Основы химии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа №14»
(МБОУ «Белоярская СОШ№14»)

Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической
направленностей по биологии с использованием оборудования центра
«Точка роста»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Основы химии»
для учащихся 7класса
на 2023 - 2024 учебный год

Составитель: Посохова-Петрова М.А.,
учитель химии, биологии первая квач,
категория

п. Г агарский
2023 год

Оглавление.
Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

Содержание учебного предмета, курса

6

Поурочно-тематическое планирование

11

2

Планируемые результаты.
Программа внеурочной деятельности «Основы химии» реализуется с
использованием оборудования центра «Точка роста».
В результате изучения пропедевтического курса «Основы химии» учебного предмета
«Химия» на уровне основного общего образования
обучающийся научится:
— раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «химическая формула», «химическая
реакция», используя знаковую систему химии;
— называть химические элементы и записывать символы важнейших химических
элементов;
— называть химические формулы веществ;
— сравнивать распространенность водорода, гелия, кислорода и других элементов на
планете Земля и во Вселенной;
— определять состав веществ по их формулам;
— раскрывать смысл закона сохранения массы веществ;
— демонстрировать понимание термина «биологически
активные вещества»;
— выявлять различия между индивидуальным веществом и смесью;
— раскрывать различия между веществами молекулярного и немолекулярного строения;
— описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
— различать химические и физические явления;
— называть признаки и условия протекания химических реакций;
— выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при
выполнении химического опыта;
— пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
— различать и называть химическую посуду: пробирки, химические стаканы, колбы,
воронки, цилиндры, мензурки, пипетки, шпатели, ложки, ступки с пестиками,
выпарительные чашки;
— различать и называть оборудование для нагревания и выпаривания: газовые печи,
электрические печи, электроплитки, газовые горелки, спиртовки, выпарительную
фарфоровую чашку, водяную баню;
— изготовлять фильтр из фильтровальной бумаги;
— использовать на практике приемы приготовления раствора, фильтрования, переливания
жидкости и отбора жидкости при помощи стеклянной трубочки, кристаллизации;
— описывать строение пламени свечи;
— описывать строение спиртовки;
— распознавать опытным путем углекислый газ;
— соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
— вычислять относительную молекулярную массу веществ;
— вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
— вычислять атомную и массовую долю элемента по химической формуле на примере
воды;
— определять число протонов, нейтронов и электронов в конкретном атоме (изотопе);
— определять состав веществ (качественный и количественный) по их формулам;
— описывать химические реакции, лежащие в основе получения силикатного стекла;
— объяснять появление кислорода в атмосфере Земли;
— описывать состав, свойства, способы получения и применения изученных полимерных
материалов: пластмасс, волокон, эластомеров;
3

— объяснять связь строения полимера с его свойствами;
— классифицировать химические элементы в живых организмах на элементы жизни,
макро­и микроэлементы;
— классифицировать вещества на простые и сложные, металлы и неметаллы,
неорганические и органические;
— классифицировать неорганические вещества на оксиды, кислоты, соли, основания;
— классифицировать поваренную соль по степени чистоты и по степени измельченности;
— определять понятия «радиоактивный распад», «радиоактивность», «атомная энергия»,
«температура плавления», «температура кипения», «ион», «кристаллы», «кристаллическая
решетка», «реагенты», «продукты реакции», «растворитель», «растворимость»,
«насыщенный раствор», «фильтрование», «фильтры», «нагревание», «кальцинация»,
«выпаривание», «дистилляция», «кристаллизация», «пресная вода», «дистиллированная
вода», «магматические горные породы», «осадочные горные породы», «метаморфические
горные породы», «перегонка», «крекинг», «коксование», «мономер», «полимер»,
«макромолекула»;
— описывать строение длинного и короткого вариантов Периодической системы Д. И.
Менделеева;
— приводить примеры веществ молекулярного строения;
— приводить примеры кристаллических и аморфных веществ;
— приводить примеры индивидуальных веществ и смесей из повседневной жизни;
— приводить примеры веществ простых и сложных, металлов и неметаллов,
неорганических и органических;
— приводить примеры токсичных веществ в воздухе;
— приводить примеры практического использования
продуктов переработки природного газа, нефти и каменного угля;
— различать синтетические и природные полимеры;
— раскрывать роль воды в организме человека, промышленности и сельском хозяйстве;
— раскрывать значение глюкозы для живых организмов;
— раскрывать смысл понятий «природа», «физические тела», «явления природы»,
«естествознание», «естественные науки», «изотопы», «элементарные частицы»,
«протоны», «нейтроны», «электроны», «ядро атома», «массовое число», «атомная единица
массы», «порядковый номер элемента», «электронная оболочка атома», «периодичность»,
«Периодическая система», «химическая связь», «кристаллические вещества», «аморфные
вещества», «физические свойства», «химические явления», «физические явления»,
«растворение», «раствор»;
— демонстрировать знание истории создания Периодической системы химических
элементов;
— раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева;
— описывать строение молекул по их моделям;
— характеризовать предмет изучения химии;
— характеризовать объекты живой и неживой природы и уровни их организации;
— характеризовать фотосинтез как составную часть круговорота углерода;
— характеризовать применение неустойчивых (радиоактивных) атомов;
— характеризовать и сравнивать изотопы водорода и углерода;
— характеризовать химический элемент на основе информации, содержащейся в
Периодической системе Д. И. Менделеева;
— характеризовать физические процессы: плавление, кристаллизацию, испарение,
конденсацию, сублимацию (возгонку);
— характеризовать зависимость физических свойств веществ от строения веществ;
— характеризовать основные классы неорганических веществ: оксидов, кислот,
оснований, солей;
— характеризовать свойства металлов и неметаллов;
4

— описывать способ разделения воздуха на кислород и азот;
— характеризовать особенности роста кристаллов;
— характеризовать состав воздуха древней Земли;
— характеризовать свойства воздуха в сравнении со свойствами входящих в него
индивидуальных веществ;
— характеризовать физические свойства простого вещества — кислорода;
— характеризовать применение кислорода;
— характеризовать физические свойства воды;
— характеризовать состав и строение молекулы, важнейшие физические и химические
свойства углекислого газа и его роль в природе;
— характеризовать нахождение в природе, состав, физические свойства, применение и
значение для живых организмов поваренной соли;
— характеризовать качественный и количественный состав молекулы глюкозы, ее
физические и химические (горение и брожение) свойства, применение и нахождение в
природе;
— характеризовать химический состав, свойства и применение минералов: кварца,
кальцита, магнетита (магнитного железняка), родонита, серы, золота, меди;
— характеризовать химический состав, свойства и применение горных пород: глины,
песка, известняка, мрамора;
— характеризовать образование и залегание в земной коре природного газа, сланцевого
газа, нефти, каменного угля, торфа;
— характеризовать состав молекулы, свойства и применение метана;
— характеризовать состав, свойства и применение нефти, каменного угля и торфа;
— характеризовать основные направления использования и переработки нефти,
природного газа и каменного угля;
— характеризовать нахождение в природе, получение, свойства и области применения
металлов;
— характеризовать состав, свойства и применение наиболее известных сплавов;
— характеризовать состав, получение, свойства, применение кварцевого и силикатного
стекла;
— характеризовать состав цветных стекол;
— характеризовать получение, свойства, применение керамики (фарфора, фаянса);
— оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
— грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
обучающийся получит возможность научиться:
— демонстрировать знание наиболее важных сведений о жизни и деятельности А. А.
Беккереля, Э. Резерфорда, Д. И. Менделеева, Н. Бора, М. В. Ломоносова;
— раскрывать смысл понятия «водородная связь»;
— составлять формулы веществ по атомным процентам и соотношению масс элементов;
— называть молекулярные вещества по их формулам: перекись водорода, молекулярный
водород, молекулярный кислород, озон, молекулярный азот, молекулярный иод, вода,
аммиак, углекислый газ, фуллерен, метан, этилен, спирт (этиловый спирт), глицерин,
уксус(уксусная кислота), глюкоза, сахар(сахароза);
— называть соединения изученных классов неорганических веществ;
— составлять уравнения химических реакций по схемам реакций;
— устанавливать причинно-следственные связи между строением воды и ее физическими
свойствами;
— использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
— объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
5

— критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в
средствах массовой информации.
Содержание курса.
Введение
Природа. Физические тела. Явления природы. Естествознание. Естественные науки.
Предмет изучения химии. Место химии среди естественных наук. Объекты живой и
неживой природы. Уровни организации неживой и живой материи.
1. От атома до вещества
Атом — наименьшая частица вещества. Неизменность атомов в химических
превращениях. Химический элемент. Символы атомов химических элементов. Ядерная
реакция. Происхождение элементов. Простые вещества. Сложные вещества (химические
соединения). Химическая формула. Числовой индекс. Открытие химических элементов.
Атомы устойчивые и неустойчивые. Круговороты атомов химических элементов в
природе (кислорода, азота и углерода). Фотосинтез как один из путей круговорота
углерода.
Распределение атомов химических элементов в космосе (Вселенной, нашей Галактике,
Солнечной системе) и на Земле. Водород и гелий — самые распространенные элементы во
Вселенной. Кислород — самый распространенный элемент на Земле. Наиболее
распространенные элементы в разных частях Земли. Химические элементы в живых
организмах: элементы жизни, макро­и микроэлементы. Биологически активные вещества.
Устойчивые (стабильные) и неустойчивые (радиоактивные) химические элементы.
Радиоактивный распад. Радиоактивность. Изотопы. Применение неустойчивых
(радиоактивных) атомов. Цепная реакция. Атомная энергия. Жизнь и деятельность
А. А. Беккереля.
Элементарные частицы (протоны, нейтроны и электроны), их основные характеристики —
масса и заряд. Ядро атома. Массовое число. Взаимосвязь массового числа с числом
протонов и нейтронов. Атомная единица массы. Порядковый номер элемента.
Электронная оболочка атома. Жизнь и деятельность Э. Резерфорда.
Химический элемент как совокупность атомов, имеющих одинаковый заряд ядра.
Сравнительный состав изотопов водорода и углерода. Способы обозначения изотопов.
История создания Периодической системы химических элементов. Периодичность.
Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система. Жизнь и деятельность
Д. И. Менделеева.
Периодическая система Д. И. Менделеева. Длинный и короткий варианты
Периодической системы Д. И. Менделеева. Периоды: короткие и длинные. Группы,
главные и побочные подгруппы. Информация о химическом элементе, содержащаяся в
Периодической системе Д. И. Менделеева. Жизнь и деятельность Н. Бора.
Молекула. Понятие о химической связи. Вещества молекулярного и немолекулярного
строения, их характеристика. Строение молекул. Модели молекул: шаростержневые и
масштабные. Молекулярная масса. Примеры веществ молекулярного строения: перекись
водорода, молекулярный водород, молекулярный кислород, озон, молекулярный азот,
молекулярный иод, вода, аммиак, углекислый газ, фуллерен, метан, этилен, спирт
(этиловый спирт), глицерин, уксус (уксусная кислота), глюкоза, сахар (сахароза).
Агрегатные состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное) и их характеристика.
Строение воды в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и
аморфные вещества. Физические процессы: плавление, кристаллизация, испарение,
конденсация, сублимация (возгонка). Физические свойства вещества (температура
плавления и температура кипения).
6

Кристаллы. Кристаллическая решетка. Ионы. Кристаллическая решетка поваренной соли.
Формы кристаллов различных веществ (куб, октаэдр, додекаэдр, ромбоэдр, столбчатые и
пластинчатые кристаллы). Сростки. Друзы. Дендриты.
Классификация веществ по составу. Индивидуальные (чистые) вещества и смеси. Простые
вещества. Сложные вещества (химические соединения). Металлы и неметаллы, их
свойства. Неорганические и органические вещества. Основные классы неорганических
веществ: оксиды, кислоты (соляная, серная, азотная, угольная, фосфорная), соли,
основания. Щелочи.
Физические и химические явления. Химическая реакция. Реагенты и продукты реакции.
Закон сохранения массы. Уравнение химической реакции. Коэффициенты. Признаки
химических реакций: изменение цвета, образование осадка, выделение газа, выделение
или поглощение тепла, возникновение света.
Демонстрации
Периодическая система Д. И. Менделеева. Образцы веществ молекулярного и
немолекулярного строения. Модели некоторых простых молекул (вода, углекислый газ,
кислород, водород). Плавление воска (парафина) как пример физического явления.
Кипение воды как пример физического явления. Кристаллическая решетка хлорида
натрия. Образцы индивидуальных веществ (металлы, неметаллы, сложные вещества) и
смесей (растворы, гранит). Знакомство с образцами оксидов, кислот, солей, оснований.
Горение восковой (парафиновой) свечи как пример химического явления. Появление
окраски фенолфталеина в присутствии щелочи (известковой воды) как химическое
явление. Помутнение известковой воды при действии углекислого газа как химическое
явление. Реакции, демонстрирующие признаки химических реакций: взаимодействие
перманганата калия с сульфитом натрия в кислой среде, взаимодействие хлорида натрия с
нитратом серебра, взаимодействие карбоната натрия с соляной кислотой, взаимодействие
хлорида аммония с гидроксидом натрия, горение магния.
2. Экспериментальная работа с веществами
Растворение. Растворитель. Раствор. Растворимость. Насыщенный раствор. Массовая доля
(процентная концентрация) растворенного вещества. Лабораторная посуда: пробирки,
химические стаканы, колбы (плоскодонные с шаровидным и коническим туловом),
воронки, цилиндры, мензурки, пипетки, шпатели, ложки, ступки с пестиками,
выпарительные чашки. Фильтрование. Фильтры. Изготовление фильтра. Материалы для
фильтров. Значение фильтрования в повседневной жизни. Нагревание. Способы
нагревания. Кальцинация. Оборудование для нагревания: газовые печи, электрические
печи, электроплитки, газовые горелки и спиртовки.
Выпаривание. Лабораторное оборудование для выпаривания: газовая горелка,
электроплитка, выпарительная фарфоровая чашка, водяная баня. Дистилляция
(перегонка). Дистилляторы. Дистиллированная вода. Кристаллизация. Особенности роста
кристаллов.
Демонстрации
Растворы медного купороса различной концентрации. Образцы фильтров. Оборудование
для нагревания: электроплитки, газовые горелки и спиртовки. Нагревание жидкостей в
стакане и в пробирке. Выделение хлорофилла из зеленого листа при обработке его
горячим этиловым спиртом. Кристаллизация нитрата калия при охлаждении его
насыщенного раствора.
Лабораторные опыты
Лабораторный опыт 1.Приготовление раствора поваренной соли.
Лабораторный опыт 2.Приготовление раствора медного купороса.
Лабораторный опыт 3.Разделение смеси песка и поваренной соли фильтрованием.
Лабораторный опыт 4. Нагревание на электроплитке.
Лабораторный опыт 5. Строение пламени свечи.
7

Лабораторный опыт 6.Кристаллизация калийной селитры.
3. Вещества вокруг нас
Воздух. Атмосфера Земли. Химический состав воздуха. Свойства воздуха. Влажность.
Кислород — самый активный компонент воздуха. Горение веществ в кислороде.
Окисление кислородом органических веществ — источник энергии живых организмов.
Разделение воздуха на азот и кислород. Применение кислорода. Состав воздуха древней
Земли. Появление кислорода в атмосфере Земли. Качество воздуха. Токсичные вещества в
воздухе. Озон.
Вода — самое распространенное на Земле сложное вещество. Круговорот воды на Земле.
Агрегатные состояния воды. Пресная вода. Дистиллированная вода. Вода — основной
компонент всех живых организмов. Вода в организме человека. Роль воды в
промышленности и сельском хозяйстве. Строение молекулы воды. Молекула воды как
диполь. Водородная связь и ее влияние на физические свойства воды. Вода — важнейший
растворитель.
Углекислый газ: состав и строение молекулы. Агрегатные состояния и физические
свойства углекислого газа. Растворимость углекислого газа в воде. Угольная кислота.
Химическая активность углекислого газа. Роль углекислого газа в природе. Углекислый
газ — «парниковый газ». Рост содержания углекислого газа в атмосфере. Процессы,
приводящие к выделению углекислого газа в атмосферу. Качественная реакция на
углекислый газ.
Поваренная соль — хлорид натрия. Физические свойства поваренной соли. Значение
поваренной соли для живых организмов. Нахождение поваренной соли в природе.
Применение поваренной соли. Каменная соль (галит), ее добыча. Поваренная соль в
морской воде и соляных озерах. Самосадочная соль. Классификация поваренной соли по
степени чистоты и по степени измельченности. Йодированная пищевая соль.
Глюкоза — самый известный представитель углеводов. Формула глюкозы. Физические
свойства глюкозы. Растворимость глюкозы в воде. Применение глюкозы в кондитерской
промышленности. Глюкоза — основной источник энергии живых организмов. Аэробное и
анаэробное окисление глюкозы. Гликоген и крахмал как источники глюкозы в живых
организмах. Брожение и его применение для получения пищевых продуктов.
Минералы. Горные породы. Химический состав минералов: кварца, кальцита, магнетита
(магнитного железняка), родонита. Горные породы: магматические, осадочные,
метаморфические. Глина, песок, известняк, мрамор: состав, свойства, применение.
Известь негашеная и гашеная: получение и применение. Известковая вода и известковое
молоко.
Природный газ, его состав. Метан: состав молекулы, свойства и применение. Нефть:
состав, свойства, применение. Последствия разлития нефти на водных поверхностях
морей и океанов. Переработка нефти: перегонка и крекинг. Продукты переработки нефти
и их применение. Нефть, природный и сланцевый газ, бурый и каменный уголь, торф: их
образование и залегание в земной коре. Антрацит. Коксование угля. Продукты коксования
(кокс, каменноугольная смола и светильный (коксовый) газ) и их применение.
Применение торфа.
Демонстрации
Демонстрационный опыт «Кислород из таблеток». Качественная реакция на углекислый
газ. Кристаллическая решетка хлорида натрия. Образцы глюкозы, сахарозы, крахмала.
Коллекция «Минералы и горные породы». Коллекция «Раздаточные образцы полезных
ископаемых и металлов». Коллекция «Кварц в природе». Приготовление известковой
воды. Коллекция «Нефть и продукты ее переработки». Коллекция «Каменный уголь
и продукты его переработки». Коллекция «Торф и продукты его переработки».
8

4. Знакомство с материалами
Металлы. Представители металлов — железо, медь, алюминий, цинк, олово, свинец,
серебро, золото, платина, ртуть. Окисление кислородом воздуха. Свойства металлов.
Пластичность. Тягучесть. Сплавы (дуралюмин, чугун, сталь, латунь и бронза): состав,
свойства, применение. Промышленная добыча металлов из руд: получение цинка из
цинковой обманки и чугуна из железной руды. Металлы, находящиеся в природе в
самородном виде: золото и платина. Применение металлов.
Стекла как аморфные тела. Кварцевое и силикатное стекло: состав, получение, свойства.
Получение высокохудожественных изделий ручным выдуванием из стекла. Окраска
стекол ионами металлов. Смальты — глушеные (непрозрачные) стекла. Жизнь и
деятельность М. В. Ломоносова. Применение стекол.
Керамика (фарфор и фаянс): способ получения, свойства. Глазурь. Применение керамики.
Полимеры. Образование полимеров из мономеров. Макромолекула. Виды полимеров:
пластики (полиэтилен, полипропилен, поликарбонаты, тефлон, полиэтилентерефталат),
эластомеры (каучуки, резина), полимерные волокна.
Особенности получения полимеров, их применение. Синтетические и природные
полимеры.
Демонстрации
Коллекция «Алюминий и его сплавы». Коллекция «Железо и его сплавы». Коллекция
«Раздаточные образцы полезных ископаемых и металлов». Коллекция «Чугун и сталь».
Коллекция «Стекло и изделия из стекла». Коллекция образцов фарфора, фаянса,
обожженной глины. Коллекция «Пластмассы». Коллекция «Каучук и продукты его
переработки». Коллекция «Волокна».
5. Типы расчетных задач
1. Вычисление относительной молекулярной массы веществ.
2. Составление формулы вещества по атомным процентам и соотношению масс
элементов.
3. Вычисление атомной и массовой доли элемента по химической формуле на примере
воды.
4. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.
6. Темы практических работ
Практическая работа 1. Простейшие химические операции.
Практическая работа 2. Правила работы со спиртовкой. Нагревание жидкостей.
7. Занимательные опыты
Опыт 1. Приготовление известковой воды.
Опыт 2. Горение магния.
Опыт 3. Окисление меди.
Опыт 4. Растворяем металлы в кислотах.
Опыт 5. Получаем кислород.
Опыт 6. Универсальный индикатор.
Опыт 7. Изучаем газировку.
Опыт 8. Соленая газировка.
Опыт 9. «Розовое молоко».
Опыт 10. «Розовое молоко» опять становится прозрачным.
Опыт 11. Известковая вода мутнеет.
Опыт 12. Известковая вода сначала мутнеет, а потом становится прозрачной.
Опыт 13. Муть появляется снова и не исчезает.
Опыт 14. Опять выпадает мел.
9

Опыт 15. Готовим насыщенный раствор.
Опыт 16. Выращиваем кристаллы поваренной соли.
Опыт 17. «Золотой дождь».
Опыт 18. Несгораемая нить.
Опыт 19. Кристаллы в пробирке.
Опыт 20. Выращиваем кристаллы селитры.
Опыт 21. Горючая нить.
Опыт 22. Нить горит малиновым пламенем.
Опыт 23. Нить горит зеленым пламенем.
Опыт 24. Селитряная бумага.
Опыт 25. Соревнование нитей.
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название раздела или темы
Введение
Тема 1. От атома до вещества
Тема 2. Экспериментальная работа с
веществами
Тема 3. Вещества вокруг нас
Тема 4. Знакомство с материалами
Обобщающее повторение. Итоговая
контрольная работа
Резерв
Итого:

Количество часов
план
факт
1
13

Причины изменений

6
7
4
2
2
35

10

Поурочно - тематическое планирование
Количество
часов,
отводимых
на данную
тему/
№п/п

Тема урока

Использование
Характеристика основных видов
оборудования
центра
Основное содержание темы деятельности обучающегося (на
уровне учебных действий)
естественнонаучной
и технологической
направленностей
«Точка роста»

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
1/1

Введение. Из
чего состоит
мир

Природа. Физические тела.
Явления природы. Естество­
знание. Естественные науки.
Предмет изучения химии.
Место химии среди
естественных наук.
Объекты живой и неживой
природы. Уровни
организации неживой и
живой материи

Раскрывать смысл понятий
Электронные
«природа»,
таблицы и плакаты
«физические тела», «явления
природы»,
«естествознание»,
«естественные науки».
Характеризовать предмет
изучения химии.
Демонстрировать понимание
места химии среди естественных
наук.
Характеризовать объекты
живой и неживой природы и

11

уровни их организации

ТЕМА 1. ОТ АТОМА ДО ВЕЩЕСТВА (13 ч)
1/2

Вечные атомы

Атом — наименьшая частица Раскрывать смысл основных
вещества. Неизменность ато­ химических понятий «атом»,
«химический элемент»,

Электронные
таблицы и плакаты

12

1/3

Атомы
в космосе,
на Земле
и в организме

Распределение атомов химиче­
ских элементов в космосе
(Вселенной, нашей Галактике,
Солнечной системе) и на Земле.
Водород и гелий — самые рас­
пространенные элементы во
Вселенной. Кислород — самый
распространенный элемент на
Земле. Наиболее распростра­
ненные элементы в разных
частях Земли. Химические эле­
менты в живых организмах:
элементы жизни, макро­ и
микроэлементы. Биологически
активные вещества

Демонстрировать знание наиболее распро­
страненных элементов нашей Вселенной
и планеты Земля.
Сравнивать распространенность водорода,
гелия, кислорода и других элементов
на планете Земля и во Вселенной.
Демонстрировать понимание термина
«биологически активные вещества».
Классифицировать химические элементы в
живых организмах на элементы жизни,
макро­ и микроэлементы

13

1/4

Неустойчи­
вые атомы

Устойчивые (стабильные) и
неустойчивые (радиоактивные)
химические элементы. Радио­
активный распад. Радиоактив­
ность. Изотопы. Применение
неустойчивых (радиоактив­
ных) атомов. Цепная реакция.
Атомная энергия. Жизнь и
деятельность А. А. Беккереля

Раскрывать смысл основных химических
понятий «атом», «химический элемент»,
используя знаковую систему химии.
Определять понятия «радиоактивный
распад», «радиоактивность», «атомная
энергия».
Раскрывать смысл понятия «изотопы».
Характеризовать применение неустойчи­
вых (радиоактивных) атомов.
Демонстрировать знаниенаиболее важных сведений о жизни и деятельности
А. А. Беккереля

14

1/5

Как устроен
атом

Элементарные частицы (прото­
ны, нейтроны и электроны), их
основные характеристики —
масса и заряд. Ядро атома.
Массовоечисло.Взаимосвязь
массовогочисласчислом про­
тонов и нейтронов. Атомная
единица массы. Порядковый
номерэлемента. Электронная
оболочка атома. Жизнь и
деятельность Э. Резерфорда

Раскрывать смысл основных химических
понятий «атом», «химический элемент»,
используя знаковую систему химии.
Раскрывать смысл понятий «элементар­
ные частицы», «протоны», «нейтроны»,
«электроны», «ядроатома»,«массовое
число», «атомная единица массы»,
«порядковый номер элемента»,
«электронная оболочка атома».
Определять число протонов, нейтронов и
электронов вконкретном атоме (изотопе).
Демонстрировать знаниенаиболееважных сведений о жизни и деятельности
Э. Резерфорда

1/6

Изотопы

Химический элемент каксово­
купность атомов, имеющих
одинаковый заряд ядра.
Сравнительный состав изото­
пов водорода и углерода.
Способы обозначения изотопов

Раскрывать смысл основных химиче­ ских
понятий «атом», «химический элемент»,
используя знаковую систему химии.
Раскрывать смысл понятий «изотопы»,
«элементарные частицы», «протоны»,
«нейтроны».
Характеризовать и сравнивать изотопы
водорода и углерода.
Демонстрировать знание способов
обозначения изотопов

15

1/7

История соз­
дания Перио­
дической
системы
химических
элементов

История создания Периодиче­
ской системы химических эле­
ментов. Периодичность. Перио­
дический закон Д. И. Менделе­
ева. Периодическая система.
Жизнь и деятельность
Д. И. Менделеева.
Демонстрации
Периодическая система
химических элементов
Д. И. Менделеева

Демонстрировать знание истории созда­ ния
Периодической системы химических
элементов.
Раскрывать смысл понятия
«периодичность».
Раскрывать смысл Периодического
закона Д. И. Менделеева.
Демонстрировать знаниенаиболее важных сведений о жизни и деятельности
Д. И. Менделеева.
Наблюдать демонстрируемые материалы и
описывать их с помощью родного языка и
языка химии

1/8

Структура
Периодиче­
ской системы

Периодическая система
Д. И. Менделеева. Длинный
и короткий варианты Периоди­
ческой системы Д. И. Менделе­
ева. Периоды: короткие и длин­
ные. Группы, главные и побоч­
ные подгруппы. Информация
охимическомэлементе, содер­
жащаяся в Периодической си­
стеме Д. И. Менделеева. Жизнь
и деятельность Н. Бора.

Раскрывать смысл понятия
«Периодическая система».
Описывать строение длинного и коротко­ го
вариантов Периодической системы
Д. И. Менделеева.
Характеризовать химический элемент
наосновеинформации, содержащейся в
ПериодическойсистемеД.И.Менделеева.
Демонстрировать знание наиболее важных сведений о жизни и деятельности
Н. Бора.

16

1/9

Атомы
соединяются в
молекулы

Демонстрации
Периодическая система
химических элементов
Д. И. Менделеева

Наблюдать демонстрируемые материалы и
описывать их с помощью родного языка и
языка химии

Молекула. Понятие о химиче­
ской связи. Вещества молеку­
лярного и немолекулярного
строения, их характеристика.
Строение молекул. Модели
молекул: шаростержневые
и масштабные. Молекулярная
масса. Примеры веществ моле­
кулярного строения: перекись
водорода, молекулярный водо­
род, молекулярный кислород,
озон, молекулярный азот, мо­
лекулярный иод, вода, аммиак,
углекислый газ, фуллерен,
метан, этилен, спирт (этиловый
спирт), глицерин, уксус
(уксусная кислота), глюкоза,
сахар (сахароза).

Раскрывать смысл основных химических
понятий «атом», «химический элемент»,
«молекула», используя знаковую систему
химии.
Раскрывать смысл понятия«химическая
связь».
Раскрывать различие между веществами
молекулярного и немолекулярного
строения.
Приводить примеры веществ
молекулярного строения.
Описывать строение молекул по их
моделям.
Называть химические элементы.
Определять состав веществ (качественный
и количественный) по их формулам.
Вычислять относительную молекулярную
массу веществ.

17

Демонстрации
Образцы веществ молекуляр­
ного и немолекулярного
строения.
Модели некоторых простых
молекул (вода, углекислый газ,
кислород, водород)

Составлять формулы веществ по атомным процентам и соотношению масс
элементов.
Называть молекулярные вещества по их
формулам: перекисьводорода, молекулярный водород, молекулярный кислород,
озон, молекулярный азот, молекулярный
иод, вода, аммиак, углекислый газ, фуллерен, метан, этилен, спирт (этиловый
спирт), глицерин, уксус (уксусная
кислота), глюкоза, сахар (сахароза).
Наблюдать демонстрируемые модели
молекул.
Делать выводы по результатам
проведенных наблюдений

18

1/10

Газы, жидко­ Агрегатные состояния веще­
сти и твердые ства (твердое, жидкое, газо­
вещества
образное) и их характеристи­
ка. Строение воды в твердом,
жидком и газообразном
состоянии. Кристаллические и
аморфные вещества.
Физические процессы: плавле­
ние, кристаллизация, испаре­
ние, конденсация, сублимация
(возгонка). Физические свой­
ства вещества (температура
плавления и температура
кипения).
Демонстрации
Плавление воска (парафина)
как пример физического
явления.
Кипение воды как пример
физического явления

Описывать свойства твердых, жидких,
газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки.
Раскрывать смысл понятий «кристалли­
ческиевещества», «аморфныевещества»,
«физические свойства».
Определять понятия «температура
плавления», «температура кипения».
Приводить примеры кристаллических
и аморфных веществ.
Характеризовать физические процессы:
плавление, кристаллизацию, испарение,
конденсацию, сублимацию (возгонку).
Характеризовать зависимость физических
свойств веществ от строения веществ.
Наблюдать демонстрируемые опыты
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений и химических опытов

19

1/11

2/12,13

Кристалличе­
ская структу­
ра вещества

Кристаллы. Кристаллическая
решетка. Ионы. Кристалличе­
ская решетка поваренной соли.
Формы кристаллов различных
веществ (куб, октаэдр, доде­
каэдр, ромбоэдр, столбчатые
и пластинчатые кристаллы).
Сростки. Друзы. Дендриты.
Демонстрации
Кристаллическая решетка
хлорида натрия

Определять понятия «ион», «кристаллы»,
«кристаллическая решетка».
Демонстрировать знание о формах
кристаллов различных веществ.
Наблюдать демонстрируемые материалы и
описывать их с помощью родного языка и
языка химии.
Делать выводы по результатам
проведенных наблюдений

Классифика­
ция веществ

Классификация веществ
по составу. Индивидуальные

Выявлять различия между
индивидуальным веществом и смесью.

(чистые) вещества и смеси.
Простые вещества. Сложные
вещества (химические
соединения).
Металлы и неметаллы, их свой­
ства. Неорганические и органи­
ческие вещества. Основные
классы неорганических
веществ: оксиды, кислоты
(соляная, серная, азотная,
угольная, фосфорная), соли,
основания. Щелочи.

Приводить примеры индивидуальных
веществ и смесей из повседневной жизни.
Раскрывать смысл основных химических
понятий «простое вещество», «сложное
вещество», используя знаковую систему
химии.
Классифицировать вещества на простые
и сложные, металлы и неметаллы,
неорганические и органические.
Характеризовать свойства металлов
и неметаллов.
Приводить примеры веществ простых

20

1/14

Превращения
веществ —

Демонстрации
Образцы индивидуальных
веществ (металлы, неметаллы,
сложные вещества) и смесей
(растворы, гранит).
Знакомство с образцами
оксидов, кислот, солей,
оснований

и сложных, металлов и неметаллов,
неорганических и органических.
Классифицировать неорганические веще­
ства на оксиды, кислоты, соли, основания.
Характеризовать основные классы неорга­
нических веществ: оксидов, кислот,
оснований, солей.
Называть соединения изученных
классов неорганических веществ.
Наблюдать демонстрируемые образцы
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам
проведенных наблюдений

Физические и химические
явления. Химическая реакция.

Раскрывать смысл понятий «хими­ ческие
явления», «физические явления».

21

химические
реакции

Реагенты и продукты реакции.
Закон сохранения массы. Урав­
нение химической реакции.
Коэффициенты. Признаки хи­
мических реакций: изменение
цвета, образование осадка,
выделение газа, выделение или
поглощение тепла, возникнове­
ние света.
Демонстрации
Горение восковой (парафино­
вой) свечи как пример химиче­
ского явления. Появление
окраски фенолфталеина в при­
сутствии щелочи (известковой
воды) как химическое явление.
Помутнение известковой воды
при действии углекислого газа
как химическое явление.
Реакции, демонстрирующие
признаки химических реак­ ций:
взаимодействие перманга­ ната
калия с сульфитом натрия

Определять понятия «реагенты»,
«продукты реакции».
Различать химические и физические
явления.
Раскрывать смысл основных химических
понятий «химическая формула», «хими­
ческая реакция», используя знаковую
систему химии.
Раскрывать смысл закона сохранения
массы веществ.
Называть признаки и условия протекания
химических реакций.
Выявлять признаки, свидетельствующие о
протекании химической реакции
привыполнениихимическогоопыта.
Составлять уравнения химических
реакций по схемамреакций.
Наблюдать демонстрируемые опыты
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам
проведенных химических опытов

22

в кислой среде, взаимодействие
хлорида натрия с нитратом
серебра, взаимодействие карбо­
ната натрия с соляной кисло­
той, взаимодействие хлорида
аммония с гидроксидом натрия,
горение магния
ТЕМА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ВЕЩЕСТВАМИ (6 ч)

23

1/15

Растворение

Растворение. Растворитель.
Раствор. Растворимость. Насы­
щенный раствор. Массовая доля
(процентная концентра­ ция)
растворенного вещества.
Лабораторная посуда: пробир­
ки, химические стаканы, кол­
бы (плоскодонные с шаровид­
ным и коническим туловом),
воронки, цилиндры, мензурки,
пипетки, шпатели, ложки,
ступки с пестиками,
выпарительные чашки.
Демонстрации
Растворы медного купороса
различной концентрации.
Лабораторная посуда.
Лабораторный опыт 1. Приго­
товление раствора поваренной
соли.

Раскрывать смысл понятий
«растворение», «раствор». Определять
понятия «растворитель»,
«растворимость», «насыщенный раствор».
Различать и называть химическую посу­
ду: пробирки, химические стаканы, кол­
бы, воронки, цилиндры, мензурки, пипет­
ки, шпатели, ложки, ступки с пестиками,
выпарительные чашки.
Вычислять массовую долю растворенного
вещества в растворе.
Пользоваться лабораторным
оборудованием и посудой.
Использовать на практике приемы
приготовления раствора.
Наблюдать демонстрируемые растворы и
лабораторную посуду.
Наблюдать самостоятельно проводимые
опыты и описывать их с помощью родного
языка и языка химии.

Лабораторныйопыт 2. Приго­
товление раствора медного
купороса

Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений и химических опытов.
Соблюдать правила безопасной работы
при проведении опытов

24

1/16

Практическая Переливание жидкости. Отбор
жидкости с помощью
работа 1.
стеклянной трубочки
Простейшие
химические
операции

Использовать на практике приемы пере­
ливания жидкости и отбора жидкости
с помощью стеклянной трубочки.
Демонстрировать знание различной
химической посуды.
Пользоваться лабораторным оборудовани­
ем и посудой.
Наблюдать самостоятельно проводимые
опыты и описывать их.
Делать выводы по результатам проведен­
ных химических опытов.
Соблюдать правила безопасной работы при
проведении опытов

1/17

Фильтрова­
ние

Определять понятия «фильтрование»,
«фильтры».
Демонстрировать знание различной
химической посуды.

Фильтрование.
Фильтры.
Изготовление фильтра.
Материалы для фильтров.

25

Значение фильтрования
в повседневной жизни.
Демонстрации
Образцы фильтров.
Лабораторныйопыт 3. Разде­
ление смеси песка и поварен­
ной соли фильтрованием

Изготовлять фильтр изфильтровальной
бумаги.
Пользоваться лабораторным оборудовани­
ем и посудой.
Использовать на практике прием
фильтрования.
Наблюдать демонстрируемые материалы.
Наблюдать самостоятельно проводимые
опыты и описывать их с помощью родного
языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных химических опытов.
Соблюдать правила безопасной работы при
проведении опытов

26

1/18

Нагревание

Нагревание. Способы нагрева­
ния. Кальцинация. Оборудова­
ние для нагревания: газовые
печи, электрические печи,
электроплитки, газовые
горелки и спиртовки.
Демонстрации
Оборудование для нагревания:
электроплитки, газовые горел­
ки и спиртовки. Нагревание
жидкостей в стакане и в про­
бирке. Выделение хлорофилла
из зеленого листа при обработ­
ке его горячим этиловым
спиртом.

Определять понятия «нагревание»,
«кальцинация».
Демонстрировать знание различных
способов нагревания.
Различать и называть оборудование для
нагревания: газовые печи, электрические
печи, электроплитки, газовые горелки
и спиртовки.
Нагревать вещества на электроплитке.
Пользоваться лабораторным оборудовани­
ем и посудой.
Описывать строение пламени свечи.
Наблюдать оборудование для нагревания.
Наблюдать демонстрируемые и самостоя­
тельно проводимые опыты и описывать их

Лабораторныйопыт 4. Нагре­
вание на электроплитке.
Лабораторный опыт 5. Строе­
ние пламени свечи

с помощью родного языка и языка химии.
Делать выводы порезультатам проведен­
ных наблюдений и химических опытов.
Соблюдать правила безопасной работы при
проведении опытов

27

1/19

Выпаривание
и кристалли­
зация

Выпаривание. Лабораторное
оборудование для выпаривания:
газовая горелка, электроплит­
ка, выпарительная фарфоровая
чашка, водяная баня. Дистил­
ляция (перегонка). Дистиллято­
ры. Дистиллированная вода.
Кристаллизация. Особенности
роста кристаллов.
Демонстрации
Оборудование для нагревания:
электроплитки, газовые горелки
и спиртовки. Кристал­ лизация
нитрата калия при охлаждении
его насыщенного раствора.

Определять понятия «выпаривание»,
«дистилляция», «кристаллизация».
Различать и называть оборудование для
выпаривания: газовую горелку, электро­
плитку, выпарительную фарфоровую
чашку, водяную баню.
Характеризовать особенности роста
кристаллов.
Нагревать вещества на электроплитке.
Использовать на практике прием
кристаллизации.
Демонстрировать знание различной
химической посуды.
Пользоваться лабораторным
оборудованием и посудой.

Лабораторныйопыт 6.
Кристаллизация калийной
селитры

Наблюдать оборудование для нагревания.
Наблюдать демонстрируемые и самостоя­
тельно проводимые опыты и описывать их
с помощью родного языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений и химических опытов.
Соблюдать правила безопасной работы при
проведении опытов

28

1/20

Правила работысоспиртовкой.
Практическая работа 2. Нагревание жидкостей.
Правила рабо­ Правила нагревания жидкостей
ты со спиртов­
кой. Нагрева­
ние жидко­ стей

Демонстрировать знание правил работы со
спиртовкой и правил нагревания
жидкостей.
Описывать строение спиртовки.
Нагревать жидкости на пламени спиртов­
ки, зажигать и тушить спиртовку.
Демонстрировать знание различной
химической посуды.
Пользоваться лабораторным оборудовани­
ем и посудой.
Наблюдать самостоятельно проводимые
опыты и описывать их с помощью родного
языка и языка химии.
Соблюдать правила безопасной работы при
проведении опытов

ТЕМА 3. ВЕЩЕСТВА ВОКРУГ НАС (7 ч)
1/21

Воздух
и кислород

Воздух. Атмосфера Земли.
Химический состав воздуха.

Характеризовать состав воздуха древней
Земли.

29

Свойства воздуха. Влажность.
Кислород — самый активный
компонент воздуха. Горение
веществ в кислороде. Окисле­
ние кислородом органических
веществ — источник энергии
живых организмов. Разделе­
ние воздуха на азот и кисло­
род. Применение кислорода.
Состав воздухадревней Земли.
Качество воздуха. Токсичные
вещества в воздухе.Озон.
Демонстрации
Демонстрационный опыт
«Кислород из таблеток»

Объяснять появление кислорода в
атмосфере Земли.
Описывать способ разделения воздуха
на кислород иазот.
Характеризовать свойства воздуха в срав­
нении со свойствами входящих в него
индивидуальных веществ.
Характеризовать физические и химиче­
ские свойства простого вещества —
кислорода.
Характеризовать применение кислорода.
Приводить примеры токсичных веществ в
воздухе.
Оценивать влияние химического загряз­
нения окружающей среды на организм
человека.
Использовать приобретенные знания
для экологически грамотного поведения
в окружающей среде.
Объективно оценивать информацию о
веществах и химических процессах.
Критически относиться к псевдонауч- ной
информации, недобросовестной

30

рекламе в средствах массовой
информации.
Наблюдать демонстрируемые опыты
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных химических опытов
1/22

Вода

Вода — самое распростра­ ненное Определять понятия «пресная вода»,
на Земле сложное вещество.
«дистиллированная вода».
Круговорот воды на Земле.
Характеризовать физические свойства
Агрегатные состояния воды.
воды.
Пресная вода. Дистилли­
Раскрывать роль воды в организме
рованная вода. Вода — основ­
человека, промышленности исельском
ной компонент всех живых
хозяйстве.
организмов. Вода в организме
Вычислять атомную и массовую долю
человека. Роль воды в промыш­
элемента по химической формуле
ленности и сельском хозяйстве.
на примере воды.
Строение молекулы воды.
Раскрывать смысл понятия «водородная
Молекула воды как диполь.
связь».
Водородная связь и ее влияние
Устанавливать причинно-следственные
на физические свойства воды.
связи между строением воды и ее физичеВода — важнейший раство­
скими свойствами
ритель

31

1/23

Углекислый газ Углекислый газ: состав истрое­
ние молекулы. Агрегатные
состояния и физические
свойства углекислого газа.
Растворимость углекислого газа
в воде. Угольная кислота.
Химическая активность угле­
кислого газа. Роль углекислого
газа в природе. Углекислый газ
— «парниковый газ». Рост
содержания углекислого газа в
атмосфере. Процессы, приводя­
щие к выделению углекислого
газа в атмосферу. Качественная
реакция на углекислый газ.
Демонстрации
Качественная реакция на
углекислый газ

Характеризовать состав и строение моле­
кулы, важнейшие физические и химиче­
ские свойства углекислого газа и его роль
в природе.
Оценивать влияние химического загряз­
нения окружающей среды на организм
человека.
Объективно оценивать информацию о
веществах и химических процессах.
Использовать приобретенные знания
для экологически грамотного поведения
в окружающей среде.
Распознавать опытным путемуглекислый
газ.
Наблюдать демонстрируемые опыты
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных химических опытов

32

1/24

Поваренная
соль

Поваренная соль — хлорид
натрия. Физические свойства
поваренной соли. Значение
поваренной соли для живых
организмов. Нахождение
поваренной соли в природе.
Применение поваренной соли.

Характеризовать нахождение в природе,
состав, физические свойства, применение
и значение поваренной соли для живых
организмов.
Классифицировать поваренную соль по
степени чистоты и по степени измельчен­
ности.

Каменная соль (галит), ее
добыча. Поваренная соль в
морской воде и соляных
озерах. Самосадочная соль.
Классификация поваренной соли
по степени чистоты и по степени
измельченности. Иоди­ рованная
пищевая соль.
Демонстрации
Кристаллическая решетка
хлорида натрия

Грамотно обращаться с веществами
в повседневной жизни.
Наблюдать демонстрируемые материалы и
описывать их с помощью родного языка и
языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений и химических опытов

33

1/25

Глюкоза

Глюкоза — самый известный
представитель углеводов.
Формула глюкозы. Физические
свойства глюкозы. Раствори­
мостьглюкозыв воде.Примене­
ние глюкозы в кондитерской
промышленности. Глюкоза —
основной источник энергии
живых организмов. Аэробное и
анаэробное окисление глюкозы.
Гликоген и крахмал как источ­
ники глюкозы в живых организ­
мах. Брожение и его примене­
ние для получения пищевых
продуктов.
Демонстрации
Образцы глюкозы, сахарозы,
крахмала

Характеризовать качественный и коли­
чественный состав молекулы глюкозы,
ее физические и химические (горение
и брожение) свойства, применение
и нахождение в природе.
Раскрывать значение глюкозы для живых
организмов.
Грамотно обращаться с веществами
в повседневной жизни.
Наблюдать демонстрируемые опыты
и описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам
проведенных химических опытов

34

1/26

Минералы
и горные
породы

Минералы. Горные породы.
Химический состав минера­
лов: кварца, кальцита, магне­
тита (магнитного железняка),
родонита. Горные породы:
магматические, осадочные,
метаморфические. Глина,
песок, известняк, мрамор:
состав, свойства, применение.
Известь негашеная и гашеная:
получение и применение.
Известковая вода и известко­ вое
молоко.
Демонстрации
Коллекция «Минералы и гор­
ные породы». Коллекция «Раз­
даточные образцы полезных
ископаемых и металлов».
Коллекция «Кварц в природе».
Приготовление известковой
воды

Различать понятия «минералы», «горные
породы».
Характеризовать химический состав,
свойства и применение минералов:
кварца, кальцита, магнетита (магнитного
железняка), родонита, серы, золота, меди.
Определять понятия «магматические
горные породы», «осадочные горные
породы», «метаморфические горные
породы».
Характеризовать химический состав,
свойства и применение горных пород:
глины, песка, известняка, мрамора.
Наблюдать демонстрируемые материалы,
опыты иописывать ихспомощью родного
языка и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений

1/27

Горючие
вещества: газ,
нефть, уголь

Природный газ, его состав.
Метан: состав молекулы, свой­
ства и применение. Нефть:
состав, свойства, применение.

Характеризовать образование и залегание
в земной коре природного газа, сланцево­
го газа, нефти, каменного угля, торфа.
Характеризовать состав молекулы,

35

Последствия разлития нефти
на водные поверхности морей и
океанов. Переработка нефти:
перегонка и крекинг. Продук­
ты переработки нефти и их
применение. Нефть, природ­
ный и сланцевый газ, бурый
и каменный уголь, торф: их об­
разование и залегание в земной
коре. Антрацит. Коксование
угля. Продукты коксования
(кокс, каменноугольная смола
и светильный (коксовый) газ)
и их применение. Применение
торфа.
Демонстрации
Коллекция «Нефть и продукты
ее переработки».
Коллекция «Каменный уголь
и продукты его переработки».
Коллекция «Торф и продукты
его переработки»

свойства и применение метана.
Характеризовать состав, свойства и при­
менение нефти, каменного угля и торфа.
Характеризовать основные направления
использования и переработки нефти,
природного газа и каменного угля.
Определять понятия «перегонка»,
«крекинг», «коксование».
Приводить примеры практического
использования продуктов переработки
природного газа, нефти и каменного угля.
Грамотно обращаться с веществами
в повседневной жизни.
Демонстрировать понимание последствий
разлития нефти на водные поверхности
морей и океанов.
Наблюдать демонстрируемые материалы и
описывать их с помощью родного языка и
языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений

ТЕМА 4. ЗНАКОМСТВО С МАТЕРИАЛАМИ (4 ч)

36

1/28

Металлы и
сплавы

Металлы. Представители ме­
таллов — железо, медь, алюми­
ний, цинк, олово, свинец, сере­
бро, золото, платина, ртуть.
Окисление кислородом возду­
ха. Свойства металлов. Пла­
стичность. Тягучесть. Сплавы
(дуралюмин, чугун, сталь,
латунь и бронза): состав, свой­
ства, применение. Промыш­
ленная добыча металлов из руд:
получение цинка из цин­ ковой
обманки и чугуна из же­ лезной
руды. Металлы, находя­ щиеся в
природе в самородном виде:
золото иплатина.
Применение металлов.
Демонстрации
Коллекция «Алюминий и его
сплавы».

Характеризовать нахождение в природе,
получение, свойства и области примене­
ния металлов.
Приводить приметы простых веществ —
металлов.
Характеризовать состав, свойства и при­
менение наиболее известных сплавов.
Грамотно обращаться с веществами
в повседневной жизни.
Наблюдать демонстрируемые материалы и
описывать их с помощью родного языка и
языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений

Коллекция «Железо и его
сплавы».
Коллекция «Раздаточные
образцы полезных ископаемых
и металлов».
Коллекция «Чугун и сталь»

37

1/29

Стекло

Стекла как аморфные тела.
Кварцевое и силикатное стек­
ло: состав, получение, свой­
ства. Получение высокохудо­
жественных изделий ручным
выдуванием из стекла. Окраска
стекол ионами металлов.
Смальты — глушеные (непро­
зрачные) стекла. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова.
Применение стекол.
Демонстрации
Коллекция «Стекло и изделия
из стекла»

Характеризовать состав, получение,
свойства, применение кварцевого
и силикатного стекла.
Характеризовать состав цветных стекол.
Описывать химические реакции, лежа­
щие в основе получения силикатного
стекла.
Грамотно обращаться с веществами
в повседневной жизни.
Демонстрировать знаниенаиболее важных сведений о жизни и деятельности
М. В. Ломоносова.
Наблюдать демонстрируемые материалы и
описывать их с помощью родного языка и
языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений

38

1/30

1/31

Керамика

Полимеры

Керамика (фарфор и фаянс):
способ получения,
свойства. Глазурь. Применение
керамики.

Характеризовать получение, свойства,
применение керамики (фарфора, фаянса).
Грамотно обращаться с веществами
в повседневной жизни.

Демонстрации
Коллекция образцов фарфора,
фаянса, обожженной глины

Наблюдать демонстрируемые материалы и
описывать их с помощью родного языка и
языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­
ных наблюдений

Полимеры. Образование поли­
меров из мономеров. Макро­
молекула. Виды полимеров:
пластики (полиэтилен, поли­
пропилен, поликарбонаты,
тефлон, полиэтилентерефта­
лат), эластомеры (каучуки,
резина), полимерные волокна.
Особенности получения
полимеров, их применение.
Синтетические и природные
полимеры.
Демонстрации
Коллекция «Пластмассы».
Коллекция «Каучук и продук­
ты его переработки».

Определять понятия «мономер»,
«полимер», «макромолекула».
Объяснять связь строения полимера
с его свойствами.
Описывать состав, свойства, способы
получения и применения изученных
полимерных материалов: пластмасс,
волокон, эластомеров.
Различать синтетические и природные
полимеры.
Грамотно обращаться с веществами
в повседневной жизни.
Наблюдать демонстрируемые материалы и
описывать их с помощью родного языка
и языка химии.
Делать выводы по результатам проведен­

39

Коллекция «Волокна»

ных наблюдений

1/32

Обобщающее
повторение

Выполнение упражнений, по­
зволяющих систематизировать и
обобщить полученные знания по
курсу

Осуществлять познавательную рефлексию в
отношении собственных достижений в
процессе решения учебных и познаватель­
ных задач

1/33

Итоговая
контрольная
работа

Контроль знаний по курсу

Осуществлять познавательную рефлексию в
отношении собственных достижений в
процессе решения учебных и познаватель­
ных задач

34,35

Резерв

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».