Адаптированная образовательная программа для ТНР ДОУ по ФАОП
Описание образовательной программы
Адаптированная
образовательная программа дошкольного образования, для дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи (далее «Программа») предназначена для осуществления
коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения
речи (ТНР) от 5-ти до 7-ми лет.
Программа
призвана обеспечить разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и
подготовку его к школьному обучению, направлена на организацию
коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками групп коррекционной
направленности в возрасте от 5 до 7 лет. Коррекционная деятельность включает
логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим
ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к
дошкольному образованию.
Адаптированная
программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и
организационного.
Целевой раздел включает в себя:
пояснительную
записку, описание цели и задач программы, принципы и подходы к её формированию,
характеристики, значимые для разработки программы, в т. ч. характеристики
особенностей развития детей дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР (ОНР), а также
планируемые результаты освоения Адаптированной программы.
Цель реализации Адаптированной программы - построение системы
коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы в группах для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет,
максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его
позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи Адаптированной программы:
-
способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их
психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
- создать
благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями;
- обеспечить развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с
другими детьми, взрослыми и миром;
-
способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс.
Решение
данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР психологическую
готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей образовательную
программу или адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми
нарушениями речи. Исходя из ФГОС ДО в Адаптированной программе учитываются:
1)
индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, связанные с его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие его особые
образовательные потребности;
2)
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
3)
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
4) возможности освоения ребенком с нарушением
речи Адаптированной программы на разных этапах ее реализации;
5)
специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе
использование специальных методов, методических пособий и дидактических
материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и
осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа направлена на:
-
преодоление нарушений развития различных категорий детей с ТНР, оказание им
квалифицированной помощи в освоении Адаптированной программы;
-
разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Содержательный
раздел Адаптированной программы раскрывает развитие личности, мотивации и способностей
детей в различных видах деятельности и описывает образовательную деятельность в
соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях:
-
социально-коммуникативное развитие;
-
познавательное развитие;
- речевое
развитие;
-
художественно-эстетическое развитие;
-
физическое развитие.
Адаптированная
программа раскрывает систему коррекционно-развивающей работы с детьми, службы
сопровождения, содержание и особенности работы воспитателей групп коррекционной
направленности, систему организации работы службы сопровождения, организацию
работы учителей-логопедов и педагогов-психологов.
В
Содержательном разделе Адаптированной программы описываются особенности
организации, формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями
дошкольников через решение следующих задач:
-
формирование психолого-педагогических знаний родителей;
-
приобщение родителей к участию в жизни группы компенсирующей направленности;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении
детей; - изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
В
Организационном разделе Адаптированной программы описаны
психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка, организация
развивающей предметно-пространственной среды, кадровые и
материально-технические условия реализации Адаптированной программы,
планирование образовательной деятельности, режим и распорядок дошкольников.