Стилистика и текстоведение 5-11 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрации Белоярского городского округа
МБОУ «Белоярская СОШ№14»
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_________ Слесарева С. В.
протокол №1
от «30»августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________________
Посохова_Петрова М. А
протокол № 1
от «31»августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________ Кокоулина Е. В.
приказ №185-од
от «01»сентября 2023 г

ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Текстоведение и стилистика»
для обучающихся 5-11 классов

п. Гагарский 2023

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка .......................................................................................... 3
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Текстоведение и стилистика» ............................................................................. 5
Личностные результаты......................................................................................... 5
Метапредметные результаты................................................................................ 6
Предметные результаты ....................................................................................... 7
Содержание курса внеурочной деятельности «Текстоведение
и стилистика» в 5 классе..................................................................................... 10
Содержание курса внеурочной деятельности «Текстоведение
и стилистика» в 6 классе...................................................................................... 15
Тематическое планирование в 6 классе……………………………....................19
Содержание курса внеурочной деятельности «Текстоведение
и стилистика» в 7 классе.......................................................................................23
Содержание курса внеурочной деятельности «Текстоведение
и стилистика» в 8 классе.......................................................................................27
Тематическое планирование в 8 классе……………………………....................34
Содержание курса внеурочной деятельности «Текстоведение
и стилистика» в 9 классе.......................................................................................35
Тематическое планирование в 9 классе……………………………....................37
Содержание курса внеурочной деятельности «Текстоведение
и стилистика» в 10-11 классе................................................................................38

Пояснительная записка
Актуальность и назначение рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Текстоведение и стилистика»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Текстоведение и
стилистика» (далее – Программа) составлена на основе требований к результатам
освоения образовательной программы среднего общего образования, установленных
федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего
образования (далее – ФГОС СОО), утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413», нормами Федерального закона от
31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (внесенными в
федеральное законодательство во исполнение поручений Президента Российской
Федерации Пр-328 п. 1 от 23.02.2018 г., Пр-2182 от 20.12.2020 г.).
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с обновленными
ФГОС среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками
образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности.
Программа разработана таким образом, чтобы ее реализация позволяла:
- обеспечить единство обязательных требований ФГОС к результатам освоения
программ среднего общего образования;
- расширить возможности индивидуального развития обучающихся;
- учитывать в работе школьную программу воспитания, то есть соединить
учебную и воспитательную деятельность;
- сочетать индивидуальную и совместную работу обучающихся на основе
осознания ими личной ответственности и объективной оценки личного вклада каждого
в решение общих задач.
За основу для изучения материала в 5 -9 классах взят риторический канон
(изобретение, расположение, оформление, исполнение), активно используется работа
над топами «свойства», «целое-части», «сопоставление» и др.) Программа 5 класса это своего рода расширенное введение в изучение предмета; здесь создаётся основа
для дальнейшей последовательной работы над типами речи. В 6 классе школьники
изучают описание как тип речи, в 7 – повествование, в 8 – рассуждение, в 9 –
смешанные типы речи, в 10-11 классах – текст как единое целое.
Цель обучения по предлагаемой программе: в опоре на познавательнодеятельностное, активное освоение риторических технологий по созданию ситуативно
уместного текста обучить созданию и целенаправленному восприятию текстоврассуждений.
Задачи обучения:
 Продолжить работу по снятию психологической и речевой зажатости;
 Выстроить риторическую деятельность по созданию авторского и адресноориентированного ситуативно уместного текста в соответствии с риторическим
каноном (изобретение содержания, расположение и оформление материала,
исполнение текста), эту работу сосредоточить на текстах-рассуждениях;

Работать с основными способами развития мысли: индукцией, дедукцией,
анализом, синтезом, аналогией, противопоставлением;

Осваивать смысловые модели (топы) как элемент чисто риторических технологий
по созданию и восприятию ситуативно уместного текста-рассуждения;

Осваивать основные способы расположения и оформления текста-рассуждения с
точки зрения автора и его адресата;

Учиться риторически грамотному исполнению текста-рассуждения;

Осваивать анализ риторических параметров текста-рассуждения.
На занятиях «Текстоведение и стилистика» существуют большие возможности
для нравственного, эстетического и патриотического воспитания учащихся.
Программа курса рассчитана на 169 часов. 5 класс – 34 часа, 6 класс – 34 часа, 7
класс- 34 часа, 8 класс – 34 часа, 9 класс – 33 часа, 10-11 классы – 34 часа в каждом
классе.
При обучении
«Текстоведения и стилистики» активно используются
следующие методы преподавания словесности.
1. Слово учителя (лекция). Очень интересны нетрадиционные формы сообщения
нового материала – лекция вдвоем, пресс-конференция, назначение содокладчиков по
одной теме и т.п.
2. Беседа. Особенно активно используется как форма анализа риторических
ситуаций, при рассмотрении правил речевого этикета. Диалогичность – это один из
важных признаков рассматриваемой системы обучения, в которой активно
используются не только беседы, но и диспуты, ответы на вопросы учащихся, игры,
иные формы диалога.
3. Риторический практикум (разыгрывание коммуникативной ситуации).
Упражнения, связанные с разыгрыванием коммуникативных ситуаций, очень
разнообразны: это может быть диалог или монолог, школьник может выполнять роль
говорящего или слушающего, находиться в этикетной роли старшего или младшего,
создавать повествовательный, описательный или иной текст. Приоритетными являются
командно-групповые формы работы.
4. Риторический анализ текста.
5. Письменные работы. В письменной форме готовится план выступления, его
тезисы, наиболее значимые фрагменты и т.п.; очень полезны подробные записи при
риторическом анализе образцового текста, при рассмотрении риторических фигур и
тропов, при характеристике правильности и выразительности речи.
Практическая риторика учит созданию действенного текста, предназначенного
для определенного адресата, взаимодействующего с автором текста в конкретной
ситуации общения, выстраиванию риторических структур в устном и письменном
текстах и риторическому анализу этих текстов.
Основные формы обучения: коммуникативные игры, речевые упражнения,
риторический практикум. «Изюминкой» этих форм является обязательная рефлексия
(анализ, обсуждение).


способы деятельности
- помогающие решить проблемы
мотивации, когда целостная, на
первых
порах
неизбежно
элементарная,
риторическая
эрудиция только формируется
- формирующие риторическую

формы деятельности
1) образец речевой деятельности учителя, входная
диагностика
риторических
способностей,
риторический
анализ
видеофрагментов,
коммуникативные игры, речевые упражнения, в
т.ч. с игровыми элементами
2)
образец
риторической
деятельности,

эрудицию

демонстрируемый
учителем,
изложение
теоретических сведений в нетрадиционной форме
(пресс-конференции, лекции вдвоем), анализ
видеофрагментов, готовых (образцовых) текстов,
речевые упражнения, риторический практикум
3)
образец
риторической
деятельности,
переводящие
достаточную
демонстрируемый
учителем,
диагностика
риторическую
эрудицию
на
риторических умений, риторический анализ
уровень
риторических,
текстов и видеофрагментов, коммуникативные и
коммуникативных
и
речевых
ситуативные
игры,
речевые
упражнения,
умений
риторический практикум
Взаимосвязь с программой воспитания.
На занятиях существуют большие возможности для нравственного, эстетического
и патриотического воспитания учащихся. Программа курса внеурочной деятельности
разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет
на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребенка. Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе
воспитания;
- в возможности комплектования разновозрастных групп для организации
социально-значимой совместной деятельности школьников, воспитательное значение
которых отмечается в примерной программе воспитания;
- в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социально
значимой деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного
гражданина своей страны;
- в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания
социальную значимость реализуемой ими деятельности;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и
возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение
которых для воспитания подчеркивается примерной программой воспитания.
Особенности работы педагога по программе.
На каждом этапе своей работы школьник вправе рассчитывать на помощь
педагога. А педагог должен быть готов такую помощь оказать. Делать это нужно
крайне деликатно: не подменяя своим трудом труд ребенка, не лишая его
самостоятельности, не гонясь за результатом ради результата.
Данный курс носит практико-ориентированный и личностно-ориентированный
характер. Обсуждение большинства тем с обучающимися ведется на основе их личного
опыта, их особенностей. Педагогу очень важно учитывать личностные особенности,
внимательно относиться к индивидуальности каждого обучающегося. В том случае,
если возникает риск психологической травматизации, конфликта, неготовности
обучающегося к рефлексии следует изменить подход к обсуждению темы, сделать его
более абстрактным и не оказывать давления на обучающегося. То же самое в полной
мере относится ко всем практическим упражнениям, используемым в курсе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов и явлений
-устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии
проводимого анализа;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом
учебной задачи;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
-использовать вопросы как исследовательский инструмент познания
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование устанавливать причинно-следственные связи и зависимости объектов между собой;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную
и другую информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и
другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; эффективно запоминать и
систематизировать эту информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и
письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в
литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и (или)

дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя
ситуации
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации
- развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими
и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из
художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций;
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое
же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Совместная деятельность
- использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках,
- обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной

работы во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия на занятиях;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Предметные результаты освоения программы среднего общего образования
представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в
ходе внеурочной деятельности обучающихся вносят вклад в достижение следующих
предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
- понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых,
публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых
типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли
текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная,
сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
- овладение умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и
скрытой информации в тексте;
- представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного
текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
- извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование
ею;
- анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых
высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
- определение лексического значения слова разными способами (установление
значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
- овладение умениями смыслового анализа текста, умениями воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
- умение определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя,
повествователя, рассказчика, авторскую позицию

5 класс
Основное содержание курса
1. Что такое общение? Речь и общение.
2. Ситуация общения, цели в общении
3. Содержание и форма речи. Речевая ситуация
4. Речь устная и письменная: особенности этих форм речи
5. Использование устной и письменной речи в соответствии с письменной
ситуацией общения
6. Виды речевой деятельности
7. Слушание как вид речевой деятельности
8. Этикет говорящего и слушающего
9. Диалог и монолог. Речь внутренняя и внешняя
10. Значение слова. Понятная и точная речь
11. Многозначность слова в речи
. 12. Близкие по смыслу слова и богатство речи
13. Противоположные по смыслу слова и богатство речи
14. Речевая ситуация и выбор уместного слова
15. Этикетные ситуации в речевом общении
16. Текст. Понятие о цельности текста
17. Тема текста
18. Тематическое единство текста
19. ОМ текста
20. Сохранение ОМ в тексте
21. Авторская позиция в тексте
22. Средства выражения авторской позиции
23. Адресность текста
24. Связи предложений в тексте. Цепная связь. Параллельная связь
25. Заголовок План текста. Целевые установки автора текста
26. Типы информационной речи. Повествование. Описание. Объяснение
27. Убеждающая речь. Рассуждение-доказательство
28. Смешанные типы речи в тексте

Тема
1. Что такое общение?
Речь и общение
2. Ситуация общения,
цели в общении

Количество
Основное содержание
часов
1
Законы общения; понятия
«речь» и «речевое
общение».
1
Понятие о ситуативных
целях общения.

Основные виды деятельности
Определять основные компоненты
коммуникативной (речевой) ситуации.

Образовательные
ресурсы
http://www.ritorika.spb.ru/
http://www.orator.ru/

Восстанавливать и описывать речевую ситуацию
на основе текста рисунка, фрагмента фильма

http://www.ritorika.spb.ru/

3. Содержание и
форма речи. Речевая
ситуация
4. Речь устная и
письменная:
особенности этих
форм речи
5. Использование
устной и письменной
речи в соответствии с
письменной
ситуацией общения
6. Виды речевой
деятельности

1

Выбор формы речи.

Определять вид общения (по количеству
общающихся и по средствам общения).

http://clubritorika.narod.ru/

1

Особенности устной и
письменной форм речи.

Оценивать соответствие выбранного вида
общения речевой ситуации.

http://ritorika.hobi.ru/
http://clubritorika.narod.ru/

1

Виды речевой
деятельности.

Осмысливать различия в оттенках вежливости, в
том, что такое истинная вежливость.

http://clubritorika.narod.ru/

1

. Виды речевой
деятельности.

Овладеть этикетными средствами вежливости в
таких ситуациях, как просьба, отказ,
комплимент, спор. Вести этикетный диалог.

http://www.ritorika.spb.ru/
http://www.orator.ru/
http://philaret.narod.ru/

7. Слушание как вид
речевой деятельности

1

Понятия «диалог»,
«монолог», «речь
внутренняя и внешняя».

Определять, в какой мере соблюдаются правила
для слушающего.

http://www.ritorika.spb.ru/
http://www.orator.ru/
http://philaret.narod.ru/
http://ritorika.hobi.ru/
http://clubritorika.narod.ru/

8. Этикет говорящего
и слушающего

1

Понятие «этикетная
ситуация», ее отличие от
речевой ситуации.

Произносить скороговорки и рассказывать
докучные сказки.
Регулировать громкость голоса, выделять
главные по смыслу слова.
Определять вид слушания и приемы слушания.

http://www.ritorika.spb.ru/

9. Диалог и монолог.
Речь внутренняя и
внешняя
10. Значение слова.
Понятная и точная
речь
11. Многозначность
слова в речи

Понятия «диалог»,
«монолог», «речь
внутренняя и внешняя».
Важность правильного
понимания значения слов.

Критически оценивать слушание собеседников.

http://clubritorika.narod.ru/

Оценивать соответствие чтения заданий
установке.

http://www.ritorika.spb.ru/
http://www.orator.ru/

1

.Понятие многозначности
слова.

Определять вид чтения, уровень владения
читательскими действиями.

12. Близкие по смыслу 1
слова и богатство
речи

Понятие синонимов в
лингвистическом,
культурно-речевом и
риторическом аспектах.
Об антонимах в
лингвистическом,
культурно-речевом и
риторическом аспектах.
Понятия «речь», «речевое
общение», «диалог»,
«монолог», «текст»,
«основная мысль текста»,
«этикетная ситуация»
Понятия «речь», «речевое
общение», «диалог»,
«монолог», «текст»,
«основная мысль текста»,
«этикетная ситуация»
Признаки текста:
цельность, связность.

Находить коммуникативные недочеты.

http://www.ritorika.spb.ru/
http://www.orator.ru/
http://philaret.narod.ru/
http://ritorika.hobi.ru/
http://clubritorika.narod.ru/
http://philaret.narod.ru/

Понятие тематической
цепочки

1

1

13. Противоположные
по смыслу слова и
богатство речи

1

14. Речевая ситуация
и выбор уместного
слова

1

15. Этикетные
ситуации в речевом
общении

1

16. Текст. Понятие о
цельности текста

1

17. Тема текста

1

Различать условные обозначения
коммуникативных нарушений.

http://philaret.narod.ru/

Исправлять тексты по условным обозначениям
редактора.

http://philaret.narod.ru/

Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные
недочеты.

http://philaret.narod.ru/

Оценивать, характеризовать голос товарища,
персонажа.

http://ritorika.hobi.ru/

Находить отклонения от норм в устной и
письменной речи.

http://ritorika.hobi.ru/

18. Тематическое
единство текста
19. ОМ текста

1

20. Сохранение ОМ в
тексте

1

21. Изложение

1

22. Авторская
позиция в тексте

1

23. Средства
выражения авторской
позиции

1

24. Адресность текста

1

25. Связи
1
предложений в тексте.
Цепная связь
26. Связи
1
предложений в тексте.
Параллельная связь

Понятие тематической
цепочки. Понятие
тематического единства
текста
Понятие тематической
цепочки. Понятие
тематического единства
текста
Понятие тематической
цепочки. Понятие
тематического единства
текста
Средства выражения
авторской позиции в
профессионально
созданном тексте
(риторические и
языковые)
Средства выражения
авторской позиции в
профессионально
созданном тексте
(риторические и
языковые).
Понятие «цепная связь»
Понятие «параллельная
связь»

Искоренять ошибки в своей собственной речи.

http://ritorika.hobi.ru/

Определять коэффициент лексического
богатства речи.

http://ritorika.hobi.ru/

Определять нарушения в точности речи.

http://ritorika.hobi.ru/

Осмысливать различия в оттенках вежливости, в
том, что суть истинной вежливости.
Овладеть этикетными средствами вежливости в
таких ситуациях, как просьба, отказ,
комплимент, спор.

http://philaret.narod.ru/

Вести этикетный диалог.

http://ritorika.hobi.ru/

Определять замысел текста, характеризовать, в
какой мере удалось его реализовать.
Анализировать исходный текст для пересказа
(устного и письменного, подробного и краткого).

http://ritorika.hobi.ru/

Создавать текст пересказа в соответствии с
поставленной речевой задачей.

http://ritorika.hobi.ru/

http://philaret.narod.ru/

http://ritorika.hobi.ru/

27. Заголовок

1

Виды заголовков

Составлять объявления устные и письменные.

http://ritorika.hobi.ru/

28. План текста

1

Виды плана; уметь
составлять план с
различной степенью

Составлять объявления устные и письменные.

http://ritorika.hobi.ru/

29. Целевые
установки автора
текста
30. Типы информационной речи.
Повествование
31. Типы
информационной
речи. Описание
32. Типы информационной речи.
Объяснение
33. Убеждающая речь.
Рассуждениедоказательство

1

Придумывать сказочные истории и рассказывать
их.

http://ritorika.hobi.ru/

34. Повторение
изученного.
Смешанные типы
речи в тек-сте.

1

. Повествование как тип
информационной речи.

Придумывать сказочные истории и рассказывать
их.

http://ritorika.hobi.ru/

1

Описание как тип
информационной речи.

Рассказывать о случаях.

http://ritorika.hobi.ru/

1

Объяснение как тип
информационной речи.

Рассказывать о случаях.

http://ritorika.hobi.ru/

1

Текст-рассуждение: схема
построения,
доказательство основной
мысли, авторская позиция
Понятия «речь», «речевое
общение», «диалог»,
«монолог», «текст»,
«основная мысль текста»,
«этикетная ситуация».

Рассказывать о случаях.

http://ritorika.hobi.ru/

Рассказывать о случаях.

http://ritorika.hobi.ru/

6 класс
Основное содержание курса
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Основы работы по созданию текста
Изобретение содержания описания
Расположение материала в описании
Оформление описательного текста
Исполнение описательного текста
Речевой этикет
Тема

1. Введение

Кол-во
часов
1

2. Часть 1Повторение
изученного

3. Основы работы по
созданию текста

2

4. Коммуникативные
цели и типы речи

3

Основное содержание

Основные виды деятельности

Знакомство с учебником,
цели и задачи

Слушать, отвечать на вопросы, принимать
участие в игре

Уметь строить
собственную речь,
основанную на их
размышлениях,
подтверждаемых
примерами из своей
жизни
Уметь «читать»
конкретную ситуацию
общения

Развить мотивацию к целенаправленной
социально значимой деятельности;

Уметь отражать личное
отношение к
анализируемой речевой
ситуации

Устанавливать связи между событиями или
утверждениями. Понимать значение слова или
выражения на основе контекста. Обнаруживать
противоречия, содержащиеся в одном или
нескольких текстах
Различать факты и мнения с учетом языковых
маркеров. Устанавливать связи между
событиями или утверждениями (причинноследственные отношения, отношения аргумент
– контраргумент, тезис – пример, сходство –
различие и др.)

Образовательные
ресурсы
«В новой школе» Открытый
банк заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
Портал
Российской
электронной школы (РЭШ,
https://fg.resh.edu.r u/);

«В новой школе» Открытый
банк заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
«В новой школе» Открытый
банк заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )

5. Часть 2 Изобретение
содержания описания

Уметь сформулировать
особенности устной и
письменной речи как
правила построения
(оформления) речи с
учетом ситуации общения
Уметь перестраивать
форму речи в зависимости
от способа восприятия
(т.е. переводить устную
речь в письменную, а
письменную – в устную)
Уметь понять свою
ситуативную цель и
реализовать ее

Делать выводы на основе интеграции
информации из разных частей текста или
разных текстов. Сопоставлять факты и мнения в
тексте-интервью, в тексте-рекламе на сайте

Портал
Российской
электронной школы (РЭШ,
https://fg.resh.edu.r u/);

Сопоставлять факты и мнения в текстеаннотации фильма, в тексте-интервью

«В новой школе» Открытый
банк заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )

Делать выводы на основе интеграции
информации из разных частей текста или
разных текстов.

«В новой школе» Открытый
банк заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )

стремление быть полезным, интерес к
социальному сотрудничеству; Сформировать
внутреннюю позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом;
Сформировать установку на активное участие в
решении практических задач, осознанием
важности образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений;
Приобрести опыт успешного межличностного
общения; готовность к разнообразной
совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских,
проектных и других творческих работах.
Делать выводы на основе интеграции
информации из разных частей текста или
разных текстов.

Портал
Российской
электронной школы (РЭШ,
https://fg.resh.edu.r u/);

6. Общая
характеристика
описательного текста

2

7. Общее понятие о
смысловой модели
(топе). Топ
«определение»
8. Смысловая модель
«целое – части»

1

1

Уметь понимать цели и
«главные мысли» друг
друга, чтобы общение
было результативным

9. Смысловая модель
«свойства»

1

Уметь анализировать
речевую и этикетную
ситуации с точки зрения
их применения

10. Смысловая модель
«сопоставление»

1

Уметь «читать»
конкретную речевую
ситуацию и оценивать
речевое событие

11. Использование типов 3
в письменной и
устной речи

Уметь точно употреблять
слово в речи

«В новой школе» Открытый
банк заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
«В новой школе» Открытый
банк заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
Портал
Российской
электронной школы (РЭШ,
https://fg.resh.edu.r u/);

12. Часть3
Расположение
материала в
описании

1

Уметь точно выбрать
значение многозначного
слова в зависимости от
ситуации общения

13. Классический тип
описания

2

Уметь употреблять
синонимы в речи

14. Другие типы
описания

2

Уметь употреблять
антонимы в речи

15. Часть 4 Оформление
описательного текста

Уметь учитывать целевые
установки и настроение
слушателя, место и время
разговора

16. Грамматические
2
средства оформления
текста-описания

Уметь оценить
стилистическую и
ситуативную уместность
этикетной формулы

17. Риторические
2
средства оформления
текста-описания

Уметь работать над
тематической цельностью
монологического текста

18. Стилистические
особенности текстаописания

Уметь находить ОМ в
чужом тексте, видеть
взаимозависимость темы,
«нового» и ОМ

3

Сформировать установку на активное участие в
решении практических задач, осознанием
важности образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений;
Приобрести опыт успешного межличностного
общения; готовность к разнообразной
совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебноисследовательских,
проектных и других творческих работах.
Сформировать установку на активное участие в
решении практических задач, осознанием
важности образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений;
Приобрести опыт успешного межличностного
общения; готовность к разнообразной
совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских,
проектных и других творческих работах.
Сформировать установку на активное участие в
решении практических задач, осознанием
важности образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений;
Приобрести опыт успешного межличностного
общения; готовность к разнообразной
совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских,
проектных и других творческих работах.
Сформировать установку на активное участие в
решении практических задач, осознанием
важности образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений;

«В новой школе» Открытый
банк заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
«В новой школе» Открытый
банк заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
Портал
Российской
электронной школы (РЭШ,
https://fg.resh.edu.r u/);
«В новой школе» Открытый
банк заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
«В новой школе» Открытый
банк заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
Портал
Российской
электронной школы (РЭШ,
https://fg.resh.edu.r u/);
«В новой школе» Открытый
банк заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )

19. Часть 5 Исполнение
описательного текста

Уметь «удерживать» ОМ

20. Интонация как
средство общения и
воздействия

1

21. Зрительное
восприятие
говорящего
слушателями

1

22. Часть 6 Речевой
этикет
23. Речевой этикет

4

24. Подведение итогов

1

Итого

34

Уметь использовать
полученные знания о
тексте, его теме и ОМ в
конкретной практической
работе
Уметь совершенствовать
текст, находя такие
средства выражения
авторской позиции,
которые отражают суть
авторского замысла
Уметь использовать
полученные знания при
составлении собственного
текста
Уметь создавать
собственные объяснения

Уметь создавать
собственные текстырассуждения

Приобрести опыт успешного межличностного
общения; готовность к разнообразной
совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских,
проектных и других творческих работах.
Сформировать установку на активное участие в
решении практических задач, осознанием
важности образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений;
Приобрести опыт успешного межличностного
общения; готовность к разнообразной
совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских,
проектных и других творческих работах.

«В новой школе» Открытый
банк заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )

Распознавать факты и мнения в художественном
тексте. Устанавливать скрытые связи между
событиями или утверждениями (причинноследственные отношения)
Сформировать установку на активное участие в
решении практических задач, осознанием
важности образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений;
Приобрести опыт успешного межличностного
общения; готовность к разнообразной
совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских,
проектных и других творческих работах.

Портал
Российской
электронной школы (РЭШ,
https://fg.resh.edu.r u/);

Портал
Российской
электронной школы (РЭШ,
https://fg.resh.edu.r u/);
«В новой школе» Открытый
банк заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )

«В новой школе» Открытый
банк заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
«В новой школе» Открытый
банк заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )

7 класс
Основное содержание курса
1. Основы работы по созданию ситуативно уместного текста
2. Изобретение, расположение, оформление и исполнение описательного текста
3. Общая характеристика повествовательного текста .
4. Риторический анализ повествовательного текста
5. Сравнительный анализ повествовательного и описательного текстов.
6. Смысловая цельность и ситуативная уместность повествования
7. Смысловая модель (топ) «обстоятельства»
8. Повествование в разных сферах общения
9. Обобщение по теме «Изобретение содержания повествования»
10. Классическая схема повествования
11. Расположение материала в повествовательных текстах различных стилей и жанров
12. Композиция текста и выражение авторского отношения к происходящему
13. Грамматические средства оформления повествования
14. Риторические средства оформления повествования
15. Оформление повествования в соответствии со стилем и жанром
16. Понятие о тексте, включающем разные типы речи
17. Расположение и оформление материала в текстах смешанного типа
18. Интонация как средство общения и воздействия
19. Зрительное восприятие говорящего слушателями
20. Речевой этикет

Тема
1. Основы работы по созданию ситуативно
уместного текста (§1)
2. Изобретение, расположение, оформление
и исполнение описательного текста
(§ 2)

3. Общая характеристика повествовательного
текста (§ 3)
4. Риторический анализ повествовательного
текста (§ 3)
5. Сравнительный анализ повествовательного
и описательного текстов (§ 3)
6. Смысловая цельность и ситуативная
уместность повествования (§ 4)
7. Смысловая модель (топ) «обстоятельства»
(§ 5)
8. Повествование в разных сферах общения
(§ 6)
9. Обобщение по теме «Изобретение
содержания повествования»

Кол-во Основные виды деятельности
часов
Знать, что такое речевое событие, составляющие си-туации
2
общения, знать о том, как ситуация общения и речь взаимно
влияют друг на друга; особенности изобретения содержания
2
описания, смысловые модели (топы): «определение», «целоечасти», «свойства», «сопоставление»; особенности
расположения материала, оформления и исполнения
описательных текстов Уметь создавать ситуативно уместные
тексты, определять тип и стиль текста, определять тему текста,
составлять тематическую цепочку и цепочку «нового» Уметь
соблюдать правила этикетных жанров
1
Уметь создавать повествовательные тексты, рассказывать о
событиях с учетом авторского замысла и сферы общения,
1
формулировать ОМ повествования, отличать повествование от
описания
1
2
1
2

1

Знать, что в повествовании тематическая цепочка – это
различные наименования действующего лица (предмета), а
цепочка «нового» - перечисление действий этого лица; знать топ
«обстоятельства»;
знать особенности делового, научного, публицистического,
художественного и разговорного повествования, особенности
использования топов в текстах разных жанров
Уметь отбирать для цепочки «нового» лишь самые важные
события, упоминание о которых необходимо для понимания
смысла текста;
использовать обстоятельства в речи;
сопоставлять тексты по степени выраженности авторского
отношения к событиям;
анализировать свое сочинение повествовательного характера
Знать смысловые модели (топы), помогающие сделать
повествование содержательным и интересным для адресата

Образовательные
ресурсы
«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.r
u/);
«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )

10. Классическая схема повествования (§7)
11. Расположение материала в
повествовательных текстах различных стилей
и жанров (§8)
12. Изложение (по мифу о Геракле)
13. Композиция текста и выражение
авторского отношения к происходящему (§9)
14. Урок-зачет по теме «Расположение
материала в повествовательном тексте»

1
2

15. Грамматические средства оформления
повествования (§10)
16. Риторические средства оформления
повествования (§11)
17. Оформление повествования в
соответствии со стилем и жанром (§12)

2

1
2

1

Знать классическую схему построения повествования,
особенности повествования в различных сферах общения и
жанрах;
знать такие композиционные приемы, как «несоответствие
последовательности повествования и естественного хода
событий», «кольцевая композиция», «рассказ в рассказе»,
«неожиданная развязка», «свободная композиция»
Уметь создавать собственные повеств. тексты по классической
схеме
Уметь отбирать наиболее значимые события при составлении
истории- рассказа,знать приемы, позволяющие сделать
композиционное решение текста более разнообразным,
эффектным и интересным.

«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.r
u/);

Знать роль слов различных частей речи в оформлении
повествования, риторические средства оформления речи, виды
повторов в тексте, знать, что такое эл-;
знать особенности повествования в разных стилях и жанрах,
особенности использования выразительных средств в худож. и
публиц. Текст.
Уметь анализировать данный текст с позиций частот-ности
употребления различных частей речи, определять топы,
используемые автором в тексте, и их роль, выделять образные
средства в тексте (сравнение, метафора, олицетворение, эпитет,
инверсия, антитеза, повтор), определять стиль текста, определять
сферу использования и жанр текста
Учить грамотному использованию дееприч. и дееприч. оборотов
в собственном повествов. тексте и в изложении (риторич. и
культурно-речевой аспекты)

«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.r
u/);

2
2

18. Понятие о тексте, включающем разные
типы речи (§13)
19. Расположение и оформление материала в
текстах смешанного типа (§14)
20. Интонация как средство общения и
воздействия (§15)
21. Зрительное восприятие говорящего
слушателями (§16)

1

22. Речевой этикет (часть Vll)

2

2
2
1

Знать понятие «ведущий тип речи», знать расположение и
оформление частей (описания, повествования, рассуждения) в
смешанном тексте
Уметь определять «ведущий тип речи»
Знать средства воздействия при исполнении повествоват. текста
(логическое ударение, тембр, темп, паузы), невербальные
средства общения – язык мимики, жестов, поз, взглядов.
Уметь читать в соответствии с интонационными указаниями,
использовать жесты в разных ситуациях общения
Учить корректному использованию невербальных средств
Знать основные понятия этикета: этикет, этикетный жанр,
этикетная система, этикетная формула, этикетные сигналы,
Уметь учитывать этикетные темы беседы особенности
конкретной этикетной ситуации, правильно выбирать и
оценивать соответствующие жанру и ситуации этикетные
формулы и сигналы Знать требования этикетного жанра,
уметь подбирать этикетную тему беседы

8 класс
Основное содержание курса
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Особенности описательных текстов
Изобретение содержания рассуждения
Расположение материала в убеждающем тексте
Оформление текста-рассуждения
Исполнение убеждающей речи
Речевой этикет

«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.r
u/);

Тема
1. Введение

Кол-во
Основные виды деятельности
часов
1
Слушать, отвечать на вопросы, принимать участие в игре

Часть 1 Повторение изученного

Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности;

2. Особенности описательных 2
текстов

Устанавливать связи между событиями или утверждениями. Понимать
значение слова или выражения на основе контекста. Обнаруживать
противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

3.Особенности
повествовательных текстов

2

Различать факты и мнения с учетом языковых маркеров. Устанавливать связи
между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения,
отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и
др.)
Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста
или разных текстов. Сопоставлять факты и мнения в тексте-интервью, в
тексте-рекламе на сайте

4.Общая характеристика текста- 3
рассуждения

Сопоставлять факты и мнения в тексте-аннотации фильма, в тексте-интервью

5. Основная мысль (тезис) в 3
рассуждении

Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста
или разных текстов.

6. Доводы в рассуждении

Стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
Сформировать внутреннюю позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

Часть 2 Изображение
содержания рассуждения

3

Образ. ресурсы
«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.r
u/);
«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.r
u/);
«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ,

7. Смысловые модели (типы) в 3
рассуждении

Сформировать установку на активное участие в решении практических задач,
осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;

Часть 3 Расположение
материала в убеждающем
тексте

Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к
разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.

8.
Вступление
рассуждении

Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста
или разных текстов.

в

тексте- 2

9. Основная часть рассуждения

3

Сформировать установку на активное участие в решении практических задач,
осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;

10. Заключение в рассуждении

3

Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к
разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.

Часть 4 Оформление текста
рассуждения

Сформировать установку на активное участие в решении практических задач,
осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;

11.
Риторические
выразительности
убеждающем тексте

Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к
разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.

средства 1
в

12.
Эмоциональность
и 1
выразительность рассуждения в
различных сферах общения

Сформировать установку на активное участие в решении практических задач,
осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;

https://fg.resh.edu.r
u/);
«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.r
u/);
«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.r
u/);
«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года

Часть 5 Исполнение
убеждающей речи

13. Личность говорящего
эффективность речи

Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к
разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.
и 1

Сформировать установку на активное участие в решении практических задач,
осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;

14. Взаимодействие говорящего 2
и слушателей

Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к
разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.

15. Часть 6 Речевой этикет

Сформировать установку на активное участие в решении практических задач,
осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;

16. Речевой этикет

3

Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к
разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах.

17. Итоги курса

1

Распознавать факты и мнения в художественном тексте. Устанавливать
скрытые связи между событиями или утверждениями (причинноследственные отношения)

Итого

34

(http://skiv.instrao.ru )
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.r
u/);
«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ,
https://fg.resh.edu.r
u/);
«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )
«В новой школе»
Открытый
банк
заданий 2023 года
(http://skiv.instrao.ru )

9 класс
Основное содержание курса
1. Риторические средства воплощения авторского замысла в описательных, повествовательных и повествовательноописательных текстах
2. Риторические характеристики текста-рассуждения и текстов, включающих различные типы речи
3. Комплексный анализ текста
4. Комплексный анализ текста: риторические и стилистические аспекты
5. Рецензия на прочитанный текст
6. Роль слушания в процессе общения
7. Логические основы восприятия устной речи. Беседа как тип диалога
8. Искусство задавать вопросы и отвечать на них
9. Виды споров
10. Речевое поведение участников спора
11. Подбор аргументов «за» и «против» к одному тезису
12. Опровержение аргументов оппонента
13. Основные риторические характеристики монолога и диалога
Кол-во
часов
1.Риторические
средства 2
воплощения
авторского
замысла в описательных,
повествовательных
и
повествовательноописательных текстах
Тема

2. Риторические средства 2
воплощения
авторского
замысла в описательных,
повествовательных
и
повествовательноописательных текстах
3. Риторические
2
характеристики текста-

Образовательные
ресурсы
Развить мотивацию к целенаправленной http://www.ritorika.spb.ru/
социально
значимой
деятельности; http://www.orator.ru/
стремление быть полезным, интерес к
социальному
сотрудничеству.
Сформировать
внутреннюю
позиции
личности
как
особого
ценностного
отношения к себе, окружающим людям
Интегрировать
и
интерпретировать http://www.orator.ru/
информацию

Основное содержание, виды деятельности.
Знать
признаки
типов
речи,
особенности связи смысловых частей
текста-повествования. Уметь строить
текст-повествование.

Знать
признаки
типов
речи,
особенности связи смысловых частей
текста-повествования. Уметь строить
текст-повествование.

Знать
признаки
типов
речи, Интегрировать
и
интерпретировать http://www.orator.ru/
особенности связи смысловых частей информацию, осмыслять содержание и

рассуждения и текстов,
включающих различные типы
речи
4 Риторические
характеристики текстарассуждения и текстов,
включающих различные типы
речи
5 Риторические
характеристики текстарассуждения и текстов,
включающих различные типы
речи
6 Комплексный анализ текста

текста-рассуждения. Уметь строить форму текста
текст-рассуждение.
2

Знать
признаки
типов
речи, Осмыслять содержание и форму текста
особенности связи смысловых частей
текста-рассуждения. Уметь строить
текст-рассуждение.

2

Знать
признаки
типов
речи, Выдвижение идей по использованию http://www.orator.ru/
особенности связи смысловых частей знаний
для
разработки
и
текста-рассуждения. Уметь строить совершенствования технологий.
текст-рассуждение.

2

Освоить методы структурного
Объяснение происходящих процессов и
анализа: тема, идея, авторская
воздействия различных веществ на
позиция; совершенствовать навыки в организм человека
изучении интонационной структуры
текста; способствовать овладению
грамотной устной и письменной
речью, нормами литературного языка;
анализировать тексты разных стилей
и типов с точки зрения приобретения
навыков орфографической и
пунктуационной зоркости; уметь
пользоваться разнообразием
языковых средств в собственных
текстах
Освоить
методы
структурного Объяснение происходящих процессов.
анализа: тема, идея, авторская Анализ методов исследования и
позиция; совершенствовать навыки в интерпретация результатов
изучении интонационной структуры «экспериментов»
текста; способствовать овладению
грамотной устной и письменной
речью, нормами литературного языка
Освоить
методы
структурного Получение выводов на основе
анализа: тема, идея, авторская интерпретации данных (графиков,
позиция; совершенствовать навыки в схем), построение рассуж дений.
изучении интонационной структуры Проведение простых исследований и

7 Комплексный анализ текста: 2
риторические
и
стилистические аспекты

8 Комплексный анализ текста: 2
риторические
и
стилистические аспекты

http://www.orator.ru/

http://www.ritorika.spb.ru/
http://www.orator.ru/

http://www.orator.ru/

http://www.orator.ru/

текста

2
9 Рецензия на прочитанный
текст

10 Рецензия на прочитанный 2
текст

11
Сочинение
литературную тему

12 Сочинение на
литературную тему

на 2

2

13 Роль слушания в процессе 2
общения

Знать содержание произведения и
видеть особенности художественной
формы рецензируемого
произведения;
уметь отметить наиболее значимые
темы и проблемы сформулировать
свою позицию по поводу
прочитанного; аргументировать свою
точку зрения;
Сделать выводы и обобщения.

анализ
их результатов. Выдвижение идей по
моделированию глобальных п
Совместное чтение текста заданий.
http://www.orator.ru/
Маркировка текста с целью выделения
главного. Совместная
деятельность по
анализу
предложенных
ситуаций.
Самостоятельное выдвижение идей и
моделирование создания диалогов

нать содержание произведения и
Совместное чтение текста заданий.
видеть особенности художественной
Маркировка текста с целью выделения
формы рецензируемого
основных требований. Совместная
произведения;
деятельность по анализу предложенных
уметь отметить наиболее значимые
ситуаций
темы и проблемы сформулировать
и проблем. Моделирование жизненных
свою позицию по поводу
ситуаций, требующих применения
прочитанного; аргументировать свою
дивергентного мышления.
точку зрения;
Сделать выводы и обобщения.
Сообщать информацию в целях ее Совместное чтение текста заданий.
последующего обсуждения;
Маркировка текста с целью выделения
выражать оценочные суждения по основных
требований.
Совместная
поводу полученной информации
деятельность по анализу предложенных
ситуаций.
Сообщать информацию в целях ее Выполнение проекта на основе
последующего обсуждения;
к омплексного задания
выражать оценочные суждения по
поводу полученной информации
Сообщать информацию в целях ее Выполнение
итоговой
работы.
последующего обсуждения;
Обсуждение результатов. Взаимо- и
выражать оценочные суждения по самооценка результатов выполнения
поводу полученной информации

http://www.ritorika.spb.ru/

http://www.ritorika.spb.ru/

http://www.ritorika.spb.ru/

http://www.ritorika.spb.ru/

14 Роль слушания в процессе 2
общения

15 Логические основы
восприятия устной речи

2

16 Логические основы
восприятия устной речи

2

17 Беседа как тип диалога

2

18 Жанр
беседы

непринужденной 2

19 Жанр
беседы

непринужденной 2

20 Жанр светской беседы

2

Сообщать информацию в целях ее Оценивать результаты своей деятельности.
последующего обсуждения;
Аргументировать и обосновывать свою
выражать оценочные суждения по позицию. Задавать вопросы, необходимые
поводу полученной информации
для
организации
собственной
деятельности.
Предлагать
варианты
решений поставленной проблемы. свою
позицию.
сообщать информацию в целях Извлекать информацию (из текста,
ее последующего обсуждения;
таблицы, диаграммы). Распознавать
выражать оценочные суждения по математические объекты. Описывать ход
поводу полученной информации и результаты действий.
(реплики
согласия,
несогласия,
сомнения,
подтверждения
ее
истинности
сообщать информацию в целях Применять правила, свойства
ее последующего обсуждения;
выражать оценочные суждения по
поводу полученной информации
(реплики
согласия,
несогласия,
сомнения,
подтверждения
ее
истинности
Сообщать информацию в целях ее .
последующего обсуждения;
Наблюдать и про водить аналогии.
выражать оценочные суждения по
поводу полученной информации
Уметь уместно использовать правила Дискуссия / решение познавательных
русского речевого этикета в учебной задач и разбор ситуаций «Новый
деятельности и повседневной жизни.
ученик» Глобальные компетенции.
Уметь уместно использовать правила Дискуссия / решение познавательных
русского речевого этикета в учебной задач и разбор ситуаций «Новый
деятельности и повседневной жизни.
ученик» Глобальные компетенции.
сообщать информацию в целях Дискуссия / решение познавательных
ее последующего обсуждения;
задач и разбор ситуаций «Новый
выражать оценочные суждения по ученик» Глобальные компетенции.
поводу полученной информации
(реплики
согласия,
несогласия,
сомнения,
подтверждения
ее
истинности

http://www.ritorika.spb.ru/

http://www.ritorika.spb.ru/

http://www.ritorika.spb.ru/

http://www.ritorika.spb.ru/

http://www.ritorika.spb.ru/

http://www.ritorika.spb.ru/

http://www.ritorika.spb.ru/

21 Беседа в деловой сфере 2
общения

22 Беседа в деловой сфере 2
общения
23 Беседа в деловой сфере 2
общения
24 Искусство задавать
вопросы и отвечать на них

2

25 Искусство задавать
вопросы и отвечать на них

2

26 Виды споров

2

удовлетворять
запрос
информации,- сообщать информацию
в
целях
ее
последующего
обсуждения;
выражать оценочные суждения по
поводу полученной информации
(реплики
согласия,
несогласия,
сомнения,
подтверждения
ее
истинности и т.д.).
Сообщать информацию в целях ее
последующего обсуждения;
выражать оценочные суждения по
поводу полученной информации
Сообщать информацию в целях ее
последующего обсуждения;
выражать оценочные суждения по
поводу полученной информации
удовлетворять
запрос
информации,- сообщать информацию
в
целях
ее
последующего
обсуждения;
выражать оценочные суждения по
поводу полученной информации
(реплики
согласия,
несогласия,
сомнения,
подтверждения
ее
истинности и т.д.).
Знать
о
строении
текста
повествования, способах развития
основной мысли, последовательности
действий в тексте повествовании.
удовлетворять
запрос
информации,- сообщать информацию
в
целях
ее
последующего
обсуждения;
выражать оценочные суждения по
поводу полученной информации
(реплики
согласия,
несогласия,
сомнения,
подтверждения
ее

Решение ситуативных и проблемных
задач Беседа/ практическая работа/игра

http://www.ritorika.spb.ru/

Решение ситуативных и проблемных
задач Беседа/ практическая работа/игра

http://www.ritorika.spb.ru/

Решение ситуативных и проблемных
задач Беседа/ практическая работа/игра

http://www.ritorika.spb.ru/

Решение ситуативных и проблемных задач http://www.ritorika.spb.ru/
Беседа/ практическая работа/ решение
кейсов/ игра

Решение ситуативных и проблемных задач http://www.ritorika.spb.ru/
Беседа/ практическая работа/ решение
кейсов/ игра
Решение ситуативных и проблемных задач http://www.ritorika.spb.ru/
Беседа/ практическая работа/ решение
кейсов/ игра

27 Виды споров

2

28 Речевое поведение
участников спора

2

29 Подбор аргументов «за» и 2
«против» к одному тезису

30 Подбор аргументов «за» и 2
«против» к одному тезису

31 Опровержение аргументов 2
оппонента

истинности и т.д.).
Сообщать информацию в целях ее
последующего обсуждения;
выражать оценочные суждения по
поводу полученной информации
удовлетворять
запрос
информации,- сообщать информацию
в
целях
ее
последующего
обсуждения;
выражать оценочные суждения по
поводу полученной информации
(реплики
согласия,
несогласия,
сомнения,
подтверждения
ее
истинности и т.д.).
удовлетворять
запрос
информации,- сообщать информацию
в
целях
ее
последующего
обсуждения;
выражать оценочные суждения по
поводу полученной информации
(реплики
согласия,
несогласия,
сомнения,
подтверждения
ее
истинности и т.д.).
Уметь
формулировать
запрос
информации
удовлетворять
запрос
информации,- сообщать информацию
в
целях
ее
последующего
обсуждения;
выражать оценочные суждения по
поводу полученной информации
(реплики
согласия,
несогласия,
сомнения,
подтверждения
ее
истинности и т.д.).
Уметь
формулировать
запрос
информации
удовлетворять
запрос
информации,- сообщать информацию

Обсуждение информации, предложенной http://www.ritorika.spb.ru/
руководителем
занятия
/
игровая
деятельность
Обсуждение информации, предложенной http://www.ritorika.spb.ru/
руководителем
занятия
/
игровая
деятельность

Обсуждение информации, предложенной http://www.ritorika.spb.ru/
руководителем
занятия
/
игровая
деятельность

Решение ситуативных и проблемных
задач Беседа/ практическая работа/игра

http://www.ritorika.spb.ru/

Решение ситуативных и проблемных http://www.ritorika.spb.ru/
задач Беседа/ практическая работа/игра

32 Основные риторические 2
характеристик монолога и
диалога
33 Основные риторические 2
характеристики монолога и
диалога

в
целях
ее
последующего
обсуждения;
выражать оценочные суждения по
поводу полученной информации
(реплики
согласия,
несогласия,
сомнения,
подтверждения
ее
истинности и т.д.).
Практическое занятие по создание
собственного текста по исходному
материалу. Работа над текстом
сочинения по материалам ОГЭ.
Практическое занятие по создание
собственного текста по исходному
материалу. Работа над текстом
сочинения по материалам ОГЭ.

Театрализованное
представление, http://www.ritorika.spb.ru/
фестиваль, выставка работ
Театрализованное
представление, http://www.ritorika.spb.ru/
фестиваль, выставка работ

10-11 класс. Основное содержание курса
Глава 1. Текст как единое целое. Текст как речевое произведение. Его основные признаки: тематическая и композиционная
цельность, структурная упорядоченность и членимость, смысловая и грамматическая связность частей, стилистическое единство.
Микротема. Микротекст. Абзац. Способы выражения темы. Заглавие текста. Ключевые (опорные) слова.
Глава 2. Способы и средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические и синтаксические). Синтаксические
средства выразительности в тексте. Парное соединение однородных членов. Параллелизм предложений. Анафора. Эпифора.
Композиционный стык. Повторение слов. Риторический вопрос. Присоединительные конструкции. Бессоюзие. Способы связи
предложений в тексте. Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи (антонимы, синонимы, лексические
повторы, местоимения и союзы в связующей функции.) Парцеллированные конструкции.
Практическое занятие. Анализ текстов, игра, моделирование. Сочинение- миниатюра
Глава 3. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) и функционально-стилистические
разновидности речи (стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и
разговорный). Основные особенности каждого из стилей, их назначение, сфера использования.
Глава 4. Выразительность речи. Средства выразительности в тексте на уровне фонетики, лексики и фразеологии,
морфологии, словообразования, синтаксиса.
Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка – тропы: эпитет, сравнение, метафора,
олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, ирония. Практические занятия.
Глава 5. Специальные синтаксические изобразительно-выразительные средства языка – фигуры: риторический вопрос,
риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, эллипсис, инверсия, парцелляция, градация, антитеза,
оксюморон. Практические занятия. Особенности использования средств языковой выразительности в текстах разных стилей и
жанров. Роль средств языковой выразительности в тексте. Практическое занятие.
Глава 6. Сжатие как вид информационной переработки текста. Три способа сжатия текста: 1) исключение подробностей,
деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения.
Приемы сжатого изложения
текста: замены ( замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным
выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным
или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчиненного предложения простым; исключения (

исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких синонимов); слияние нескольких
предложений в одно.
Понятие об изложении. Виды изложений. Понятие о сжатом изложении. Практическое занятие.
Глава 7. Особенности сочинения. Формулировка темы сочинения, идеи, проблемы. Цитирование как часть текста. Подготовка к
сочинению. Редактирование черновиков.
Глава 8. Содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка. Приемы самоконтроля над качеством
письменного
текста. Редактирование. Типы
речевых
и
грамматических
ошибок.
Способы
их
устранения.
Анализ текстов изложений, взаимопроверка. Отредактированный текст.
Обобщение и систематизация изученного.
КолВиды деятельности обучающихся, основное содержание
во
часов
Понятие
о 1
Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация
тексте. Признаки текста.
материала. Составление понятийного словаря Аналитикосинтетические упражнения, групповая работа, взаимоценка.
Способы
выражения 1
Лекция учителя
темы. Микротема.
Практическая работа со стихотворными текстами
Микротекст. Абзац.

Образовательный ресурс

3.

Заглавие текста.

4.

Ключевые
слова.

5.

6.

№

1.

2.

Тема занятия

http://www.ritorika.spb.ru/

http://www.ritorika.spb.ru/

1

Исследовательская и аналитическая деятельность. Составление
обобщающих тематических таблиц

http://www.ritorika.spb.ru/

(опорные) 1

http://www.ritorika.spb.ru/

Синтаксические средства 1
выразительности в тексте.

Исследовательская деятельность. Наблюдение, формирование
выводов, оформление итоговых выводов. Работа со справочной
литературой.
Исследовательская деятельность. Работа со справочной
литературой. Сравнение, сопоставление, наблюдение.

Способы
связи 1
предложений в тексте.

Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ,
сопоставление.

http://www.ritorika.spb.ru/

http://www.ritorika.spb.ru/

7.

Средства связи смысловых 1
частей текста.

http://www.ritorika.spb.ru/

Лексические
средства 1
связи (антонимы).

Исследовательская деятельность. Анализ языкового материала.
Работа со справочной литературой. Составление обобщающих
тематических таблиц.
Исследовательская деятельность, анализ и систематизация
материала, составление обобщающих тематических таблиц.

8.

9.

Лексические
средства 1
связи (синонимы).

Исследовательская деятельность. Работа со справочной
литературой. Составление обобщающих тематических таблиц.

http://www.ritorika.spb.ru/

10.

Лексические
средства 1
связи
(лексические
повторы).
Стилистическая роль
1
синонимов и антонимов.

Наблюдение, сравнение, сопоставление и анализ.
Систематизация материала. Работа со справочной литературой.

http://www.ritorika.spb.ru/

Исследовательская работа. Поиск изобразительновыразительных средств.

http://www.ritorika.spb.ru/

12.

Местоимения и союзы в
связующей функции.

1

Работа с текстом, подбор материала учащимися, лекция
учителя

http://www.ritorika.spb.ru/

13.

Парцеллированные
конструкции.

1

Лексико-фразеологический анализ

http://www.ritorika.spb.ru/

14.

Понятия о типах речи. 1
Повествование. Языковые
средства повествования.
Описание.
Языковые 1
средства описания.

Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация
материала. Составление понятийного словаря

http://www.ritorika.spb.ru/

Лекция учителя
Практическая работа со стихотворными текстами

http://www.ritorika.spb.ru/

Рассуждение. Языковые 1
средства
выражения
рассуждения.
Анализ и составление 1
текстов
описание,
рассуждение,

Исследовательская и аналитическая деятельность. Составление
обобщающих тематических таблиц

http://www.ritorika.spb.ru/

Исследовательская деятельность. Наблюдение, формирование
выводов, оформление итоговых выводов. Работа со справочной
литературой.

http://www.ritorika.spb.ru/

11.

15.

16.

17.

http://www.ritorika.spb.ru/

18.

19.

20.

21.

22.

23.
24.

повествование.
Тексты разных стилей.
Языковые
особенности
публицистического стиля.
Анализ и составление
текстов
публицистического стиля
речи.
Тексты разных стилей.
Языковые
особенности
научного стиля.
Анализ и составление
текстов научного стиля
речи.
Тексты разных стилей.
Языковые
особенности
официально-делового
стиля.
Анализ
и
составление
текстов
официально-делового
стиля.
Тексты разных стилей.
Языковые
особенности
разговорного стиля.
Тексты художественного
стиля речи. Анализ
текстов художественного
стиля речи.
Лексические
изобразительновыразительные средства
языка – тропы: эпитет,
сравнение, метафора,
олицетворение.

1

Исследовательская деятельность. Работа со справочной
литературой. Сравнение, сопоставление, наблюдение.
Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ,
сопоставление.

http://www.ritorika.spb.ru/

1

Исследовательская деятельность. Анализ языкового материала.
Работа со справочной литературой. Составление обобщающих
тематических таблиц.
Исследовательская деятельность, анализ и систематизация
материала, составление обобщающих тематических таблиц.

http://www.ritorika.spb.ru/

1

Исследовательская деятельность, анализ и систематизация
материала, составление обобщающих тематических таблиц.

http://www.ritorika.spb.ru/

1

Исследовательская работа. Поиск изобразительновыразительных средств.

http://www.ritorika.spb.ru/

1

Работа с текстом, подбор материала учащимися, лекция
учителя

http://www.ritorika.spb.ru/

2

Лексико-фразеологический анализ
http://www.ritorika.spb.ru/

25.
26.

27.

28
29
30

метонимия, синекдоха,
перифраз, гипербола,
литота, ирония.
Стилистические фигуры: 2
риторический
вопрос,
риторическое
восклицание,
риторическое обращение,
анафора,
эпифора,
эллипсис,
инверсия,
парцелляция,
градация,
антитеза, оксюморон.
Сжатие как вид
1
информационной
переработки текста.
Приемы сжатого
изложения.
Понятие об изложении.
Виды изложений. Понятие
о сжатом изложении.
Особенности сочинения.

Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация
материала. Составление понятийного словаря

http://www.ritorika.spb.ru/

Исследовательская деятельность. Анализ и систематизация
материала.

http://www.ritorika.spb.ru/

1

Работа над разными видами изложений

http://www.ritorika.spb.ru/

1

Работа над разными видами сочинений

http://www.ritorika.spb.ru/

Работа с текстами:
определение, осмысление и формулирование его основных
содержательных
категорий: темы,
идейного
содержания,
позиции автора
Анализ текстов изложений, взаимопроверка.

http://www.ritorika.spb.ru/

31

Содержательно-языковой
1
анализ текста и его
информационная
переработка.

32

Редактирование. Типы
1
речевых и грамматических
ошибок.
Способы
их
устранения.

http://www.ritorika.spb.ru/

33

Оформление
работ.

итоговых 1

34

Презентация и защита 1
выполненных работ.

35

Обобщение
систематизация
изученного.

и 1

Исследовательская деятельность. Наблюдение, формирование
выводов, оформление итоговых выводов. Работа со справочной
литературой.
Исследовательская деятельность. Работа со справочной
литературой. Сравнение, сопоставление, наблюдение.

http://www.ritorika.spb.ru/

Работа со справочной литературой. Наблюдение, анализ,
сопоставление.

http://www.ritorika.spb.ru/

http://www.ritorika.spb.ru/

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся . Развернутый ответ ученика должен представлять
собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения,
правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень
осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2)
обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые
примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки
зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2
ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает
материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и
доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в
языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала,
допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению
последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное непонимание и незнание материала.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для
общеобразоват.организаций/[Г.С.Ковалёва,О.Б.Логинова,Н.А.Авдеенко,С.Г.Яковлева];подред.Г.С.
КовалёвойО.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.; СПб.: Просвещение, 2021. – 126 с.: ил. –
(Функциональнаяграмотность.Учимсядляжизни). //
URL:https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/
2.Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.сост.М.А.Пинская,А.М.Михайлова.– М.:ОООКорпорация«Росучебник»,2019, 76с.
3. Российскаяшкола:началоXXIвека.ПодредакциейС.Г.Косарецкого,И.Д.Фрумина.Издательский
домВысшей школы экономики, Москва, 2019.
4.Функциональнаяграмотность.Креативноемышление:Разговорсэкспертом.Группакомпаний«Про
свещение». 8 октября 2020 года URL:https://events.prosv.ru/uploads/2020/09/additions/iY8GBKcHsBy26MUUBbFfz7oSbRXL0uho
uWxKMsHS.pdf

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».