Рабочая программа воспитания начального общего образования

ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП НОО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа №14»
(МБОУ «Белоярская СОШ № 14»)

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «Белоярская СОШ № 14»
от « 01 » сентября 2023г, № 185-од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

п. Гагарский

Содержание
Пояснительная записка
Раздел I. Целевой…………………………………………………………………
1.1 Цель и задачи воспитания…………………………………………………….
1.2 Направления воспитания……………………………………………………..
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания………………………………
Раздел II. Содержательный………………………………………………………
2.1 Уклад общеобразовательной организации…………………………………..
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности………………
Раздел III. Организационный……………………………………………………
3.1 Кадровое обеспечение………………………………………………………
3.2 Нормативно-методическое обеспечение……………………………………
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями…………………………………………
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявления активной -жизненной
позиции
обучающихся……………………………………………………………………
3.5 Анализ воспитательного процесса …………………………………………
Приложения
Анкета для самоанализа организуемой в школе совместной деятельности
детей и взрослых………………………………………………………………….

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее — Программа) МБОУ «Белоярская СОШ
№ 14» (далее – школа) разработана с учётом:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана
мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р),
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400),
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС)
начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021
№ 286);
- Федеральной образовательной программы начального общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023г № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования.
Программа воспитания:
- предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в школе;
- разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления
школой, в том числе Совета обучающихся, Совета родителей (законных
представителей);
- реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений,
социальными институтами воспитания;
- предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на
основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое
просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности
обучающихся.

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие
работники школы, обучающиеся, их родители (законные представители),
представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного
процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными
актами общеобразовательной организации. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание
своих детей. Содержание воспитания обучающихся в школе определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей,
которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно- нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере
воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей
российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в
общеобразовательной организации:
- развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства;
- формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Задачи воспитания обучающихся:
- усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных
программ включают:
- осознание российской гражданской идентичности;
- сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; - - сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность
планируется и осуществляется на основе
аксиологического,
антропологического,
культурно-исторического,
системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей
и
взрослых,
следования
нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по
основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает
готовность обучающегося руководствоваться ценностями и приобретать
первоначальный опыт деятельности на их основе::
− гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям
гражданина России, правовой и политической культуры;
− патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности;
− духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание

честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи,
уважения к старшим, к памяти предков;
− эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;
− физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с
учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в
природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
− трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;
− экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды;
− ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования
с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

1.4 Целевые ориентиры результатов воспитания
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО
установлены ФГОС НОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских,
конституциональных)
ценностей,
обеспечивают
единство
воспитания,
воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания
на уровне начального общего образования
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине —
России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего
региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним
уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной
по возрасту социально значимой деятельности.

Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского
языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей
на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий
познавательные
интересы,
активность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке,
научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1 Уклад общеобразовательной организации
Уклад школы удерживает ценности, принципы, нравственную культуру
взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые
ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный
облик общеобразовательной организации и её репутацию в окружающем
образовательном пространстве, социуме.
История школы начинается в 1946 г.. Именно в этом году японскими
военнопленными было построено здание как казарма для солдат, затем
переоборудовано под общежитие для штатского населения городка.
В 1971 г. здание переоборудовано силами военнослужащих под здание школы.
Именовалась как Белоярская неполная средняя школа № 14.
До 24.03.1994 года школа относилась к Отделу народного образования
Администрации Белоярского района, была его структурным подразделением.
С 24.03.1994г. учреждение было зарегистрировано как Муниципальное
общеобразовательное учреждение «Белоярская неполная средняя школы № 14».
С 06.04.1999 года
по 22.12.2003 года
учреждение
именуется
как
муниципальное
образовательное
учреждение
"Белоярская
основная
общеобразовательная школа № 14".
С 23.12.2003 года учреждение именуется как МОУ "Белоярская основная
общеобразовательная школа № 14", а в 2005г к Муниципальному
общеобразовательному учреждению «Белоярская основная общеобразовательная
школа № 14» присоединено Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Малобрусянская основная общеобразовательная школа № 17».
С 15.01.2008 года учреждение именуется как МОУ "Белоярская средняя
общеобразовательная школа № 14" , к нему присоединено муниципальное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида
«Теремок» № 61» и МОУ «Белоярская основная общеобразовательная школа № 14»
переименовано в МОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14».
С 01.01.2012 года изменился тип образовательного учреждения. Школа
получила название - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14".
Численность обучающихся на 01сентября 2022 года составляет 277 человек,
численность педагогического коллектива – 28 человек. Обучение ведется с 1 по 11
класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее
образование, среднее общее образование.
МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа № 14» - это сельская
школа, удаленная от культурных центров, спортивных школ и школ искусств и т.п.
Данные факторы не могут не вносить особенности в воспитательный процесс. Но
следствием этого являются и положительные стороны.
Социокультурная среда поселка более консервативна и традиционна, чем в
городе, сохраняется бережное отношение к Родине и природе.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается

детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно
раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших,
уважение к людям труда, взаимопомощь. Практически все педагоги школы живут в
нашем поселке, некоторые учились в этой школе, теперь преподают в ней. Знают
особенности, бытовые условия жизни школьников, что способствует установлению
доброжелательных и доверительных отношений.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления
межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в
общем деле. У нас все на виду, что стимулирует активность учащихся и учителей.
Нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста.
Школа удалена от города, культурных Центров, но использует в воспитании
цифровые возможности, электронные образовательные платформы: Учи.ру, ЯКласс,
ведутся электронные журналы.
Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов
самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем
особенности сельской школы.
В процессе воспитывающей деятельности сотрудничаем с Детско-юношеским
центром, Детско-юношеской спортивной школой, музыкальной школой п.
Белоярский. КДН и ЗП, ПДН ОВД Белоярского района.
Принимаем участие в проектах, конкурсах и мероприятиях общественной
детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (региональное и
муниципальное отделения РДШ),
С 1 сентября 2022 приступил к работе советник по воспитанию.
С 1 сентября 2021 года на базе школы функционирует образовательный
Центр естественно-научного и технологического профилей «Точка роста».
В школе функционируют Совет обучающихся школы (Совет морских волков),
первичное отделение РДШ, Юнармейский отряд, движение волонтеров, в 2023 году
создано первичное отделение РДДМ.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогов и школьников:
- соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности
информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в
школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов
содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
- основные школьные дела (ритуал выноса знамени РФ, календарные праздники,
Последний день детства, день Экватора, Скажи СПИДу-нет! (акция), участие в митинге к
9 мая, поздравление ветеранов, участие в шествии «Бессмертный полк», школьная
спартакиада, смотр строя и песни, битва хоров, конкурсы «Ученик года», «Класс года»);
- коллективные: разработка, планирование, проведение и анализ результатов
школьных дел и большинства используемых для воспитания других совместных дел
педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и
его роль всовместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя,
реализующего по отношению к детям защитную, личностно-развивающую,
организационную, посредническую функции.

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
2.2.1 Основные (инвариантные) модули
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урочной
деятельности (в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предполагает
следующее:
− максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков,
заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
− включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
− включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
− выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие
на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в
учебной деятельности;
− привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения,

выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
− применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;
− побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержку
доброжелательной атмосферы;
− организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
− инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.

Модуль «Внеурочная деятельность»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
по направлениям ФГОС, преимущественно через
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках
выбранных ими курсов, занятий:
Направление внеурочной
деятельности
Информационно просветительские занятия
патриотической, нравственной и экологической.
направленности

Название
Цикл занятий
«Разговоры
о важном»
Классный час «Познай
себя»
Курс Орлята России
11

1-4
1,2,3,4
по 1 часу
1-4 (по 1
часу)
1-3 (по 1
часу)

Занятия по формированию
функциональной грамотности обучающихся
Занятия, направленные
на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся

Курс «Функциональная
грамотность»
Школа юного
исследователя

1-3 (по 1
часу)
2-4
(по 1 час)

НТО «Эрудит»
Занятия, направленные
на удовлетворение интересов
и потребностей обучающихся
в творческом и физическом развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и развитии способностей и
талантов
Занятия, направленные
на удовлетворение соц. интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое сопровождение
деятельности социально ориентированных
ученических сообществ, детских общественных
объединений, органов
ученического самоуправления, на организацию
совместно
с обучающимися комплекса
мероприятий воспитательной
направленности

Физическая культура.
Спортивнооздоровительные игры.
«Музыкальный театр»
Подготовка и
проведение мероприятий
ученического
самоуправления
Школьная флотилия

2-4(2 часа)
1-4 (по 1
часу)

Подготовка и
проведения мероприятий
объединения Орлята
России

Дополнительное образование
Направленность

Название

Класс

Социально-гуманитарная

1-4

Художественная

Ментальная арифметика для
школьников
Скорочтение
Детская хореография

Количество часов
в неделю
2

Техническая

3 D-моделирование

2-4
1-4 (1 смена)
1-4 (2 смена)
1-4

1
4
4
2

Так же в школе работает филиал детской музыкальной школы п. Белоярский
(ДМШ), в котором занимаются 40 детей, филиал детско-юношеской спортивной школы п.
Белоярский (ДЮСШ) в котором занимаются 60 человек (секции: футбол, легкая атлетика)

Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач
воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
− планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем
гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся,
детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и
12

взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности,
недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
− инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе;
− организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями,
способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения;
- формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к
негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по
отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению
различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия,
жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;
- формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства
ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра
исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;
- формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях
современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования
возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и
научных сообществ.
- сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения
обучающихся, классные вечера;
− выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в школе;
− изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за
их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по
нравственным проблемам;
− доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.),
совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные
беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
− индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио,
в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
− регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение
и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
− проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителейпредметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и
13

понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;
− организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в
целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями,
администрацией;
− создание и организацию работы родительского совета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, школе;
− привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к
организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школе;
− проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.

Модуль «Основные школьные дела»
Это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие
большая часть школьников. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и
значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
- общешкольные праздники, творческие мероприятия, связанные с общероссийскими,
региональными праздниками, памятными датами. Например, День Учителя (поздравление
учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися, проводимая в актовом
зале при полном составе учеников и учителей Школы. День самоуправления
(старшеклассники организуют учебный процесс, проводят уроки, общешкольную линейку,
следят за порядком в школе и т.п.), Проведение ученическим самоуправлением новогодних
праздников для ребят начальной школы, поздравление пожилых людей, участие в акциях в
помощь и поддержку военнослужащих, находящихся в зоне СВО, мероприятия к 9 мая, 23
февраля, День открытых дверей и др.;
− участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России,
мире;
− торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом
на следующий уровень образования;
− церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни школы, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
вклад в развитие школы, своей местности (на еженедельных общешкольных линейках и по
итогам года-на «Последнем звонке»);
− социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися
и педагогами, в том числе с участием социальных партнёров, комплексы дел
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;
− проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями
обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами,
значимыми событиями;
− вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных
ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за
14

приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков
подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
− наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных
возрастов, с педагогами и другими взрослыми.

Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация
воспитательного
потенциала
внешкольных
мероприятий
предусматривает:
− общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнёрами школы (День поселка, митинг на 9 мая, шествие «Бессмертный
полк»;
− внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным
предметам, курсам, модулям;
− экскурсии, походы выходного дня (в музей, кинотеатр (г. Екатеринбург), на
предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
− экскурсии, организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей,
деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и
др.(Природный парк Оленьи ручьи, Халзан и т.д.);
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума. Например, экологическая акция «Мусор нашего городка»,
запущена была в мае 2019 г и с тех пор проходит ежегодно (субботник около фонтана) и
др.;
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям.

Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе:
− оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в школу
государственной символикой Российской Федерации, Свердловской области, Белоярского
городского округа;
− организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
15

− размещение карт России Свердловской области, Белоярского городского округа,
участников Великой отечественной войны, дедов и прадедов учащихся школы, портреты
тружеников тыла;
− изготовление,
размещение,
обновление
художественных
изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы
России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры
народов России в рекреациях 2 этажа;
− организацию звукового пространства позитивной духовно-нравственной,
гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна
Российской Федерации;
− поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского
почитания» лиц, мест, событий в истории России; памятника воинской славы (памятник
труженикам тыла у воинской части);
− оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (рекреация
первого этажа), содержащих
новостную информацию позитивного гражданскопатриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных
событиях, поздравления педагогов и обучающихся, информация по профилактике (ПБ,
БДД, антитеррор и т. п).;
− совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной
символики (флаг, эмблема, значок детского движения, элементы школьной формы и т.п.),
используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни
образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний,
ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий
(флаг, гимн Школьной флотилии (форма организации ученического самоуправления);
- подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в школе, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг
друга (в рекреациях 2 этажа);
- событийное оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, актового зала, окна и т.п.) к традиционным мероприятиям, значимым событиям
(День знаний, Новый год, День Победы, Последний звонок, Последний день детства, День
экватора и др.) и их периодическая переориентация, которая служит хорошим средством
разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
- поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в щколе,
доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории;
- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оздоровительнорекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны
активного и тихого отдыха;
− создание и поддержание в библиотеке школы свободного книгообмена, на
который обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования
свои книги, брать для чтения другие;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и
16

творческие способности, создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими детьми;
− разработку и обновление материалов (стендов, плакатов и др.), акцентирующих
внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях,
укладе школы, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Реализация воспитательного
потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся
предусматривает:
− создание и деятельность
в классах школы представительных органов
родительского сообщества (Совета родителей школы, Совета родителей классов),
участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность
представителей родительского сообщества в Совете школы;
− тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий
обучения и воспитания;
− родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать
уроки и внеурочные занятия (День открытых дверей);
− проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на
которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации
психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских
религий, обмениваться опытом (программа «Родительское просвещение»);
− приобщение родителей к «Родительскому контролю за питанием»;
− привлечение родителей к Акции «Родительский патруль» (безопасность
дорожного движения);
− родительские классные интернет-сообщества, группы в соцсетях (WhatsApp) с
участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы,
согласуется совместная деятельность;
− взаимодействие с родителями посредством школьного сайта, электронного
дневника, школьного аккаунта в соцсети: размещается информация, предусматривающая
ознакомление родителей, школьные новости
− привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;
− при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями (по
плану классных руководителей).

17

На индивидуальном уровне:
- обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
- психолого-педагогическое сопровождение семей детей, а так же детей-мигрантовмигрантов;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка (заседание Совета профилактики);
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.

Модуль «Самоуправление»
Учащимся подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать
свою деятельность, поэтому в школе существует детско-взрослое самоуправление
(соуправление).
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в школе
предусматривает:
− организацию и деятельность органов ученического самоуправления (Совет
морских волков, Совет капитанов), избранных обучающимися;
− представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в
процессе управления школы;
− защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
− участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в школе.
Высший орган ученического самоуправления - общее собрание Флотилии.
Адмирал избирается закрытым голосованием учащимися 5-11 классов, педагогов.
Совет морских волков избирается открытым голосованием членов экипажей 8-11
классов.
В Совете морских волков состоят обучающиеся с 8 класса, наиболее активные,
пользующиеся авторитетом среди учащихся. Из числа членов Совета морских волков
избираются: вице-адмирал, руководители направлений работы.
Собрание экипажа – высший орган самоуправления класса. Актив класса избирается
на один год, создает свои органы, одноименные с общешкольными.
Детское самоуправление в школе осуществляется:
На уровне школы:
• через деятельность выборного Совета морских волков, создаваемого для учета
мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
• через работу школьного медиа-центра (отдел информации), который занимается
популяризацией и информационной поддержкой основных общешкольных дел в
социальных сетях;
18

• через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или
иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям экипажа лидеров,
представляющих интересы экипажа в общешкольных делах и призванных координировать
его работу с работой Совета морских волков и классных руководителей;
• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы экипажа;
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных дел и дел экипажа; через реализацию функций школьниками, отвечающими
за различные направления работы экипажа

Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе предусматривает:
− организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в школе
эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как
условия успешной воспитательной деятельности;
− проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп
риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
− проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов
(психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб,
правоохранительных органов, опеки и т. д.);
− разработку и реализацию индивидуальных профилактических планов,
направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия (ТКДН и ЗП, ПДН, органов опеки);
− вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность (участие в классных и
общешкольных мероприятиях, посещение кружков, секций, курсов внеурочной
деятельности, проекты, программы и мероприятия профилактической направленности
(программа «Здоровье», акция «Скажи СПИДу – нет», школьная спартакиада) социальных
и природных рисков в школе и в социокультурном окружении с педагогами, родителями,
социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения,
вовлечения в деструктивные детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры,
группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде (участие во всероссийских
уроках), на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения (программа «Добрая
дорога
детства»),
противопожарной
безопасности,
антитеррористической
и
антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.);
− организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
19

одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости
к негативным воздействиям, групповому давлению;
− профилактику
правонарушений,
девиаций
посредством
организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания, испытания себя
(походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (вовлечение к активную
школьную жизнь: кружки, секции, внеурочную деятельность класса и школы);
− предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся (оставивших
обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
− профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.)
(индивидуально, по отдельному плану классного руководителя и / или педагога-психолога).

Модуль «Социальное партнёрство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства предусматривает:
− участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные
мероприятия и т. п.);
− участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности (например: профориентация);
− проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
− проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных
проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации;
− реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнёрами
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.

Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы школы
предусматривает:
− проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
− профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях
разной профессиональной деятельности;
20

− экскурсии на предприятия (в том числе и онлайн), в организации, дающие
начальные представления о существующих профессиях и условиях работы (Белоярский
многопрофильный техникум);
− посещение (в том числе и онлайн), профориентационных выставок, ярмарок
профессий (ДК п. Белоярский), тематических профориентационных парков, лагерей, дней
открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования;
− совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
− участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
− индивидуальное консультирование обучающихся и их родителей (законных
представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных
особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей
профессии;

2.2.2 Дополнительные (вариативные) модули
Центр образования
естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»
С сентября 2021 года в школе осуществляет свою работу Центр образования
естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», созданный в
рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта
«Образование».
Работа данного Центра позволяет:
- обеспечивать повышение охвата обучающихся программами основного общего и
дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей с
использованием современного оборудования;
- формировать условия для повышения качества общего образования, в том числе за счет
обновления учебных помещений, приобретения современного оборудования, повышения
квалификации педагогических работников и расширения практического содержания
реализуемых образовательных программ;
- повышать уровень естественно-научной грамотности у обучающихся;
- разнообразить занятия внеурочной деятельности;
- развивать проектную и исследовательскую деятельность, сетевое взаимодействие со
школами района.
Центр «Точка роста» располагает физической и химико-биологической
лабораториями, оснащенными современным оборудованием для проведения опытов по
физике, химии, биологии и экологии как в лабораторных, так и в полевых условиях;
цифровыми лабораториями, микроскопами, коллекциями по основным разделам химии и
биологии, оборудованием для робототехники.
На базе Центра реализуется 6 дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ. из них – 1 программа внеурочной деятельности:
21

№
п/п
1
2
3

Наименование программы
Удивительное рядом (дополнительная общеразвивающая
программа)
Хочу все знать (дополнительная общеразвивающая программа)
3D-моделирование (1-4 классы)

Направленность
естественно – научная
естественно – научная
техническая

Детские общественные объединения
Правовой основой действующих ДОО является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от
20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5).
Деятельность школьного отделения РДШ направлена на воспитание подрастающего
поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию
досуга и занятости школьников. Участником школьного отделения РДШ может стать любой
школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в
проектах РДШ. Назначен советник по воспитанию, школа зарегистрирована на сайте РДШ.
Воспитание в РДШ осуществляется через направления:
• личностное развитие
• гражданская активность
• военно-патриотическое направление
• информационно-медийное направление
Основными формами деятельности членов РДШ являются:
- участие в днях единых действий (ДЕД) и в совместных социально значимых
мероприятиях;
- коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших;
- информационно-просветительские мероприятия;
- разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся и др.
Кроме того, воспитание в первичном отделении РДШ как детском общественном
объединении осуществляется через:
• утверждение и последовательную реализацию демократических процедур,
дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского
поведения;
• круглогодичную организацию в рамках мероприятий и проектов РДШ общественно
полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития
опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в
целом; развить в себе такие качества как ответственность, забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
• поддержку и развитие в первичном отделении РДШ традиций и ритуалов
Организации, формирующих у ребенка чувство общности с другими ее членами, чувство
причастности к тому, что происходит в стране (реализуется посредством символики РДШ,
создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации
деятельности пресс-центра РДШ, проведения традиционных огоньков – формы
коллективного анализа проводимых первичным отделением дел).

22

С 01.09.2023 создано общественное объединение «Орлята России».
Деятельность объединения Орлята России направлена на воспитание подрастающего
поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию
досуга и занятости школьников. Участником объединения может стать любой школьник с 7
до 11 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в проектах
объединения Орлята России.
Зарегистрирован Школьный спортивный клуб «Новое поколение» - общественная
организация учителей, родителей и учащихся. Основными функциями школьного
спортивного клуба являются:
• обеспечение систематического проведения внеклассных физкультурно-спортивных
мероприятий с учащимися;
• организация постоянно действующих спортивных секций;
• проведение внутришкольных соревнований, товарищеских спортивных встреч
между классами и другими школами;
• проведение широкой пропаганды физической культуры и спорта.
В школе в 2023-2024 учебном году планируется организовать Медиа центр.
Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование
навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
Основа деятельности медиа в школе – творческая самоорганизация ребенка через
свободный выбор им форм деятельности редакционного коллектива на принципах
взаимного уважения, коллективного и личного интереса.
Содержанием деятельности педагога, курирующего школьные медиа, является
организация сотрудничества с детьми и детей друг с другом внутри творческого
объединения, выстраивание отношений доверия, взаимопомощи, взаимодействия в
реальном общественно-значимом деле, позволяющих: а) взрослому - реализовать свой
личностный потенциал (передать детям социальный, профессиональный, творческий
опыт); б) ребенку - обрести уверенность в своих силах, проявить творческое «Я», получить
поддержку взрослого, что позитивно влияет на развитие его личности и формирование
мировоззрения.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов
и форм деятельности:
• газета «Буревестник», на страницах которой разновозрастный редакционный совет
подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых освещает наиболее
интересные моменты жизни школы, популяризирует основные общешкольные дела,
мероприятия, размещает созданные детьми рассказы, стихи, репортажи;
• Интернет-группа-разновозрастное
сообщество
учащихся
и
педагогов,
поддерживающее группу в социальных сетях с целью освещения деятельности школы в
информационном пространстве, привлечения внимания общественности и организации
виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могут
открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;
• школьная фотостудия, которая освещает интересные, важные и значимые события
школы, создает ролики, видеосюжеты к праздникам, конкурсам с акцентом на этическое,
эстетическое, патриотическое просвещение аудитории
23

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
В достижении главного результата– качественного и результативного воспитания,
решающую роль играют педагогические кадры.
В школе проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации
педагогов в сфере
воспитания, организацию научно-методической поддержки и
сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей образовательной системы
ОУ и имеющихся у самих педагогов интересов. Так классные руководители (100%) прошли
обучение на сайте Единый урок по программе «Организация деятельности педагогических
работников по классному руководству» в объеме 24 часов.
Педагоги регулярно повышают педагогическое мастерство через:
- курсы повышения квалификации;
- регулярное проведение и участие в семинарах, вебинарах, научно-практических
конференциях;
- изучение научно-методической литературы;
- знакомство с передовыми научными разработками и российским опытом.
Ведется работа школьного методического объединения классных руководителей.
Кадровый состав школы:
-директор школы,
-заместитель директора по воспитательной работе,
-заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
-советник директора по воспитанию,
-педагог-организатор,
-классные руководители (16 человек),
-учителя – предметники.,
-педагоги дополнительного образования

3.2 Нормативно-методическое обеспечение

Школьные нормативно-правовые акты по вопросам воспитательной деятельности:
- Устав школы
Локальные акты:
• Положение о Совете обучающихся
• Положение о методическом объединении классных руководителей
• Положение о Совете родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся
• Положение о внеурочной деятельности
• Положение о спортивном клубе
• Положение о работе кружков (объединений) и секций
• Положение о классном руководстве
• Положение о предупреждении правонарушений среди обучающихся
• Положение о Совете по профилактике правонарушений среди обучающихся
24

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Правила внутреннего распорядка обучающихся
Правила посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом
Положение по использованию и включению в процесс обучения и воспитания
государственных символов РФ
Положение о первичном отделении РДШ и др.
Положение о поощрении обучающихся
Положение о портфолио учащегося
Положение об общешкольном конкурсе «Класс года»
Положение об общешкольном конкурсе «Ученик года»
Положение о требованиях к одежде и внешнему виду учащихся
Положение о лагере с дневным пребыванием
Положение о деятельности центра образования естественно-научной и
технологической направленностей «Точка роста»
Положение о постановке на внутришкольный учет
Положение о Совете профилактики
Положение о школьной научно-практической конференции
Положение о психолого-педагогическом консилиуме
Порядок учета мнения Совета обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, иных представительных органов обучающихся

3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
− налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для
их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
− формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
− построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
− обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся
с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием
адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией
совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов,
учителей-дефектологов;
25

– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.

3.4 Система поощрения социальной успешности и проявления активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности
обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность; максимально вовлекать их
в совместную деятельность в воспитательных целях.
Поощрения выносятся за достижения в области творческой, интеллектуальной,
общественной и спортивной деятельности (благодарности, грамоты, дипломы).
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности обучающихся строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении через стенды школы, социальные сети) проведение награждений на
еженедельной общешкольной линейке);
- соответствия процедур награждения укладу жизни школы, специфической
символике, выработанной и существующей в укладе школы (вручение
благодарностей, грамот, дипломов, поощрительных подарков производится в
торжественной обстановке, на праздничных мероприятиях, возможно в
присутствии
родительской
общественности,
педагогов-наставников
награждаемых);
- прозрачности правил поощрения, соблюдение справедливости при
выдвижении кандидатур);
- сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование и
индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать как
индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между
обучающимися, получившими награду и не
получившими ее);
- привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, их представителей (представители Совета морских волков), сторонних
организаций, их статусных представителей;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
В школе применяются следующие формы поощрения:
- похвальный лист «За отличные успехи в учении»;
- похвальная грамота «За особые успехи в учении»;
- похвальная грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;
- похвальная грамота «Класс года» (по номинациям);
- похвальная грамота «Ученик года» (по номинациям);
- награждение благодарностями за активное участие в волонтерских и др. акциях;
- награждение грамотами за победу или призовое место с указанием уровня
достижений обучающихся в конкурсах рисунков, плакатов, исследовательских работ,
26

проектов, спортивных соревнованиях и т.п.
награждение
родителей
(законных
представителей)
обучающихся
благодарственными письмами за хорошее воспитание детей и оказанную поддержку
в проведении школьных дел.
Кроме того, практикуется такая форма поощрения проявлений активной
жизненной
позиции обучающихся и социальной успешности, как
благотворительная поддержка.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.)
может заключаться в материальной поддержке проведения в школе воспитательных
дел, мероприятий,
проведения внешкольных мероприятий, различных форм
совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной
поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Использование всех форм поощрений, а также привлечение благотворителей (в том
числе из родительского сообщества), их статус, акции, деятельность соответствуют
укладу школы, цели, задачам, традициям воспитания, могут согласовываться с
представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия
на воспитывающую среду, взаимоотношения в школе.
Обучающимися школы ведется портфолио. Обучающиеся собирают
(накапливают) артефакты, фиксирующие и символизирующие их достижения,
личностные или достижения в группе, участие в деятельности (грамоты, поощрительные
письма, фотографии призов, фото изделий, работ, участвовавших в конкурсах и т.д.).

3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания осуществляется в
соответствии с планируемыми результатами воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего
образования, установленных соответствующими ФГОС НОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный
самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего
их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
− взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
− приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение
уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и
разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися
и родителями;
− развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование
его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной
27

деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
− распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат
как организованного социального воспитания, в котором общеобразовательная
организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной
социализации, и саморазвития.
Анализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по
воспитательной работе (советником директора по воспитанию) с последующим
обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или
педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в
личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие
проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности
появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником
директора по воспитанию), классными руководителями с привлечением актива родителей
(законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и
беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах,
связанных с качеством:
− реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
− деятельности классных руководителей и их классов;
− проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
− организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
− внешкольных мероприятий;
− создания и поддержки предметно-пространственной среды;
28

− взаимодействия с родительским сообществом;
− деятельности ученического самоуправления;
− деятельности по профилактике и безопасности;
- реализации потенциала социального партнёрства;
- деятельности по профориентации обучающихся
− дополнительного образования («Точки роста»)
− деятельности детских общественных объединений
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых
предстоит работать педагогическому коллективу.
Поможет провести анализ состояния совместной деятельности детей и взрослых
анкета. (Приложение 1). Ее структура повторяет структуру программы воспитания с ее 13
модулями. Тем, кто будет ее заполнять, предлагается оценить качество организуемой в
школе совместной деятельности детей и взрослых. Заполнить анкету в конце учебного года
могут директор, заместители директора, несколько педагогов, включенных в
воспитательную работу, несколько родителей (действительно хорошо знающие, что
происходит в школе), несколько старшеклассников. Их субъективная оценка поможет
обнаружить ошибки, исправить их, видеть перспективы и стремиться к ним.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. Итоги самоанализа
оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной
работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом.

29

Приложение 1

Анкета
для самоанализа организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых
Оцените качество организуемой в нашей школе совместной деятельности детей и
взрослых. Ваша оценка может находиться в пределах от 1 до 10 баллов. Пожалуйста,
познакомьтесь с основными «крайними» характеристиками этой деятельности, а после
этого обведите на каждой шкале балл, соответствующий Вашей личной оценке.
Проблемы, которых следует
Оценочная
Идеал, на который следует
избегать
шкала
ориентироваться
Качество реализации воспитательного потенциала урочной деятельности
Уроки скучны для большинства
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дети заинтересованы в
школьников
происходящем на уроке и вовлечены
в организуемую учителем
деятельность
Уроки обычно однообразны,
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Учителя часто используют на уроке
преобладают лекционные формы
игры, дискуссии и другие парные
работы
или групповые формы работы
Уроки ориентированы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Уроки не только дают детям знания,
преимущественно на подготовку к
но и побуждают их задуматься о
ЕГЭ, ВПР, ОГЭ и другим формам
ценностях, нравственных вопросах,
проверки знаний
жизненных проблемах
Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов
Классные руководители не
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Классные руководители являются
пользуются авторитетом у детей
значимыми взрослыми для
своих классов
большинства детей своих классов.
Школьники доверяют своим
классным руководителям
Большинство решений,
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Большинство решений, касающихся
касающихся жизни класса,
жизни класса, принимаются
принимаются единолично.
классным руководителем и классом,
Поручения классного руководителя
у детей есть возможность проявить
дети часто выполняют из страха
свою инициативу.
или по принуждению
В отношениях между детьми
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 В классе дети чувствуют себя
преобладают равнодушие,
комфортно, здесь преобладают
грубость, случаются травли детей
товарищеские отношения,
школьники внимательны друг к
другу.
Качество общешкольных основных дел
Общешкольные дела
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Общешкольные дела всегда
придумываются
планируются, организуются,
только взрослыми, школьники не
проводятся и анализируются
участвуют в планировании,
совместно-школьниками и
организации и анализе этих дел
педагогами
Дела не интересны большинству
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дела интересны большинству
школьников
школьников
Участие школьников в этих делах
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Участие школьников в этих делах
принудительное, посещениесопровождается их увлечением
обязательное, а сотрудничество
общей работой, радостью и
друг
взаимной поддержкой
30

с другом обеспечивается только
волей педагогов
Качество организуемых в школе курсов внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в школе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 В школе реализуются разнообразные
организуется преимущественно в
виды внеурочной деятельности
виде познавательной деятельности,
школьников
как продолжение учебных занятий
Участие школьников в занятиях
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Занятия в рамках курсов внеурочной
курсов внеурочной деятельности
деятельности интересны для
часто принудительное
школьников, школьники стремятся
участвовать в этих занятиях
Результаты внеурочной
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 С результатами внеурочной
деятельности детей никак не
деятельности детей могут
представлены вне школы
познакомиться другие школьники.
Качество внешкольных мероприятий
Внешкольные мероприятия
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Внешкольные мероприятия
выбираются
выбираются всегда,
только взрослыми, школьники не
планируются, организуются,
участвуют в планировании,
проводятся и анализируются
организации и анализе участия в
совместно-школьниками и
этих делах
педагогами
Мероприятия не интересны
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Мероприятия интересны
большинству школьников
большинству школьников
Участие школьников в этих
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Участие школьников в этих
мероприятиях
мероприятиях сопровождается их
принудительное
увлечением общей работой,
радостью и взаимной поддержкой
Качество создания и поддержки предметно-пространственной среды
Оформлению школы не уделяется
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Пространство школы оформлено со
внимания. Оформление кабинетов,
вкусом, отражает дух школы,
коридоров, рекреаций и т.п.
учитывает возрастные особенности
безвкусно или напоминает
детей, предусматривает зоны как
оформление офисных помещений,
тихого, так и активного отдыха.
а не пространства для детей
Время от времени происходит смена
оформления школьных помещений.
В оформлении школы не
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оформление школы часто
участвуют ни дети, ни педагоги.
осуществляется совместно с
Здесь нет места проявлению их
педагогами и детьми (иногода с
творческой инициативы.
привлечением специалистов). Нем
используются творческие работы
учеников и учителей. Здесь
представлена актуальная жизнь
школы.
Содержание плакатов, стендов,
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Элементы оформления в
пространственных композиций
привлекательных для ребят формах
носит формальный характер, на
акцентируют внимание на важных
них редко обращают внимание
ценностях школы, ее нормах и
школьники
традициях
Качество взаимодействия с родительским сообществом
Большинство родителей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Большинство родителей
безразлично к участию ребенка в
поддерживает участие ребенка в
школьных делах, высказывает
школьных делах, может
недовольство, если это влияет на
координировать свои планы с
31

их планы

планами ребенка, связанными с его
участием в делах школы
Работа с родителями сводится
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Школе удалось наладить
преимущественно к
взаимодействие с родителями в
информированию об успеваемости
вопросах воспитания детей
детей, предстоящих конкурсах,
(информирование, обучение,
мероприятиях. Реакция родителей
консультирование и т.п.), его формы
на нее формальна
востребованы и пользуются
доверием со стороны родителей
Педагоги испытывают трудности в 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Педагоги организовали эффективный
организации диалога с родителями
диалог с родителями по вопросам
по вопросам воспитания детей.
воспитания детей. Большая часть
Родители в основном игнорируют
родителей прислушивается к мнению
мнение педагогов, вступают с
педагогов, считая их
ними и друг с другом в конфликты,
профессионалами своего дела,
нередко привлекая к ним учеников
помогает и поддерживает их,
класса. В организации совместных
выступает с инициативами в сфере
с детьми дел педагоги могут
воспитания детей и помогает в их
рассчитывать только на себя.
реализации
Качество деятельности ученического самоуправления
Школьники занимают пассивную
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ребята чувствуют свою
позицию по отношению к
ответственность за происходящее в
происходящему в школе,
школе, понимают, на что именно они
чувствуют, что не могут на это
могут повлиять в школьной жизни и
повлиять
знают, как это можно сделать
Ребята не вовлечены в
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ребята часто выступают
организацию школьной жизни,
инициаторами, организаторами тех
школьное самоуправление
или иных школьных дел, имеют
имитируется (например, органы
возможность выбирать зоны своей
самоуправления не имеют
ответственности за то или иное дело
реальных полномочий, дети
поставлены педагогами в позицию
исполнителей и т.п.)
Лидеры ученического
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Лидеры ученического
самоуправления безынициативны
самоуправления выступают с
или вовсе отсутствуют в школе.
инициативой, являются активными
Они преимущественно
участниками и организаторами
назначаются взрослыми и
событий в школе и за ее пределами
реализуют только их идеи
Качество деятельности по профилактике и безопасности
Обучающиеся не вовлечены в
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Обучающиеся вовлечены в
воспитательную деятельность,
воспитательную деятельность,
проекты, программы
проекты, программы
профилактической направленности
профилактической направленности
социальных и природных рисков
социальных и природных рисков
Среди обучающихся не проводятся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Среди обучающихся проводятся
мониторинги рисков безопасности
мониторинги рисков безопасности и
и ресурсов повышения
ресурсов повышения безопасности
безопасности
Обучающиеся не привлекаются к
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Обучающиеся привлекаются к
разработке и реализации
разработке и реализации
индивидуальных
индивидуальных профилактических
профилактических программ,
программ, направленных на работу с
32

направленных на работу с
девиантными обучающимися
девиантными обучающимися
Качество профориентационной работы
Профориентационная работа
Профориентационная работа
ориентирована лишь на
ориентирована на формирование у
ознакомление школьников с
школьников трудолюбия, готовности
рынком труда и основными
к планированию своего жизненного
профессиями
пути, выбору будущей
профессиональной сферы
деятельности и необходимого для
этого образования
Профориентационной работой
Профориентационной работой
занимается только классный
занимается команда педагогов с
руководитель
привлечением социальных партнеров
Профориентационные занятия
Формы профориентационной работы
проходят формально, дети
разнообразны, дети заинтересованы
занимают пассивную позицию.
в происходящем и вовлечены в
Формы профориентационной
организуемую деятельность
работы носят преимущественно
лекционный характер
Качество дополнительного образования («Точки роста»)
Дополнительное образование в
школе организуется
преимущественно в виде
познавательной деятельности, как
продолжение учебных занятий
Участие школьников в занятиях
курсов ДО часто принудительное

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В школе реализуются разнообразные
виды ДО школьников

Занятия в рамках курсов ДО
интересны для школьников,
школьники стремятся участвовать в
этих занятиях
Результаты ДО детей никак не
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 С результатами ДО детей могут
представлены вне школы
познакомиться другие школьники.
Качество функционирующих на базе школы детских общественных объединений
Детские общественные
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Детские общественные объединения
объединения существуют лишь
привлекательны, школьники
формально, они не работают, нет
стремятся участвовать в
детей, которые позиционируют
организуемой ими деятельности.
себя как его члены
Дети, состоящие в детских
общественных объединениях,
гордятся этим, всячески
подчеркивают свою принадлежность
к объединениям
Деятельность детских
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Деятельность детских общественных
общественных объединений
объединений направлена на помощь
ограничивается рамками самих
другим людям, социально значима
объединений, она не
ориентирована на интересы и
потребности других людей
Деятельность, которую ведут детские 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Деятельность, которую ведут детские
общественные объединения,
общественные объединения, дает
предоставляет ограниченные
возможность каждому ребенку найти
возможности для самореализации
себе дело по силам и по желанию
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

школьников

33

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».