Адаптированная основная общеобразовательная программа образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это
общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная
основная общеобразовательная программа образования (далее ― АООП) обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) самостоятельно
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре,
условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП, с учетом Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В основу
разработки и реализации АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный
подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает
учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение
дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и
структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в
образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной). Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В АООП
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает:
• придание
результатам образования социально и личностно значимого характера;
• прочное
усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
•
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
•
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное
усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) МБОУ «Белоярская СОШ №14» соответствует следующим принципам:
― принципы
государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
― принцип
коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― принцип
практической направленности, предполагающий установление тесных связей между
изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование
знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения
практико-ориентированных задач;
― принцип
воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и
понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
―
онтогенетический принцип;
― принцип
преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех
этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
― принцип
целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и
учебными предметами, входящими в их состав;
― принцип учета возрастных особенностей
обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты
личностных достижений; ― принцип учета особенностей психического развития
разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
― принцип
направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и
приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
― принцип
переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет
обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;
― принцип
сотрудничества с семьей.
Структура
АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой
раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Целевой
раздел включает:
−
пояснительную записку;
−
планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП образования;
− систему
оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования.
Содержательный
раздел определяет общее содержание образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы,
ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:
− программу
формирования базовых учебных действий;
− программы
отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области;
− программу
духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
− программу
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
− программу
внеурочной деятельности;
− программу
коррекционной работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Организационный
раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также
механизмы реализации АООП в МБОУ «Белоярская СОШ № 14».
Организационный раздел включает:
− учебный план;
− систему
специальных условий реализации основной образовательной программы в
соответствии с требованиями ФГОС.
Обучающийся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование
по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту
завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями
сверстников, не имеющих ограничений здоровья.