Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Основная
образовательная программа (далее Программа) МБОУ «Белоярская СОШ №14»
структурное подразделение «Детский сад» разработана
в соответствии с Федеральной образовательной программой ДО и ФГОС ДО.
Программа
обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учётом их
возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному,
познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
Используются
парциальные программы: инновационная программа дошкольного образования
«ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой, парциальная программа «Ладушки» И.
М. Каплунова, И. А. Новоскольцева, Модуль образовательной деятельности
«Социально – коммуникативное развитие» в направление «Формирование основ
безопасности жизнедеятельности» реализуется через парциальную программу «Основы
безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н.
Авдеевой, Программа театрализованной деятельности - Театр «Страна чудес» для
детей дошкольного возраста (5 - 7 лет), Программа «Мы живем на Урале»
О.В. Толстикова, О.В. Савельева – Екатеринбург:
ГАОУ ДПО СО «ИРО» - 2014 г.
Программа
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года»
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст.
7598; 2022, № 41, ст. 6959)
-
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. №
874
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением, внесенным
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября.2022 г. №
955
-
Санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.
-
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября
2022 г. № 1028)
- Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
Целью
Программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства
с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных
традиций.
К
традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего,
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
Цель
Программы достигается через решение следующих задач:
-
обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
-
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым
ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России;
-
создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру,
становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
-
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе
учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
-
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного
возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;
-
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
-
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка,
его инициативности, самостоятельности и ответственности;
-
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития,
охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
-
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования.
Программа
построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО, рекомендованных ФОП:
1)
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2)
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования;
3)
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических
работников (далее вместе - взрослые);
4)
признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5)
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6)
сотрудничество ДОО с семьей;
7)
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
8)
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности;
9)
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
10)
учёт этнокультурной ситуации развития детей.