторичных и первичных
доходов;
- приведение примеров доходов домохозяйств;
- нахождение информации о размере МРОТ и прожиточном минимуме в
разных регионах страны, сопоставление;
- анализ диаграмм и таблиц со статистическими данными, выводы на
основе анализа;
- определение видов сбережений, оценивание экономических рисков
Практическая работа
- характеризовать банковскую систему страны;
- сравнение функций Центрального банка и коммерческих банков;
- объяснение значения основных понятий темы;
- просчет рисков по кредитам;
- расчет выплаты по кредиту на основе примеров из реальной жизни;
- нахождение информации об условиях ипотечного кредитования в
различных банках;
- объяснение ответственности поручителя по кредитам;
- называние видов депозитов, оценивание их преимуществ и недостатков

9.

Деньги и финансы

2

10.

Фондовая биржа

3

11.

Рынок
Безработица.
Профсоюзы

труда.

2

- объяснение значения основных понятий темы;
- приведение примеров, характеризующих функции денег;
- называние свойств металлических денег;
- объяснение необходимости появления бумажных и кредитных денег;
- определение роли денег в экономике;
- объяснение действие закона Фишера, приведение примеров влияния
денежной массы на инфляцию;
- называние денежных агрегатов, сравнение степени ликвидности;
- понимание работы денежного рынка;
- выстраивание логической цепочки движения капиталов;
- объяснение влияния ставки рефинансирования на инфляцию;
- анализ графика равновесия на денежном рынке
- объяснение значения основных понятий темы;
- сравнение различных ценных бумаг;
- объяснение действия участников фондового рынка;
- поиск информации о биржевых индексах
- определение особенностей рынка труда;
- определение качества рабочей силы;
- доказательство влияния качества рабочей силы на экономический рост;
- определение уровня безработицы, используя статистические данные;
- приведение примеров различных видов безработицы, в том числе
скрытой;
- раскрытие понятия «рыночная власть профсоюзов»

Практическая работа

Контрольная работа №2
«Финансовая
система
государства»
Практическая работа

12.

Фирма – главное звено
рыночной экономики

3

13.

Обобщающее
повторение

2
ИТОГО

- объяснение значения основных понятий темы;
- определение задач фирмы и предпринимательской деятельности;
- характеризовать основные признаки фирмы, различные виды фирм;
- выявление преимуществ и недостатков различных фирм;
- приведение примеров фирм, различающихся по форме собственности и
по размерам;
- объяснение организации и структуры управления акционерным
обществом;
- сравнение простых и привилегированных акций;
- определение факторных доходов;
- приведение примеров бухгалтерских, экономических, постоянных и
переменных издержек;
- решение задач на вычисление издержек и прибыли фирмы;
- раскрытие сущности неявных издержек, приведение примеров;
- объяснение сущности закона убывающей отдачи, приведение графиков,
аргументов, подтверждающих действие этого закона
- повторение и обобщение основных понятий курса

Практическая работа

34

Содержание учебного курса «Экономика» для учащихся 11 класса
Менеджмент и маркетинг
Менеджмент. Общее понятие о менеджменте. Исторические этапы становления менеджмента. Современные тенденции менеджмента.
Маркетинг. Понятие маркетинга. Из истории маркетинга. Сущность и содержание маркетинга.
Государственные финансы
Государственный бюджет. Функции бюджета. Налоги – главный источник государственного бюджета. Из истории налогообложения.
Экономическая сущность налогов. Виды налогов. Механизм налогообложения.
Государство и экономика
Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Типы государственной собственности. Виды национализации. Формы
участия государства ы экономике в современных условиях. Социалистическая национализация. Капиталистическая (кейнсианская) национализация.
Денационализация (приватизация). Государственное регулирование экономики.
Основные макроэкономические показатели
Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Измерение ВВП и ВНП. Номинальный и реальный ВВП. ВВП и
ВНП на душу населения. Национальный доход (НД). Показатели экономического развития. Темпы роста ВВП. ВВП и инфляция. Социальные

последствия инфляции.
Экономический рост
Факторы экономического роста. Источники (факторы) роста. Инвестиции. Влияние НТП и образования на экономический рост. Экстенсивное и
интенсивное развитие.
Цикличность развития экономики
Циклическое развитие – свойство капиталистической экономической системы. Циклическое развитие как закономерность. Торговые кризисы.
Фазы экономического цикла. Кризисы. Механизм циклического движения и кризис. Решение противоречий в ходе кризиса.
Международная торговля
Международное разделение труда. Валютные курсы. Свободная торговля и протекционизм. ВТО. Россия и ВТО.
Российская Федерация в системе мирового хозяйства
Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Общая характеристика экономики России. Основные макроэкономические
показатели России. Место России в мировой экономике.
Экономические проблемы глобализации
Сущность и содержание глобальных экономических проблем. Неравное потребление. Новые модели потребления.

Тематическое планирование
11 класс
№
Тема раздела
п/п
1. Менеджмент
маркетинг

2.

3.

Количество
Характеристика основных видов деятельности учащихся
часов
4
- объяснение основных понятий темы;
и
- характеризовать различные школы менеджмента;
- сравнение, выявление преимуществ и недостатков различных школ
управления;
- высказывание своего мнения о социальной ответственности бизнеса;
- приведение примеров вертикальных, горизонтальных объединений
фирм, конгломератов;
- определение основных обязанностей менеджеров компании;
- характеризовать управление на социалистическом предприятии,
выделение черт отличий от современного менеджмента на фирме;
- раскрытие роли рекламы в продвижении товара;
- приведение примеров агрессивной рекламы, удачных и неудачных
рекламных кампаний фирм
4
- объяснение основных понятий темы;
Государственные
- объяснение бюджетных принципов, функций бюджета;
финансы
- объяснение причин появления государственного долга и путей его
погашения;
- объяснение экономической сущности налогов;
- приведение примеров бюджетных фондов, выплат из этих фондов;
- характеризовать фискальную политику государства;
- приведение примеров прямых и косвенных налогов, выявление
различий прямых и косвенных налогов;
- понимание механизма получения налоговых льгот, их социальной
направленности
Государство и экономика
3
- объяснение основных понятий темы;
- объяснение причин государственной экспансии в экономику;
- приведение примеров прямых и косвенных форм вмешательства;
- определение экономических функций государства;
- приведение примеров национализации и приватизации;
- приведение примеров государственной собственности

Вид контроля
Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

4.

Основные
макроэкономические
показатели

4

5.

Экономический рост

3

6.

Цикличность
экономики

3

7.

Международная
торговля

5

8.

Россия в системе
мирового хозяйства

3

9.

Экономические
проблемы глобализации

3

10.

Обобщающее
повторение

2

развития

- объяснение основных понятий темы;
- применение методов подсчета ВВП ВНП при решении задач по теме;
- приведение примеров двойного счета;
- различение реального и номинального ВВП;
- определение видов инфляции, объяснение социальных последствий
инфляции;
- анализ таблиц, выводы об уровне экономического развития разных
стран;
- определение секторов экономики
- применение формул для определения экономического роста;
- определение факторов экономического роста;
- приведение примеров интенсивных и экстенсивных факторов
экономического развития
- объяснение основных понятий темы;
- приведение аргументов, подтверждающих цикличность развития
экономики;
- определение последовательности фаз экономического цикла,
характеризовать явления в экономике, связанные с определенной фазой
цикла
- объяснение основных понятий темы;
- анализ статистических данных;
- классификация стран по объему внешней торговли;
- приведение примеров абсолютных и сравнительных преимуществ в
мировой торговле
- характеризовать экономику России;
- определение основных макроэкономических показателей;
- объяснение причин изменения структуры хозяйства;
- анализ основных показателей участия России во внешнеэкономических
связях
- объяснение основных понятий темы;
- приведение примеров неравного потребления;
- показ на географической карте страны с высоким и низким уровнем
потребления;
- определение новых моделей потребления;
- анализ статистических данных
- повторение и обобщение основных понятий курса

Контрольная работа №1
«Основные
макроэкономические
показатели»

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Контрольная работа №2
«Россия в системе
мирового хозяйства».
Практическая работа

ИТОГО

34

Литература
Экономика. Рабочая программа: 10-11 классы: учебно-методическое пособие/ Т.Л.Дихтяр. – М.; Дрофа, 2017.
Хасбулатов Р.И. Экономика: 10-11 классы: базовый и углублённый уровни. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.libertarium.ru/library — библиотека по экономической литературе;
http://www.finansy.ru — информация по социально-экономическому положению и развитию России;
http://www.ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery — галерея экономистов;
http://www.almaz.com/nobel/economics — лауреаты Нобелевской премии по экономике;
http://www.cbr.ru — официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы);
http://www.rbc.ru — РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера);
http://www.budgetrf.ru — мониторинг экономических показателей;
http://www.ereport.ru — обзорная информация по экономике;
http://www.stplan.ru — экономика и управление;
http://www.catback.ru — научные статьи и учебные материалы по экономике.
Используемый учебно-методический комплект:
Учебник:
Хасбулатов Р.И. Экономика: 10-11 классы: базовый и углублённый уровни. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».