Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального общего
образования (далее – НОО) обучающихся с задержкой психического развития (далее
– ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ЗПР
с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
АООП НОО (вариант 7.2)
адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития
несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или
локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности).
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с
ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения с образованием сверстников, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь
в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными
потребностями или в условиях общего образовательного потока. Адаптированная
основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на основе Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с ЗПР, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря
2015 г. № 4/15), с учетом материально-технических, кадровых и организационных
ресурсов МБОУ «Белоярская СОШ № 14», а также образовательных потребностей и
запросов участников образовательного процесса.
АООП НОО обучающихся с ЗПР
определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательной деятельности при получении начального общего образования
обучающимися с ЗПР.
Структура адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития состоит из двух частей:
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
АООП НОО обучающихся с ЗПР
содержит три раздела:
целевой,
содержательный;
организационный.
Целевой
раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации
АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты
освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО;
систему оценки достижения
планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный
раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ЗПР и включает следующие
программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов:
программу
формирования универсальных учебных действий; программу отдельных учебных
предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
программу
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР; программу
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу
коррекционной работы; программу внеурочной деятельности.
Организационный
раздел включает учебный план НОО (реализующий предметные и
коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему
специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Цель
реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) — обеспечение выполнения
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение
поставленной цели при разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР
предусматривает решение следующих основных задач:
•
достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР с
учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей;
• коррекция
нарушений развития и социальная адаптация с учетом особенностей
психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей обучающихся с
ЗПР;
•
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности
обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе
нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
• создание
благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
•
обеспечение доступности получения начального общего образования;
•
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление
и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через организацию их
общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы,
организацию художественного творчества и др. с использованием системы студий и
кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия),
проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• участие
педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей)
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. В
основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР положены
дифференцированный, деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный
подход к созданию и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал
развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно - практической и учебной).
Системный подход в образовании обучающихся ЗПР предполагает включение речи на
всех этапах учебной деятельности обучающихся.
Планируемые
результаты реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР обеспечивают связь между
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, образовательным процессом и системой
оценки результатов освоения АООП НОО, уточняя и конкретизируя общее понимание
личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной
программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики
обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки; являются
содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных
предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества
освоения обучающимися АООП НОО.
Освоение
АООП НОО обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов:
личностных, метапредметных и предметных, которые соответствуют ФГОС НОО.
Система
планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями –
познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными
через специфику содержания того или иного предмета - овладеют обучающиеся в
ходе образовательной деятельности.
В системе
планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный
характер, т. е. служащий основой для последующего обучения. Планируемые результаты освоения
АООП НОО обучающимися с ОВЗ дополняются результатами освоения Программы
коррекционно-развивающей работы.
Общий
подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения
АООП НОО (вариант 7.2) сохраняется в его традиционном виде. При этом
обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестации в иных формах, что требует внесения
изменений в их процедуру в соответствии с особыми образовательными
потребностями обучающихся с ЗПР и связанными с ними объективными трудностями.