РП АСТРОНОМИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по астрономии для 10-11 класса составлена в соответствии с:
 Федеральным законом об образовании в Российской Федерации (от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)), требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования (ФГОС СОО);
 требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных
учебных действий (УУД) для среднего общего образования;
 авторской программы В.М. Чаругина «Астрономия 10 – 11 класс».
Целью реализации основной образовательной программы по астрономии
является:
 достижение выпускниками планируемых результатов освоения курса
астрономии;
Предусматривается решение следующих задач:
 обеспечение соответствия основной образовательной программы
требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования;
 обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм
организации учебных занятий по астрономии;
 организацию интеллектуальных соревнований, проектной и учебноисследовательской деятельности;
 социальное и учебно-исследовательское проектирование,
профессиональная ориентация обучающихся;
 сохранение и укрепление физического, психологического и
социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
1 час в неделю, 34 часа в год (I полугодие 10 класса – II полугодие 10
класса).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА [[НАЗВАНИЕ]]
10 КЛАСС
Введение в астрономию
Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения.
Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и
расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них.
Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные оптические
телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что
увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия
Звёздное небо и видимое движение небесных светил
Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по
эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение. Небесные
координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят
экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную
систему небесных координат. Видимое движение планет и Солнца.
Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет.
Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по
эклиптике.
Движение Луны и затмения Фазы Луны и синодический месяц, условия
наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят
солнечные затмения. Сарос и
предсказания затмений. Время и календарь Звёздное и солнечное время,
звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря,
проблемы их
согласования Юлианский и григорианский календари.
Небесная механика
Гелиоцентрическая система мира
Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в
средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения
Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них,
парсек.
Законы Кеплера
Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона
Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс
небесных тел.
Космические скорости

Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл.
Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.
Межпланетные перелёты
Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете
и даты стартов.
Луна и её влияние на Землю
Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и
Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия
земной оси и предварение равноденствий.
Строение солнечной системы
Современные представления о Солнечной системе.
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их
принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры
тел солнечной системы.
Планета Земля
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового
эффекта в формировании климата Земли.
Планеты земной группы
Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как
парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу
Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса
и Деймоса.
Планеты-гиганты
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая
деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планетгигантов.
Планеты-карлики и их свойства.
Малые тела Солнечной системы
Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов
Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако
комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.
Метеоры и метеориты
Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между
метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных
метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Практическая астрофизика и физика Солнца
Методы астрофизических исследований

Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов.
Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Солнце
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и
химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная
активность и её влияние на Землю и биосферу.
Внутреннее строение Солнца
Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник
энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос
энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный
телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.
Звёзды
Основные характеристики звёзд
Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости,
температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и
её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» —светимость
звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.
Внутреннее строение звёзд
Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных
гигантов и сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры
Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел
Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их
параметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды
Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды.
Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды,
кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и
периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по
которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.
Новые и сверхновые звёзды Характеристики вспышек новых звёзд. Связь
новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый
карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого
карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек
сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика
с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка
сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции
— взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов

сверхновых звёзд. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд Расчёт
продолжительности жизни звёзд разной массы на главной
последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после
исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и
гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или
чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений
и отдельных звёзд и проверка теории эволюции
звёзд.
Млечный Путь
Газ и пыль в Галактике
Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные
туманности
Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.
Рассеянные и шаровые звёздные скопления
Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые
свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения
скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в
Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические
лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и
обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры.
Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических
лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
Галактики
Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма
Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик.
Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.
Закон Хаббла
Вращение галактик и тёмная материя в них.
Активные галактики и квазары
Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие
галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и
активностью чёрных дыр в них.
Скопления галактик
Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение,
температура и масса межгалактического газа, необходимость существования
тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в

скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений
галактик.
Строение и эволюция Вселенной
Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической
космологии.
Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности
Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между
классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями.
Необходимость привлечения общей теории относительности для построения
модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства
Вселенной с распределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная
Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими
свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной.
Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и
реликтовое излучения. Образование химических элементов во Вселенной.
Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних
этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности
вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции
Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во
Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних
этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения.
Почему необходимо привлечение общей теории относительности для
построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия
Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие
ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного
отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её
расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.
Обнаружение планет возле других звёзд.
Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников
звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения
экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет
с комфортными условиями для жизни на них.
Поиски жизни и разума во Вселенной
Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во
Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций

в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным
цивилизациям.
рочное планирование рассчитано на 1 ч астрономии в неделю и построено
следующим образом: тема урока — основной, изучаемый в классе материал.
Введение в астрономию (1 ч)
Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными
астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами,
Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями
галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем
их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами,
характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения
о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских
телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми
небесными телами и объектами, к оторые о ни в д альнейшем б удут п
одробно и зучать н а
уроках астрономии.
Астрометрия (5 ч)
Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде
звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в
созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные
времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по
созвездиям к использованию небесных координат позволил в
количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью
является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на основе
этого — получение представления о том, как астрономы научились
предсказывать затмения; получения представления об одной из основных
задач астрономии с древнейших времён —измерении времени и ведении
календаря.
Небесная механика (4 ч)
Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной
системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы
Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические
скорости и межпланетные перелёты.
Строение Солнечной системы (6 ч)
Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной
системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и
прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы,
планет-гигантов и планет-карликов; узнать об особенностях природы и

движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и
метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной
системы и о современных представлениях о её происхождении.
Астрофизика и звёздная астрономия (9 ч)
Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических
телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о
методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках;
о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле
и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и
как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши
представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об
основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении
звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд
и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы
звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить
представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и
умирают звёзды.
Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)
Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике —
Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли
в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об
исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным
поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной
чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление о различных типах
галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям красного
смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и
скрытой тёмной массы в них; получить
представление об активных галактиках и квазарах и о физических
процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во
Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления
галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте —
Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или
бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических

положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения
космологических моделей Вселенной;
узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели
Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре
вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового
излучения, о современных наблюдениях
ускоренного расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (2 ч)
Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения
Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с
помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного
расширения Вселенной, о роли тёмной
энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление
об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о
возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о
методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с
ними.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, к
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
 Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду.
 Сформированность целостного мировоззрения.
 Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При изучении учебного предмета обучающиеся усовершенствуют
приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят
их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
 систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых
информационных объектах;
 выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию
в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм,
карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
 заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, разовьют
способность к поиску нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого
решения.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:



















анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся
сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия
для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных






















условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы
действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;


















фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи
или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения
(устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления
(ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;






















определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и
следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить
объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя
или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения
способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;






















переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора
на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах
по защите окружающей среды;
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;






















- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в
его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали
или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою
мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать
речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
















создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель
для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных
языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов)
для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в
том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам
обучения в 10–11 классах:
 получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте
человека в ней; узнать о средствах, которые используют астрономы,
чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только
увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн
электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах
















получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и
гравитационно-волновых телескопов.
узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца,
их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и
Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на
основе астрономических явлений люди научились измерять время и
вести календарь.
узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от
представления геоцентрической системы мира к революционным
представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе
последней были открыты законы, управляющие движением планет, и
позднее, закон всемирного тяготения.
на примере использования закона всемирного тяготения получить
представления о космических скоростях, на основе которых
рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к
планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на
явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в
будущем.
узнать о современном представлении, о строении Солнечной
системы, о строении Земли как планеты и природе парникового
эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об
исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса
небесных тел карликовых планет.
получить представление о методах астрофизических исследований и
законах физиких, которые используются для изучения физически
свойств небесных тел.
узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность
влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики
можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за
потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и
узнать о термоядерном источнике энергии.
узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их
взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках
их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов,
нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и
умирают звёзды.






















узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять
расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям
двойных и кратных звёзд определяют их массы.
Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и
узнать как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы.
Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как
распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и
облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в
инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного
газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг
сверхмассивной чёрной дыры.
Получить представление о различных типах галактик, узнать о
проявлениях активности галактик и квазаров, распределении
галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой
структуры их распределения.
Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в
целом. Проследить за развитием представлений о конечности и
бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах,
связанных с ними.
Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких
галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении
Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и
горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот
важный вывод современной космологии.
Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью
с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей
всемирной силе тяготения.
Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и
современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и
связи с ними.
Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения,
ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты
звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время,
широту и долготу места наблюдений, измерять
диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость
от времени.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Структура и масштабы Вселенной. Далекие
глубины Вселенной.

1

2

Звездное небо. Небесные координаты.

1

3

Видимое движение планет и Солнца.

1

4

Движение Луны и затмения.

1

5

Время и календарь.

1

6

Астрометрия.

1

7

Система мира.

1

8

Законы движения планет.

1

9

Космические скорости. Межпланетные
перелеты.

1

10

Современные представления Солнечной
системы. Планета Земля.

1

11

Планета Земля.

1

12

Луна и ее влияние на Землю.

1

13

Планеты земной группы

1

14

Планеты - гиганты. Планеты -карлики

1

15

Малые тела Солнечной системы.
Современные представления о
происхождении Солнечной системы.

1

16

Строение Солнечной системы.

1

17

Методы астрофизических исследований.

1

Контрольные
работы

Практические
работы

1

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

18

Солнце

1

19

Внутреннее строение и источники энергии
Солнца

1

20

Основные характеристики звезд.

1

21

Белые карлики, нейтронные звезды,
пульсары и черные дыры

1

22

Двойные, кратные и переменные звезды.

1

23

Новые и сверхновые звезды

1

24

Эволюция звезд.

1

25

Газ и пыль в галактике.

1

26

Рассеянные и шаровые звездные скопления

1

27

Сверхмассивная черная дыра в центре
галактики

1

28

Классификация галактик

1

29

Активные галактики и квазары

1

30

Скопление галактик

1

31

Конечность и бесконечность вселенной парадоксы космической космологии

1

32

Модель горячей вселенной и реликтовое
излучение.

1

33

Ускоренное расширение вселенной и
темная энергия. Обнаружение планет около
других звезд

1

34

Поиск жизни и разума во вселенной

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1
0

3

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Структура и масштабы Вселенной.
Далекие глубины Вселенной.

1

2

Звездное небо. Небесные координаты.

1

3

Видимое движение планет и Солнца.

1

4

Движение Луны и затмения

1

5

Время и календарь

1

6

Астрометрия.

1

7

Система мира

1

8

Законы движения планет

1

9

Космические скорости.
Межпланетные перелеты.

1

10

Современные представления
Солнечной системе. Планета Земля.

1

11

Планета Земля

1

12

Луна и ее влияние на Землю.

1

13

Планеты земной группы

1

14

Планеты-гиганты. Планеты-карлики

1

15

Малые тела Солнечной системы.
Современные представления о
происхождении Солнечной системы.

1

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

16

Строение солнечной системы

1

17

Методы астрофизических
исследований

1

18

Солнце

1

19

Внутреннее строение и источники
энергии Солнца.

1

20

Основные характеристики звезд.

1

21

Белые карлики, нейтронные звезды,
пульсары и черные дыры.

1

22

Двойные, кратные и переменные
звезды

1

23

Новые и сверхновые звезды.

1

24

Эволюция звезд

1

25

Газ и пыль в галактике

1

26

Рассеянные и шаровые звездные
скопления.

1

27

Сверхмассивная черная дыра в центре
галактики.

1

28

Классификация галактик.

1

29

Активные галактики и квазары.

1

30

Скопления галактик

1

31

Конечность и бесконечность
вселенной – парадоксы классической
космологии.

1

32

Модель горячей вселенной и
реликтовое излучение.

1

33

Ускоренное расширение вселенной и

1

1

темная энергия. Обнаружение планет
около других звезд. Обнаружение
планет возле других звезд
34

Поиск жизни и разума во вселенной.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
34

1
0

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физика, 10 класс/ Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.; под
редакцией Парфентьевой Н.А. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Физика, 11 класс/ Мякишев Г.Л., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.; под
редакцией Парфентьевой Н.А. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Астрономия: 10-11-е классы: учебник; 12-е издание, переработанное 1011 класс/ Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
 Астрономия 10-11 класс Учебник Базовый уровень. Чаругин В.М., 2022

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».