Основная общеобразовательная программа - образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная
программа - документ, определяющий стратегию образовательной деятельности
конкретного уровня образования. Вместе с тем такой вариант представления
программы начального общего образования не предполагает механического,
формального её копирования. При создании своей программы начального общего
образования образовательная организация учитывала следующие требования.
1. Программа
строилась с учётом особенностей социально-экономического развития региона,
специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных
особенностей и истории края; конкретного местоположения образовательной
организации.
2. При
подготовке программы учитывался статус младшего школьника, его типологические
психологические особенности и возможности, что гарантирует создание комфортных
условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и
эмоционального благополучия каждого ребёнка.
3. При
необходимости программа начального общего образования предполагает создание
индивидуальных учебных планов, особенно в случаях поддержки одарённых младших
школьников (в том числе для ускоренного обучения) или детей, входящих в особые
социальные группы (дети мигрантов; дети с особым состоянием здоровья, с
девиантным поведением и др.).
4. Обязательным
требованием является учёт запросов родителей (законных представителей)
обучающегося: организация курсов внеурочной деятельности, факультативные
занятия, индивидуальные консультации и др.
5. Образовательная организация учитывала санитарно-эпидемиологические
правила и гигиенические нормативы к организации обучения. С учётом современной
действительности в образовательной программе прописаны требования к обучению в
дистанционном режиме.
Основная
образовательная программа построена в соответствии с логикой представления образовательной
организацией программы начального общего образования и раскрывает возможный
вариант наполнения следующих разделов: целевой, содержательный,
организационный.
Целевой раздел ООП отражает основные
цели начального общего образования, т.е. психические и личностные
новообразования, которые могут быть сформированы у младшего школьника к концу
его обучения на первом школьном уровне. Раздел включает рекомендации по учёту
специфики региона, особенностей функционирования образовательной организации и характеристику
контингента обучающихся. Обязательной частью целевого раздела является
характеристика планируемых результатов обучения, которые должны быть достигнуты
обучающимся-выпускником начальной школы, независимо от типа, специфики и других
особенностей образовательной организации. Планируемые результаты в соответствии
с ФГОС НОО включают личностные, метапредметные и предметные достижения младшего
школьника на конец его обучения в начальной школе. Личностные результаты
отражают новообразования ребёнка, отражающие его социальный статус:
сформированность гражданской идентификации, готовность к самообразованию,
сформированность учебно-познавательной мотивации и др. Метапредметные
результаты характеризуют уровень становления универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных, регулятивных) как показателей умений обучающегося учиться,
общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать своё поведение и
деятельность. Предметные результаты отражают уровень и качество овладения
содержанием учебных предметов, которые изучаются в начальной школе.
Даются
рекомендации к возможному расширению и уточнению планируемых результатов с
учётом особенностей функционирования образовательной организации (наличие
индивидуальных программ обучения, модульный принцип обучения, кадровый состав
преподавателей высокой квалификации, родной язык обучения др.).
В целевом
разделе представлены единые подходы к системе оценивания достижений планируемых
результатов освоения программы начального общего образования. Даются рекомендации
по контролю метапредметных результатов обучения и требования к его организации.
Содержательный раздел ООП
включает характеристику основных направлений урочной деятельности
образовательной организации (рабочие программы учебных предметов, модульных
курсов), обеспечивающих достижение обучающимися личностных, предметных и
метапредметных результатов. Раскрываются подходы к созданию индивидуальных
учебных планов, соответствующих «образовательным потребностям и интересам
обучающихся» (пункт 6.3. ФГОС НОО). В раздел включены требования к разработке
индивидуальных учебных планов для обучающихся, проявляющих особые способности в
освоении программы начального общего образования, а также требования к
разработке программ обучения для детей особых социальных групп. Раскрываются
общие подходы к созданию рабочих программ по учебным предметам, даётся пример
их конкретной разработки. Рассматриваются подходы к созданию образовательной
организацией программы формирования универсальных учебных действий на основе
интеграции предметных и метапредметных результатов обучения. Характеризуется
вклад учебного предмета в становление и развитие УУД младшего школьника.
В ООП
представлен возможный вариант рабочих программ по всем учебным предметам
начальной школы. Тематическое планирование выделено в отдельный документ,
который не входит в текст данного документа, но его можно найти на сайте
https://edsoo.ru.
Представлен
вариант программы воспитания, который образовательная организация может
использовать как образец для создания своей программы с возможной
корректировкой в соответствии с условиями жизнедеятельности образовательной организации,
преемственности и перспективности построения системы воспитательной работы с
обучающимися.
Организационный раздел даёт
характеристику условий организации образовательной деятельности, раскрывает
особенности построения учебного плана и плана внеурочной деятельности,
календарных учебных графиков и планов воспитательной работы. Предлагаются
рекомендации по учёту особенностей функционирования образовательной
организации, режима её работы и местных условий. Раскрываются возможности
дистанционного обучения и требования к его организации в начальной школе.