04.09.2023
Существует несколько методов обучения: наглядные, словесные,
практические, игровые.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
- содержания учебного материала;
- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая
роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте
возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте
повышается роль словесных методов обучения);
- формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к
нему предусматривает разнообразные приемы);
- оснащенности педагогического процесса;
- личности воспитателя.
1.Наглядные методы и приёмы обучения.
Основным принципом детского мышления является принцип наглядности.
Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и
приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.
К наглядным методам относятся: наблюдение и демонстрация наглядных
пособий.
1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира,
замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и
сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов;
репродуктивного характера.
2. Демонстрация, Рассматривание (предметов, репродукций, диафильмов,
слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим:
дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных
художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
Приемы:
• показ способов действий и движений;
• показ образца.
2. Словесные методы и приемы обучения.
Словесные методы обеспечивают живое общение между педагогом и детьми. С
помощью речевого воздействия воспитатель может вызвать у дошкольников
эмоциональный отклик, побудить их сформировать свое отношение к содержанию
передаваемых знаний.
К словесным методам относятся: рассказ педагога, рассказы детей,
беседа, чтение художественной литературы.
1.Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми
учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея,
мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно
личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь
взрослого выразительна.
2.Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах,
из детского опыта, творческие рассказы) .
3.Беседа.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические
беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые
(обобщающие) беседы.
4.Чтение художественной литературы.
Приемы:
• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной
деятельности);
• указание (целостное и дробное);
• пояснение;
• объяснение;
• педагогическая оценка;
• беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т. п.).
3. Практические методы и приемы.
Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают
дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение
дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических
действий с предметами определить их основные свойства и характеристики,
установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий.
Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний,
чем любые другие дидактические приемы. Ребенок гораздо лучше запомнит, что
лимон кислый, если сам попробует его на
вкус и т.п. Выделяют четыре основных метода.
К практическим методам относятся: упражнение, элементарные опыты и экспериментирование,
моделирование.
1.Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или
практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского
характера, конструктивные, творческие) .
2. Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или
явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств
объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3.Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для
формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б.
Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения
(реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются
предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
4. Игровые методы и приемы обучения.
Игровой метод формирует творческое мышление, развивает воображение,
помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение.
К игровым методам относятся: дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра,
театральные игры, народные игры, подвижные игры, игры-драматизации,
настольно-печатные, компьютерные игры и с ТСО.
1.Дидактическая игра.
В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную
ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных
условиях. Применение данного метода предполагает наличие игрового оборудования,
распределение ролей и выполнение игровых действий.
2. Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры являются средством всестороннего развития ребенка.
Это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания,
впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные
отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет,
содержание и роль.
3. Театрализованные игры
Театрально-игровая деятельность
обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает
интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную
речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию
каждого ребенка.
4. Народные игры
Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не
только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и
различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к
народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной
программы детского сада.
5. Подвижные игры
Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у
детей сосредоточенность, внимание при запоминании движений, точность движений и
ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение
выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку,
смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил,
переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать
свои движения. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с
действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие
становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка
6.Игры-драматизации
Игра драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид
игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности
тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры,
последовательности действий определены заранее. Такая игра труднее для детей,
чем подражание тому, что они видят в жизни: требуется представить образы
героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный
запас знаний, умений, навыков, поэтому данный вид игровой деятельности
приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте. При
целенаправленном руководстве воспитателя эти игры имеют большое значение. Они
обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе,
родному слову.
7. Настольно-печатные игры
Настольно - печатные игры – это
интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром,
миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они
разнообразны по видам: "лото", "домино", парные
картинки". С помощью
настольно-печатных игр можно успешно
развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание,
учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки
самоконтроля.
8. Компьютерные игры и с ТСО
Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических
устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе
с целью его оптимизации.
В ДОУ используются следующие технические средства (ТСО): ноутбук,
музыкальный центр, телевизор, мультимедийный проектор и др.
Каждый метод состоит из приемов, которые являются его элементом,
составной частью, отдельным действием в реализации.
Приемы:
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых действий;
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.